Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2006 года (Часть 4)
27.12.2006 · Архив 2005-2009, Документы
ПРОБЛЕМЫ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ
Оздоровление и обновление жизни общества, а следовательно, и укрепление государства невозможно без возвращения к вере и церковной приходской жизни. Этот вопрос серьезно обсуждался на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов и в предсоборных подготовительных обсуждениях. И хотя революция 1917 года и последующие гонения на Церковь сделали реформу невозможной, тем не менее во времена гонений был накоплен драгоценный опыт, преодолены многие проблемы Синодального периода.
К сожалению, наряду с возрождением евхаристической жизни в новое время возникло и много вредных обычаев, которые часто ставят нашу приходскую жизнь на грань профанации. К таким явлениям можно отнести меркантильное, корыстное отношение к пастырскому служению, совершение треб за деньги, формальное, без какой-либо предварительной подготовки, Крещение взрослых и младенцев из нецерковных семей, так называемую общую исповедь, через которую формально пропускают людей, впервые пришедших в Церковь и зачастую имеющих на совести много нераскаянных смертных грехов.
Все эти искажения духа пастырского служения и церковной жизни проистекают от забвения самой природы Церкви, тех принципов и целей, которые заложены Самим Господом Иисусом Христом в основу ее спасительного домостроительства в этом мире. Христианские общины с первых дней своего существования были явлены на земле как общины братьев и сестер во Христе, обретающих свое единство в Божественной Евхаристии.
«Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12. 26), – говорит апостол Павел. В древних общинах все события переживались вместе, особенно Крещение, то есть благодатное рождение в жизнь Церкви нового ее члена, которое было торжеством всей общины и совершалось благодатью Божией при усиленной молитве всей церковной семьи. Здесь не могло быть формализма, тем более не могло быть речи о деньгах, о плате за великое Таинство. Подобно этому и покаяние впадшего в грех собрата переживалось всеми, все молились о нем, все радовались его возвращению в Церковь. Единство в любви к Богу, любовь каждого ко всем и всех к каждому – вот что такое христианская община по своей природе. Как в одной капле присутствует вся природа воды, так и в евхаристической общине является в удивительной полноте вся Церковь Христова. Такой общиной может быть монашеское братство, а в миру община состоит из христианских семей, которые имеют своим прообразом Церковь.
К сожалению, необходимо признать, что существующие теперь церковные общины сильно отличаются от древнего идеала, даже те из них, которые искренне стремятся к нему. Не видя истинной причины современных нестроений, некоторые пастыри и их пасомые полагают, что все можно исправить внешним, формальным изменением порядка церковной жизни. Например, совершать богослужение на русском языке, всем приходом обязательно причащаться каждое воскресенье или за каждой литургией, отменить традиционную в нашей Церкви обязательную исповедь перед Причастием и так далее.
Действительно, работа по очищению церковной жизни от накопившихся неправильностей, исправление исторических ошибок, разумные изменения с учетом все быстрее меняющейся жизни должны иметь место в Церкви. Так было и будет всегда. Однако такие изменения должны осуществляться в соответствии с принципом соборности, соборным разумом всей Церкви. Несомненно, что в отдельных случаях не преодоленная инертность и пассивность некоторых иерархов, их удаленность от паствы порождают нездоровый экстремизм, болезненный протест отдельных священников и их общин, начинающих без благословения правящего епископа вводить всевозможные новшества и реформы, нередко уподобляясь в этом обновленцам 1920–1930-х годов прошлого столетия и протестантам.
И возникают доморощенные переводы богослужения на русский язык, поражающие своей безвкусицей и бездарностью, отдающие сектантским душком пародии на древние «агапы», отмена исповеди в общем порядке и даже местные самостийные «канонизации», без какой-либо санкции церковной власти.
Из истории протестантизма известно, что за этим может последовать появление так называемых нерукоположенных пресвитеров и епископов, пересмотр границ Церкви и ее догматического учения. Пример протестантов, сектантов, раскольников всех толков однозначно свидетельствует о том, что настоящее обновление Церкви на этом пути никогда не достигается.
