Митрополит Кирилл дал интервью греческой газете «Вима» («Вима» №14999 от 25 февраля 2007)

25 февраля в греческой газете «Вима» было опубликовано интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

В прошлом году Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата исполнилось 60 лет. Вы – его ровесник. Каким было трудное, самое болезненое решение, которое пришлось принимать за эти годы и за годы Вашей работы в Отделе?

– Отдел внешних церковных связей был учрежден в 1946 году. Тогда никто не думал о полномасштабных международных связях Русской Православной Церкви – в первую очередь необходимо было восстановить отношения с русской эмиграцией, с другими Поместными Православными Церквами, создать небольшую канцелярию, через которую могли бы осуществляться каждодневные связи между Церковью и государственными структурами.

Основу современной многосторонней и масштабной деятельности Отдела заложили основатель нашего учреждения митрополит Николай (Ярушевич) и его преемник митрополит Никодим (Ротов). Они создали тот Отдел, на который впоследствии легла непростая ноша выстраивания церковно-государственных, церковно-общественных, межрелигиозных и межконфессиональных отношений в момент распада Советского Союза, слома устоявшихся социальных связей, в период искушения расколов и разделений.

Весьма трудно определить самые болезненные решения, которые приходилось принимать руководителям Отдела. Непростых решений хватало и в советское время, и в последующие пятнадцать лет. Основной же заботой руководства и сотрудников Отдела внешних церковных связей было обеспечивать адекватное присутствие Церкви в общественной жизни, способствовать тому, чтобы голос Православия не прекращал звучать ни в России, ни в мире, чтобы Русская Православная Церковь, вне зависимости от исторических обстоятельств, осуществляла свою главную миссию на земле – приведение людей ко спасению.

В конце ноября Папа Римский Бенедикт XVI посетил с визитом Вселенский Патриархат. На Ваш взгляд, возможен ли приезд Понтифика в Москву?

– Прежде всего, хочу напомнить, что даже в самые сложные периоды отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами мы никогда не исключали в принципе возможности приезда Папы Римского в Россию или его встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на территории другой страны. Но, по нашему глубокому убеждению, это историческое событие должно свидетельствовать о положительных изменениях в отношениях между двумя Церквами. Достигнуть этого возможно при условии разрешения ряда конкретных проблем, существующих в наших отношениях, – миссионерской деятельности католиков в России и других странах СНГ и конфликта между православными и греко-католиками на Украине. Убежден, что основанием для улучшения взаимосвязей может быть близость позиций наших Церквей по таким актуальным вопросам современности как проблемы нравственности, вопросы биоэтики, необходимость проповеди и защиты традиционных христианских ценностей.

Появилась информация, что Вы вмешались в ситуацию вокруг Эсфигменского монастыря, потребовав от Вселенского Патриарха не допустить изгнания братии, засевшей в обители. Что именно Вы потребовали от Вселенского Патриарха и что Вы ответите тем, кто обвинил Вас во вмешательстве во внутренние дела Святой Горы, которая находится в юрисдикции Патриарха Варфоломея?

 

– В данном случае речь, видимо, идет об искаженном изложении событий четырехлетней давности. Как вы помните, в 2003 году произошло обострение конфликта вокруг афонского Эсфигменского монастыря. Пресса сообщала, что при попытке попасть в блокированную обитель погиб один из ее насельников, в печати назывались различные даты его штурма. Дальнейшая эскалация конфликта могла бы привести к новым жертвам, что, с нашей точки зрения, не допустимо на этом святом месте. Своей обеспокоенностью мы поделились с братской Константинопольской Церковью. В нашем обращении не содержалось каких-либо требований. В этом легко убедиться, ознакомившись с его текстом, размещенным в соответствующем разделе Официального интернет-сайта Русской Православной Церкви. Напротив, было ясно сказано, что наша Церковь уважает духовную юрисдикцию Святейшего Константинопольского Престола и не собирается вмешиваться в события на Святой Горе.