Пасхальное послание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла

Пасхальное послание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла клиру, монашествующим и благочестивой пастве.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Каждый год в первое воскресение после полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия, и после еврейской пасхи православные христиане вспоминают страдания, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа, которые произошли более двух тысяч лет назад в то же самое время года. Эти воспоминания составляют самый великий церковный праздник, называемый новозаветной или христианской Пасхой. Если ветхозаветная пасха была установлена в честь спасения израильтян от египетского рабства, то в Пасхе христианской празднуется избавление всего человеческого рода от рабства диавола. Господь Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий пришел в мир для того, чтобы исполнить древнее обещание, данное Творцом первым людям на заре человеческой истории. В этом обещании содержалось указание на вражду, которая будет между диаволом и людьми, потомками праматери Евы. Вот в каких словах дано было это пророчество. «И вражду положу между тобою (то есть диаволом) и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3. 15). Это библейское пророчество, данное сразу после грехопадения первых людей, имеет величайшее значение. В нем приоткрывается тайна человеческой истории, в центре которой невидимая, но реальная борьба между добром и злом, между светом и тьмою (Ин. 3. 19-20; Ин. 7. 7).

Если под семенем жены следует понимать как весь человеческий род, так в прямом смысле тех, кто борется со злом, то под семенем диавола — «сынов погибели, противления, диавола (Ин. 8. 44; Деян. 13. 10). Как из среды этих наследников и детей диавола Священное Писание особенно выделяет одного «великого противника», «человека беззакония и сына погибели», то есть антихриста (2 Фес. 2. 3-4), так в полной параллели с этим выделяет и одного Великого Потомка, рождаемого от жены (Галл. 4. 4-5), как победителя над диаволом. Этот Великий Потомок праматери Евы и есть Господь Иисус Христос. Спаситель победил диавола своим словом, которое сильнее и убедительнее всякого человеческого слова и всякой человеческой мудрости. Он победил диавола своим терпением, которое не удалось сломить жесточайшими пытками и мучительным умиранием на кресте. И, наконец, Он победил его Воскресением, ибо в Воскресении упразднилась смерть, которая была апогеем борьбы диавола, с Сыном Божиим. «Поглощена смерть победою, — восклицает апостол Павел словами пророка (Ис. 25. 8; Ос. 13. 13), «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа (1 Кор. 15. 54-55).

Однако Воскресением Христовым не завершилось вселенское космическое противостояние добра и зла, о котором было сказано в первом пророчестве (Быт. 3. 15). Вражда между семенем жены и семенем диавола, начавшись с момента грехопадения первых людей, проходит через всю мировую историю. Для диавола это борьба со смертельным исходом, ибо он поражен в главу силой Воскресения, для людей же, потомков Евы – с незначительным уроном — ужалением в пяту. Однако это ужаление нередко воспринимается как удар страшной и непреодолимой силы, как некая победа зла. Порой нам действительно кажется, что зло торжествует, что диавол сильнее Бога, а зло сильнее добра. Напуганные или соблазненные злом, мы нередко встаем на его сторону, наивно полагая, что с помощью зла сможем решить свои личные или даже общенациональные задачи.

Так бывало в прошлом, когда народ наш, отказавшись от Бога и потеряв способность отличать добро от зла, совершал злодеяния, думая, что тем самым служит добру и правде. Так и сегодня многие считают возможным осуществлять свои желания, опираясь на зло и неправду, используя греховные средства для достижения поставленных перед собой целей. Размышления о смысле и значении Христова Воскресения должны помочь понять разницу между смертельным ударом в голову и досадным и раздражительным ужалением в пятку. Тот, кто избирает себе в союзники зло, обрекается на поражение, встает в ряды побежденных. Никакого подлинного благополучия, радости и счастья невозможно достигнуть злыми средствами. Зло, проистекающее от побежденного диавола, не может обеспечить победы. Победа за теми, кто со Христом. Сказанное имеет отношение к нашей повседневной жизни и к жизни вечной, ибо борьба добра со злом, в которой злу нанесено смертельное ранение Воскресением, завершится тогда, когда Христос вступит в борьбу с антихристом и поразит его в голову (2 Фес. 2. 8-9), завершив драму человеческой истории и открыв новую страницу жизни, где не будет зла, но «будет Бог все со всем» (Кор. 15. 28).

Свидетельствуя ближним и дальним о Воскресении Спасителя, вместе с апостолом Павлом возблагодарим Бога, «даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор. 15. 57).

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляя со светлым праздником святой Пасхи, желаю сохранить и приумножить веру в спасительную силу Воскресения Христова.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский
Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата

Смотрите также