Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2006 года (Часть 5)
27.12.2006 · Архив 2005-2009, Документы
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
На прошлом собрании все направления, по которым должно развиваться социальное служение Церкви, разбирались очень подробно. Радостно видеть осознание важности священнослужителями этого служения и некоторые позитивные сдвиги по сравнению с прошлогодней ситуацией.
Так, например, 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Москве был организован «День милосердия и сострадания ко всем в узах и темницах пребывающим». Это мероприятие проходит уже не в первый раз, и с каждым годом привлекает к себе все больше внимания. В храмах города собирались пожертвования, заключенные могли присутствовать на богослужениях. Священнослужители посетили все московские тюрьмы и передали заключенным тринадцать тысяч праздничных подарков.
Все заметнее становится роль Церкви в борьбе с пьянством и наркоманией. 18 мая этого года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», был проведен «День надежды. За здоровый и нравственный образ жизни», когда мы вместе с близкими страдающих алкоголизмом молились за скорейшее исцеление их родных.
Большая часть социального служения в нашей епархии ведется и координируется Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете. На прошлом собрании перед Комиссией был поставлен ряд задач, часть из которых была успешно решена, а часть решается в настоящее время.
4 октября сего года между Московской епархией Русской Православной Церкви и Департаментом здравоохранения Москвы было подписано соглашение о сотрудничестве, а 6 октября аналогичное соглашение было подписано и между Московской епархией и Департаментом социальной защиты населения. Эти соглашения открывают новые перспективы в деле сотрудничества во благо нуждающихся и страждущих. Например, уже восемь из одиннадцати городских православных сестричеств работают в государственных больницах. В апреле нынешнего года состоялся первый набор на курсы требных сестер, которые будут помогать священникам в их больничном служении.
Нельзя не отметить работу одного из подразделений Комиссии по церковной социальной деятельности – службы «Автобус милосердия». Очень сильные холода минувшей зимы, принесшие немало неприятностей даже благополучным людям, для бездомных стали настоящей трагедией. Зимой 2005-2006 года их существование, и без того тяжелое, превратилось в непрерывную борьбу за выживание. За прошлую зиму сотрудники этой службы спасли от неминуемой гибели на улице 1799 человек. «Автобус милосердия» продолжил работу и в теплое время года – бездомные обращались к его сотрудникам за медицинской помощью, а также за консультациями в социальных вопросах. За время работы дневного автобуса зафиксировано 3827 обращений за медицинской помощью, 87 человек удалось отправить домой. За самоотверженную работу сотрудники службы помощи бездомным были удостоены Патриарших наград. С осени 2006 года «Автобус милосердия» работает круглосуточно. Контактный телефон – 764-49-11.
Комиссия по церковной социальной деятельности начала работу с освобождающимися заключенными. Так, например, ее сотрудники встречают проезжающих через Москву несовершеннолетних девушек, освободившихся из Новооскольской колонии, устраивают для них экскурсии по городу, отвечают на вопросы, иногда, если того хотят сами освободившиеся, идут с ними в храм. Такие встречи показывают бывшим заключенным возможность изменения их жизни. Однако очень важно, чтобы это начинание Комиссии было поддержано приходами на местах проживания этих девушек. Приходы должны не только переписываться с заключенными, но и, по возможности, помогать им после освобождения вернуться к нормальной жизни. Это сложная, но очень важная задача.
Комиссии следует разработать механизм сотрудничества с администрациями исправительных заведений и епархиями, в состав которых входят города, куда возвращаются бывшие заключенные, проезжающие через Москву транзитом.
Кроме того, в 2006 году была продолжена работа в государственных интернатах для детей-инвалидов. На начало года сотрудничество было налажено только с двумя из восьми интернатов, а сейчас окормляются уже шесть из них. Надеемся, что в наступающем году и для двух оставшихся найдутся добровольцы.
