Митрополит Кирилл дал интервью телепрограмме «Вести недели»: «Богатство — это колоссальный вызов»

4 марта 2007 года, в канун открытия XI Всемирного Русского Народного Собора, информационно-аналитическая телепрограмма «Вести недели» (Россия) попросила председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и заместителя Главы Собора митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла рассказать о предстоящем событии. Ниже воспроизводится полная текстовая версия беседы в студии «Вестей недели» ведущего программы Андрея Кондрашова с Владыкой Кириллом.

Ведущий: Богатство и бедность — два исторических вызова России. Вокруг этой темы скрестят копья духовенство, власть, интеллигенция и общественные деятели 5 марта, когда в Москве откроется XI Всемирный Русский Народный Собор. Владыко, что станет основной темой Собора?

Митрополит Кирилл: Действительно, сегодня это главный исторический вызов России. У проблемы богатства и бедности есть много измерений. В сюжете, который предварял нашу беседу, было представлено скорее личностное измерение. Поневоле вспоминаешь слова Священного Писания: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Ибо богатство — это колоссальный вызов нравственной природе человека. Нужно быть весьма духовно зрелым и нравственно сильным человеком, чтобы достойно принять этот вызов, не утратить верных жизненных ориентиров. То, как подчас расходуется богатство, созидавшееся многими поколениями соотечественников, но в итоге доставшееся весьма немногим, действительно является греховным. И вот это, если хотите, духовное измерение проблемы богатства и бедности будет в центре внимания Собора.

Ведущий: Полагаю, что на Соборе Вам придется услышать и такие предложения, как все забрать и поделить. На эти дни приходится 90-летие Февральской революции, после которой был Октябрь, когда уже вовсю отнимали и делили. Какой будет Ваша позиция, если станут раздаваться такие предложения?

Митрополит Кирилл: Это глупые предложения, но при этом очень соблазнительные. Ведь наш народ уже соблазнялся на такого рода призывы, а в итоге погрузил страну в хаос революции, в кошмар Гражданской войны, совлек ее с магистрального пути исторического развития. Так что мы хорошо знаем, чем обернулось такого рода искушение. И поэтому все призывы забрать, отнять, раздать и поделить под лозунгом «мир хижинам — война дворцам», все попытки социальной редукции бытия к некоему среднеарифметическому уровню, которым все мы якобы будем наслаждаться, — это в России никак не может быть воспринято народом. Ибо трагический опыт нашей страны убеждает в том, что это демагогия.

Но, как неоднократно заявляла Церковь, экономика страны должна быть не только эффективной, но и справедливой. И, значит, идея социальной справедливости, утверждение принципа выравнивания нынешних колоссальных имущественных диспропорций сегодня должны быть в центре внимания общества, в центре внимания нашей национальной политики.

Сегодня заявляют о себе некоторые партии, которые, кстати, в свое время приложили немало усилий к тому, чтобы у России вообще исчезли всякие деньги. Ныне они предлагают, чтобы появившиеся у страны свободные средства были обязательно разделены между всем населением или между какой-то частью населения. Я не думаю, что следует серьезно воспринимать эти призывы. Это все в прошлом, это — политическая демагогия. Сегодня нам нужно найти решение проблемы растущего социального и материального расслоения в обществе, научиться развивать экономику с человеческим лицом. Нам нужны социальная справедливость и общественная стабильность, дабы не повторилось того кошмара, который уже был в истории России.

Ведущий: Это и есть предложение Церкви в противовес идее все отнять и поделить, если таковая прозвучит на Соборе?

Митрополит Кирилл: Предложения, которые прозвучат на Всемирном Русском Народном Соборе, будут им подвергнуты всестороннему рассмотрению и серьезной экспертизе. У темы богатства и бедности, помимо личностного измерения, о котором мы говорили, есть еще и макроэкономическая сторона.

На долю России, по разным подсчетам, приходится от 30 до 40 процентов всех природных ресурсов планеты. Кроме того, наша страна входит в десятку самых просвещенных стран. Число людей с высшим образованием в пересчете на количество населения у нас выше, чем во многих развитых странах.

