Митрополит Кирилл в интервью телепрограмме «Доброе утро, Россия!»: «У нас до сих пор нет ответа на простой вопрос: почему мы бедны, когда так богаты»
5.03.2007 · Архив 2005-2009, Документы
5 марта 2007 года, за несколько часов до торжественного открытия в Храме Христа Спасителя XI Всемирного Русского Народного Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы обозревателя телепрограммы РТР «Доброе утро, Россия!» Владислава Завьялова.
Ниже публикуется текстовая версия выступления Владыки Кирилла в утренней программе телеканала «Россия».
Ведущий: Владыко, Вы возглавляете секцию, которая будет обсуждать экономическое будущее страны. Мы привыкли к тому, что ее природные ресурсы и недра — наше основное богатство, главный источник национального дохода. Но в самом названии секции: «Природные ресурсы — путь к богатству или бедности? Перспективы экономического развития России», — содержится вопрос… Почему?
Митрополит Кирилл: Потому что трудно понять, отчего в богатой России так много бедных людей и почему тема бедности является актуальной для такой страны, как наша. Ибо мы действительно обладаем огромными запасами природных ресурсов, наверное, нигде в мире не сосредоточено столько природных богатств, сколько есть у нас. Плюс к тому высокий уровень образования, науки и культуры, наша тысячелетняя национальная традиция, — все это свидетельствует, что страна обладает всеми необходимыми условиями и предпосылками для того, чтобы быть одной из самых богатых держав в современном мире. А у нас до сих пор нет ответа на простой вопрос: почему мы бедны, когда так богаты.
И вот именно этот вопрос будет внимательно рассмотрен на XI Всемирном Русском Народном Соборе. Его тема так и сформулирована — «Богатство и бедность: исторические вызовы России». И поскольку на Соборе будут люди, принадлежащие не только к миру политики, экономики, социологии, но и представители общественных структур, институтов гражданского общество, широких слоев интеллигенции, а также просто социально активные граждане, будет важно выслушать их коллективное мнение, чтобы лучше понять, как мы сами себя сегодня воспринимаем.
– Собор может найти ответ на этот вопрос?
– Собор, я полагаю, может обрисовать некие принципиальные контуры решения этой проблемы. Прежде всего потому, что наш Собор не является сообществом узких специалистов, так что соборная дискуссия будет носить особый характер. Это не дебаты экспертов, хотя, конечно, обсуждение будет проходить при непосредственном участии признанных специалистов в различных областях. Но Собор ставит перед собой задачу выработать некое стратегическое видение того, куда страна должна идти, как она должна развиваться, чтобы Россия действительно была богатой страной и чтобы мы навсегда забыли слово бедность.
– В недавних интервью Вы говорили о национально-духовном коде, который необходимо сохранить России, проводя модернизацию. И поскольку код подразумевает некий шифр, то какие понятия скрывает код, о котором Вы говорите?
– Этот исторический код заключает в себе те самые понятия, которые сформировались на протяжении нашей тысячелетней истории под очень сильным влиянием духовного фактора, прежде всего, под влиянием Православия, а также других традиционных религий. Эта совокупность духовно-нравственных ценностей представляет собой определенную систему мировосприятия, которая сформировалась в недрах народного бытия и потому представляет огромное значение для нашей повседневной жизни. И модернизация страны без учета всей полноты отечественного духовного и культурного наследия, на наш взгляд, обречена на неудачу. Подобно тому, как обреченными на неудачу в прошлом оказывались многие другие попытки реформировать Россию.
– Владыко, но совокупность этих духовных истин может послужить основой нашей национальной идеи…
– Я думаю, что контуры этой национальной идеи сегодня начинают вырисовываться. Известно, что несколько лет тому назад группа специалистов уже работала над тем, чтобы сформулировать концепцию национальной идеи для современной России, однако из этого ничего не получилось и получиться не могло. А вот народное сознание способно обозначить некие контуры этой национальной идеи, этого национального проекта. И нам очень хотелось бы, чтобы принципы, которыми описывался бы этот национальный проект, были выработаны в ходе соборных обсуждений.
– Во Франции напечатана Ваша книга, в которой Вы предупреждаете западное общество об опасности слепого следования только идее прав и свобод человека, об опасности отказа от традиционных нравственных ценностей и разрушения их. В своей книге Вы предупреждаете, что в противном случае человеческое общество может погибнуть. Это актуально для России?
– Это актуально для всего мира. Может быть, поэтому в разных странах эта книга была воспринята с интересом. Не хочу сказать этим, что все согласились с тем, о чем я говорю, но, по крайне мере, такая позиция вызвала интерес, а во многих случаях и согласие. В связи с этим весьма симптоматичным выглядит тот факт, что после публикации я получил личное письмо Папы Римского Бенедикта XVI, который поддержал главные идеи, сформулированные в этой книге. Папа, как известно, не так часто откликается на выход в свет тех или иных книг, особенно написанных в России. По крайней мере, для меня как автора это было впервые. Это, конечно, свидетельствует прежде всего о большом интересе к идеям, высказанным в книге. Но также и о том, что в современном мире христиане Запада и Востока способны сообща отстаивать те основополагающие принципы, о которых я размышлял.
– Вы отвечаете за внешние связи Русской Православной Церкви, за ее контакты с миром, Вы активный сторонник развития таких контактов. А как Вы воспринимаете критику противников диалога Московского Патриархата, например, с Зарубежной Церковью, с другими конфессиями?
– Любую критику воспринимаю положительно, когда она содержит в себе рациональное зерно, когда она может быть положена в основу серьезной дискуссии. Ведь без критики не может быть движения вперед, без конструктивной критики очень легко сбиться с пути. Критика же помогает внести необходимые коррективы, и нередко она ставит перед собой именно такую позитивную задачу.
Но иногда критика преследует совсем иную цель — спровоцировать разделение внутри Церкви, разогреть конфликт внутри общества, помешать достижению каких-то важных положительных результатов. Так что критика, которая сегодня движима активным неприятием в том числе и межрелигиозных отношений, в которых участвует Русская Православная Церковь, как нам кажется, является злонамеренной и направленной на достижение вполне конкретных деструктивных целей.
– Вы говорите о так называемом «открытом письме епископа Диомида»?
– Речь идет не столько о епископе Диомиде, о котором еще неизвестно доподлинно, насколько он был лично вовлечен во всю эту историю, сколько об определенной группе политически ангажированных людей, которые выступают категорически против объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. И тот демарш, который они предприняли, был направлен как раз на то, чтобы спровоцировать в лоне Русской Зарубежной Церкви протест против предполагаемого объединения. Это было сделано для того, чтобы, быть может, дать прощальный залп вслед процессу объединения, которого его противникам уже не остановить. Хотя я не уверен, что это последняя попытка нанести удар, можно ожидать и других подобных акций, ставящих своей целью любой ценой разрушить перспективы нашего церковного объединения.
– По Вашему мнению, это объединение — дело близкого будущего?
– 17 мая 2007 года мы предполагаем торжественное подписание в Храме Христа Спасителя Акта о каноническом общении, знаменующего наше объединение. И в преддверии этого исторического события следует ожидать активизации тех сил, которые категорически не приемлют Русской Православной Церкви, ибо видят в ней опасность для своих собственных политических интересов.