В связи с помощью детям-инвалидам и другим тяжелобольным хотелось бы затронуть очень важную и острую тему. Оскудение веры приводит к оскудению милосердия – мы это видим даже по сообщениям новостей. В последнее время в обществе, особенно западном, оживились дискуссии о допустимости эвтаназии, то есть умерщвления неизлечимых больных и тяжелых инвалидов, в том числе новорожденных младенцев. Для православного сознания обсуждение возможности убить беззащитного и невинного младенца или старика само по себе нечто вопиющее.
Церковь всегда совершенно определенно высказывалась о недопустимости такого убийства, пусть и прикрываемого благовидными целями облегчения страданий и согласием самого пациента. С православной точки зрения, это либо помощь в самоубийстве, либо просто убийство безгласного, беспомощного человека медиками, действующими под влиянием самонадеянного, жестокого и грубо материалистического обольщения и считающих, что «так ему будет лучше».
Хочу напомнить вам о необходимости разъяснять позицию Церкви по вопросу эвтаназии. Ведь часто невоцерковленные люди обращаются в наши храмы и на интернет-сайты с насущными для них вопросами – вопросами жизни и смерти. Особенно это касается клириков, несущих служение в больничных храмах и окормляющих медицинские учебные заведения.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что обязательно нужно напоминать прихожанам об ответственности и важности усыновления. Комиссией организованы курсы для будущих усыновителей и воспитателей, но пока еще не создан центр усыновителей, где семьи могли бы делиться опытом и получать консультации. Такой центр очень нужен, его следует создать как можно скорее.
Напомню вам справочный телефон Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы – 107-70-01. По этому номеру можно обращаться с любыми вопросами и предложениями, связанными с социальной деятельностью Церкви. Обращаю ваше внимание на то, что с декабря 2006 года этот телефон стал работать круглосуточно. Сегодня вам раздадут плакаты с телефоном скорой социальной помощи. Такой плакат должен находиться на доске объявлений в каждом храме.
В минувшем году в нашем городе по милости Божией не было чрезвычайных событий, аварий и катастроф, но тем не менее Мы считаем, что необходимо создать в нашей епархии центр помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций сохраняется. Некоторые люди настолько одержимы злом, что ради достижения своих целей готовы пожертвовать жизнью сотен и тысяч людей. Существует и опасность техногенных катастроф, да и природные катаклизмы все чаще уносят жизни тысяч людей. Православный центр помощи пострадавшим мог бы взять на себя оказание и материальной, и духовной помощи.
В прошлые годы подобная помощь была оказана после теракта во время спектакля «Норд-Ост», терактов в метро, пострадавшим в аквапарке, раненым детям и взрослым, доставленным в московские больницы из Беслана. Священники, сестры милосердия могут оказать духовную и психологическую помощь, поддержать людей, переживших трагические события, предложить им участие в церковных Таинствах, передать им православные святыни: иконы, нательные кресты, книги. Кроме того, пострадавшим в катастрофах, которым помогают спасатели, психологи, врачи, медсестры, все же часто не хватает душевной теплоты и участия.
Сотрудники различных государственных служб помогают им в решении их проблем. Но каждая служба может помочь только в своей узкой области, а у пострадавших возникают проблемы, выходящие за рамки деятельности спасателей или медиков.
Люди, посещавшие по Нашему благословению пострадавших, попавших в московские клиники, заметили, например, что в одной палате было очень холодно. Они заклеили там окна, купили калорифер. После взрыва на Черкизовском рынке клирики Москвы, члены и сотрудники Комиссии, а также сестры милосердия посетили всех пострадавших, находившихся в больницах. Тридцати трем пострадавшим была оказана социальная и бытовая помощь, были переданы иконы, медикаменты, туалетные принадлежности, одежда и обувь. Желающие смогли исповедаться и причаститься. Кому-то из пострадавших сестры милосердия, церковные социальные работники заказали очки в аптеке, нашли инвалидную коляску, кому-то купили обувь, помогли оформить инвалидность. То, что может сделать для пострадавших Церковь, не может сделать ни одна государственная служба. Считаю, что участие Церкви, наряду со специальными подразделениями и службами, должно стать необходимой составляющей помощи жертвам чрезвычайных ситуаций. Этому и должен послужить православный центр помощи пострадавшим.