Возникает вопрос: почему тогда в России существует бедность? Почему нас сегодня нельзя в этом отношении сравнить с развитыми государствами, почему мы отстаем от них? Когда бываешь в таких странах, как, например, Намибия, Ангола или Южная Африка, где также сосредоточены огромные природные ресурсы и спрашиваешь о причинах здешней бедности, то следует немедленный ответ: у нас нет людей. Мы посылаем нашу молодежь учиться на Запад, но она не возвращается домой. Поэтому не растет интеллектуальный и кадровый потенциал нации. Такие слова можно услышать в очень многих развивающихся странах.

Однако ответ на вопрос, почему бедна Россия, далеко не столь очевиден. На него невозможно сразу, однозначно и исчерпывающе ответить. Этот ответ должна найти коллективная соборная мысль. Мы очень надеемся на то, что эта уникальная площадка для диалога, будучи абсолютно не политизированной, даст возможность представителям различных кругов нашего общества свободно изложить свое видение проблемы, помочь понять причины нашей бедности, рассмотреть пути решения этого насущного вопроса.

Ведущий: Обладание материальным богатством не всегда сопряжено с духовной нищетой, равно как и бедный человек не обязательно будет духовно богат. Может ли Россия ожидать духовного возрождения без экономического процветания?

Митрополит Кирилл: Это имеет прямое отношение к проблеме ценностей. То, что является воплощением богатства для одного человека, будет выглядеть нищетой в глазах другого. Как богатые люди распределяют свое богатство, как они себя ведут? Это же ведь тоже вопрос ценностных ориентаций.

Пока что наше общественное бытие не регулируется ясной системой ценностей. Соответственно, наша система образования и наша культура, средства массовой информации не встроены в систему определенных духовно-нравственных ценностей и не работают во имя ее утверждения. И до тех пор, покуда этого нет, мы неизбежно будем сталкиваться как с самой чудовищной демонстрацией власти денег, так и с самыми вопиющими проявлениями бедности.

Очевидно, что в конечном итоге будущее России зависит от успехов в экономическом развитии, от того, как будут набирать силу наша промышленность и сельское хозяйство, каковы будут инфраструктурные изменения в стране.

Но, по крайней мере, в не меньшей степени и напрямую судьба России будет зависеть также и от того, в какой системе ценностей будет развиваться личное, семейное и общественное бытие нашего народа.

Ведущий: О каких именно ценностях идет речь?

Митрополит Кирилл: Я думаю, что Собор будет об этом серьезно говорить, эта тема очень важна. Должен сказать, что Россия за свою тысячелетнюю историю сформировала определенный корпус ценностей, которые имеют отношение и к духовному бытию человека, и к его материальной жизни, и к общественным отношениям, и к межличностным связям.

Представление об этих ценностях испокон века как бы присутствует в самой природе нашего народа. Но сколько же на протяжении XX столетия было брошено сил на то, чтобы разрушить эти ценности! Да и сейчас в этом направлении делается, к сожалению, немало. Поэтому вычленить и представить в качестве общественно значимой эту духовную, культурную, нравственную, аксиологическую основу нашего национального существования, — вот задача Собора. И я не вижу никакой другой силы, которая справилась бы с этой задачей.

Ведущий: Но это фактически получается национальная идея…

Митрополит Кирилл: Совершенно верно – это получается национальная идея…

Ведущий: Очень опасный вопрос: русская и нерусская Россия, значение русского фактора в нашей стране. На прошлом Соборе эта тема уже поднималась. Какое внимание в этот раз вы будете уделять этому вопросу?

Митрополит Кирилл: Мы уделим максимум внимания тому, что я назвал бы «национальным проектом Россия». Ведь мы по природе своей страна, которая опирается на культуру многих народов. И поэтому вся сфера межнациональных, межэтнических, межрелигиозных, межкультурных отношений должна быть включена в дебаты о будущем России.

Есть еще очень важная тема — роль русской культуры, которая в преломлении нашего многонационального контекста также выступает в роли многонациональной. Конечно, об этом мы тоже будем говорить на Соборе.

Ведущий: Все-таки откройте тайну. 5 марта Вы будете выступать с основным докладом на Всемирном русском Соборе. Будете ли Вы предлагать, с чего нам следует начать?

Митрополит Кирилл: Я хотел бы озвучить какие-то свои мысли на Соборе, а уже потом иметь возможность их обсудить, в том числе и в Вашей студии. Пока же скажу, что завтра мне хотелось бы говорить именно о будущем России, в том числе и об идейной основе нашего исторического развития.