И, наконец, коснемся крайне важного вопроса православной медицины. Уже больше десяти лет в Москве существует церковная больница святителя Московского Алексия, бывшая 5-я Градская. За прошедший год в ней произошли большие изменения. Новое руководство больницы стремится сделать все, чтобы главным человеком в ней был пациент. В больнице святителя Алексия возрождаются традиции российской медицины, сострадательной к нуждам больного. Больница стала базой Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, все 200 студенток этого училища проходят там практику, все больше выпускниц училища приходят туда на работу. В больнице обновляется оборудование, внедряются новые лечебные методики, улучшилось питание больных. Теперь для постящихся и монашествующих предлагается особое меню.
Есть у больницы и трудности. Хотя около 50 процентов больных поступают туда по «Скорой помощи», средств из государственного бюджета выделяется крайне недостаточно. Думаю, что московские приходы и монастыри должны помочь больнице. Я знаю, что наши московские храмы помогают очень многим медицинским и социальным учреждениям, находя для этого необходимые средства. Это похвально и очень хорошо, но нельзя отказать в помощи и нашей церковной больнице, в которой лечатся священнослужители и насельники монастырей, тем более что в этой помощи больница сейчас остро нуждается.
За прошедший год в больнице лечились многие клирики, монашествующие, сотрудники Московской Патриархии и Синодальных отделов, работники храмов, студенты Духовных заведений, и все остались довольны и уровнем медицинской помощи, и уходом. Всем вышеперечисленным категориям пациентов помощь в больнице оказывается бесплатно. Я и сам направлял туда нуждающихся в медицинской помощи.
В больницу можно обратиться не только в случае необходимости стационарного лечения, в ней есть консультационно-диагностический центр, который может и должен стать нашей ведомственной церковной поликлиникой. В нем ведут прием опытные и пользующиеся авторитетом в Москве специалисты с учеными степенями: сосудистые хирурги, неврологи, стоматологи, аллергологи и другие.
Еще раз повторяю, что вся помощь церковнослужителям, монашествующим, сотрудникам церковных учреждений, работникам храмов (всем работникам, включая сторожей и уборщиц) в больнице святителя Алексия оказывается бесплатно.
Для госпитализации или обследования в нашей клинике необходимо направление на бланке храма за подписью настоятеля. После этого на обратившегося за помощью пациента будет заведена амбулаторная карта, и он в случае нужды сможет в любое время сам получить там консультацию. Священнослужители и работники церковных организаций могут оформлять в больнице листок о нетрудоспособности – бюллетень. Сотрудникам храмов, которые иногда получают совсем небольшую зарплату, квалифицированная бесплатная медицинская помощь очень нужна.
Комиссия по церковной социальной деятельности на основе ваших отчетов ежегодно издает справочное издание «Социальная деятельность православных приходов Москвы». Это издание очень важно для нашей работы, на его основе осуществляется координация социальной деятельности и информирование общественности о возрождении православной диаконии.
К сожалению, из почти 300 московских приходских храмов отчеты за 2005 год представили только 245, причем 37 отчетов было получено не сразу, а когда срок подачи уже прошел. Некоторые монастыри и храмы уже не первый год пренебрегают обязанностью сдавать отчет о социальной деятельности в Патриархию. В некоторых отчетах не указываются ответственные за социальное служение в приходе.
В первохристианских общинах о помощи нуждающимся заботились диаконы. В наше время в каждой приходской общине должен быть человек, ответственный за организацию социального служения в своем храме. Хорошо, если это будет диакон. Диаконский чин украшает православное богослужение, призывает церковный народ к молитве, но участие диакона в приходской жизни часто только этим и ограничивается. Между тем для многих диаконов их служение – это необходимая ступень подготовки к принятию священства. Я думаю, что Епархиальному совету нужно предлагать к рукоположению в сан священника в первую очередь тех диаконов, которые активно участвуют не только в богослужении, но и в других областях внебогослужебной жизни прихода, и прежде всего в делах милосердия.
Комиссии по церковному социальному служению нужно подумать о том, как призвать наших диаконов к делам милосердия. Может быть, нужно устроить диаконское собрание под председательством одного из Наших викариев и поговорить о том, как диакон может помочь в организации социального служения на приходе. Конечно, ответственным за это служение может быть и сам настоятель, если это приход небольшой. Могут отвечать за это важное направление общинной жизни и женщины, сердца которых особенно чувствительны к страданиям ближнего.
Вызывает крайнее недоумение тот факт, что к составлению отчетов по социальной деятельности настоятели наших московских храмов относятся крайне небрежно. Почему-то не находят нужным отвечать на все предложенные вопросы и не указывают контактных телефонов, по которым можно было бы получить недостающую информацию.
Если на приходе из-за его малочисленности или по другим причинам (строящийся храм или храм при учебном заведении) не ведется никакой социальной деятельности, об этом надо прямо сказать и написать в ответе на соответствующие вопросы: нет, не ведется, не оказывается – за это никто вас наказывать не будет, но если отчеты и дальше не будут сдаваться вовремя или будут сдаваться не по предложенной форме, без указания контактных телефонов, по которым можно было бы получить вразумительные ответы и связаться с настоятелем, мы будем принимать самые строгие меры.
Каждому настоятелю следует внимательно ознакомиться со справочником «Социальная деятельность приходов Москвы», обратив особое внимание на то, что написано в нем о его храме. Если обнаружатся какие-либо несоответствия с реальным положением дел на приходе, сообщите в Комиссию по социальной деятельности, и в следующем выпуске справочника будут сделаны необходимые исправления. Если вашего храма в перечне приходов нет, значит, вы не сдали отчет в прошлом году и вам нужно позаботиться о том, чтобы в этом году ваш отчет был подготовлен вовремя.
Прошу обратить особое внимание на необходимость отметить в отчете, оказывается ли вашим приходом помощь вышедшим за штат священнослужителям и семьям почивших клириков, служивших в вашем храме. Если у храма нет возможности оказывать такую помощь, нужно сообщить об этом в Комиссию по социальной деятельности, которая должна найти необходимые средства.
Вся социальная деятельность приходов должна оперативно доводиться до сведения общественности. Сейчас для этого есть масса возможностей: пресса, приходские листки, православные интернет-сайты. К слову сказать, наш епархиальный социальный сайт Милосердие.ru в этом году занял первое место в номинации «Призвание» на фестивале православных СМИ «Вера и слово».
Еще раз подчеркну, что освещение церковной социальной деятельности крайне важно. Любой желающий предложить свою помощь или получить помощь должен знать, куда конкретно ему можно обратиться.
Мы живем в сложное время, когда действуют множество факторов, провоцирующих рост числа самоубийств и расстройств психики. В связи с этим некоторые приходы обращаются к Нам за благословением на создание центров помощи людям, попавшим в кризисную ситуацию, поскольку в наше время люди верят не столько словам, сколько делам и, обращаясь к Церкви, ищут помощи не только молитвенной, но и практической. Так, например, приход храма Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище уже получил Наше благословение на организацию при нем Православного кризисного центра.
О ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ
Более полутора века назад святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся подвижник и церковный писатель XIX века, двухсотлетие со дня рождения которого будет отмечаться в наступающем году, под впечатлением распевов Валаамской обители так писал о церковном пении: «Тóны этого напева… изображают стоны души, кающейся, воздыхающей в стране своего изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого… Эти тóны – в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами. Эти тóны то тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают, как эхо среди скал и ущелий, то гремят внезапно. Они, с тихою скорбию приносят жалобы на греховность, выражают томящую и снедающую скорбь по причине греховного бремени, то, как бы от невыносимой тяжести… начинают вопиять и призывать помощь неба: тогда они гремят!».
Думаю, что каждый из собравшихся здесь не сомневается в значимости церковного пения как важной составляющей церковного литургического действа, которое, по меткому выражению священника Павла Флоренского, является «синтезом искусств».
Мы, несомненно, присутствуем при возрождении церковно-певческой традиции. Отрадно заметить, что московские регенты, желая, чтобы их хор воспевал песнь Богу достойно, стараются открывать все новые богатства нашей церковно-певческой культуры. Наряду со ставшими для Москвы традиционными песнопениями сегодня в храмах звучат распевы известных монашеских обителей.
Неправильным было бы противопоставлять друг другу одноголосное и многоголосное пение. Певческая традиция Троице-Сергиевой Лавры наглядно показывает гармонию такого сосуществования. Церковь – это единство во Христе, которое не только не уничтожает, но возвышает личность и индивидуальность человека. Каждый из пришедших в храм должен иметь возможность выбрать то, что отвечает его глубоким внутренним потребностям, в чем находит себя его душа, в чем он находит для себя Бога. Однако, рассматривая нынешнее положение пения в православных храмах России, и, в частности, в московских, нельзя не отметить и недостатки.
Так, «клиросная практика» ряда московских приходов, особенно на повседневных службах, отличается недолжным уровнем церковного пения, непродуманностью репертуара, а точнее, его несоответствием возможностям исполнителей. Некоторые регенты стараются ввести в храмовый обиход сложные в музыкальном отношении произведения. В то же время во многих храмах так называемые левые, любительские хоры собираются вместе лишь за богослужением, на клиросе, без дополнительной подготовки, без спевок. О результате такого «раздвоения» могут судить прихожане этих храмов.
С певчими, независимо от уровня их музыкального образования, следует заниматься особо, во внебогослужебное время. И, конечно, это забота не только и даже не столько регентов, сколько духовенства, и в первую очередь настоятелей московских храмов.
Иногда выясняется, что по прошествии многих лет «стояния на клиросе» человек не только не понимает значения многих песнопений, но даже приблизительно не представляет себе структуру богослужений суточного круга. Можно ли ждать от такого рода певчего разумного молитвенного пения?
Церковное пение должно доходить до сердца каждого молящегося, восприниматься всеми собирающимися в храме за богослужениями, и в первую очередь исполнителями. Это великая задача, и выполнить ее – наш долг не только перед нашими прихожанами, но и теми, кто впервые переступает порог храма.
Москва издревле славилась своими церковными хорами. Даже в самые тяжелые времена находились энтузиасты и ревнители церковной певческой традиции. В годы Великой Отечественной войны на клиросах московских церквей собирались известные музыканты, великие певцы, чьи имена у многих и сейчас в памяти, – Иван Козловский, Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Надежда Шпиллер, Максим Михайлов. Искусство живого, одушевленного пения, не только церковного, но и светского, удалось сберечь в столице в самые тяжелые времена.
На нас с вами лежит большая ответственность по сохранению церковно-певческого наследия прошлого, по возвращению народу осмысленного пения за богослужением. Церковноприходские школы, училища, число которых ежегодно растет, должны просвещать народ и в области церковного пения, показывая ему все богатство Осмогласия, древних и новых напевов нашего обихода, обращая особое внимание на московскую традицию.
Может быть, не всегда даже нужно непременно требовать нотной грамотности, изучения сольфеджио, но знание гласов и обихода необходимо. В Москве всегда была богатейшая певческая культура со своими напевами – и стихирными, и тропарными, и ирмологическими различных видов даже в одном гласе, и припевными, со своим многоголосым стилем. Неужели все это исчезло, забыто? Если хор не имеет возможности исполнять сложные произведения, то и не нужно. Достаточно разучить гласы, но так, чтобы во время богослужения пение не отвлекало от молитвы, а наоборот, способствовало ей. Не следует также пренебрегать пением известных песнопений с народом.