Призывая весь церковный народ и прежде всего иерархию нашей Церкви к разумному соборному обсуждению и преодолению недостатков, накопившихся в нашей жизни, не могу не подчеркнуть, что истинное обновление церковной жизни всегда начинается с подвига духовного совершенствования, с преодоления внутренних духовных недугов, с усердной молитвы и деятельной любви. Не от внешнего к внутреннему, а наоборот, от внутреннего подвига к внешнему должно двигаться обновляющее церковную жизнь домостроительство.
О НЕДОСТАТКАХ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особую тему составляет проблема отношения к прихожанам. К сожалению, до сих пор некоторые священнослужители ведут себя в отношении прихожан высокомерно, а порой и недостойно пастырского звания. Позволяют себе громко, на весь храм делать замечания женщинам по поводу их одежды (чаще всего это касается брюк), отказывают им в совершении священнодействий.
Хочу напомнить о недопустимости подобного отношения к людям. Во многих светских организациях ношение определенного костюма, в том числе и брючного, устанавливается администрацией. И если таковая работница не успевает заехать домой, чтобы переодеться перед приходом в храм, ее нельзя упрекать за это, тем более принародно.
Во многих храмах по Нашему указанию сняты ценники за свечным ящиком, но вымогательство продолжается в несколько утонченном виде. Так, в ответ на вопрос: «Сколько стоит заказать сорокоуст, поминовение, молебен?», называются астрономические цифры, с фарисейской прибавкой: «Если вы не можете заплатить столько, можете внести меньше», в надежде, что внесенная человеком сумма будет более чем достаточной.
В других храмах на тот же вопрос отвечают: «Сколько пожертвуете», но далее на вопрос «Сто рублей достаточно?» – отвечают: «Нет». И так до тех пор, пока не получат с человека нужную сумму. После такого торга человек уходит из храма с чувством, что он попал в руки вымогателей, и потом старается обходить его стороной.
Поступают жалобы на то, что священники, причащая народ, становятся на верхней ступеньке амвона, и людям престарелым, с детьми на руках, инвалидам бывает очень трудно подниматься и спускаться по ступенькам. Причащать людей следует на нижней ступеньке амвона.
Недопустимо отказывать в исповеди и Причастии человеку, отсутствовавшему в храме за вечерним богослужением по уважительной причине, например, дежурившему у постели больного, сидевшему с малолетними детьми или просто заболевшему.
Более подробно хотелось бы остановиться на паломнических поездках духовенства. Современные технические средства позволяют совершать перемещение в любую точку мира в кратчайшие сроки. Еще сто лет назад русскому человеку, желающему совершить паломничество в Святую Землю, требовалось для этого огромное количество времени, и многим удавалось добраться только до Новоиерусалимского монастыря под Москвой, чтобы увидеть подобие святого Гроба Господня и мест, связанных с земной жизнью Спасителя. В настоящее же время путешествие туда занимает всего 3–4 часа полета.
Желание любого православного человека – и священнослужителя, и мирянина – совершать молитвенное делание около святынь Палестины, Греции и Италии всегда приветствовалось и будет приветствоваться Священноначалием. Но вряд ли кто станет оспаривать необходимость послушания и церковной дисциплины, которые требуют, чтобы миряне перед паломнической поездкой получали благословение у своего духовника, а священнослужители – у правящего архиерея.
В противном случае эти поездки становятся своевольными «экскурсиями» за границу и носят отпечаток гордости и непослушания церковной дисциплине, которая установлена как для мирян, так и для священнослужителей. Отсюда и различные неприятные происшествия заграницей, всевозможные неожиданные встречи с Нашими викариями и ответственными сотрудниками Московской Патриархии. Еще раз напоминаю вам, что любая поездка клирика за границу должна сопровождаться Нашим благословением. В противном случае таковые поездки будут расцениваться Нами как самовольное оставление прихода, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Хотелось бы обратить внимание на появившуюся в последнее время тенденцию частых заболеваний среди определенной части клириков и предоставление по этому поводу больничных листов. В связи с этим нелишним будет напомнить, что при рукоположении клирики сами свидетельствуют в ставленническом допросе, что не имеют никаких болезней, которые могли бы быть препятствием к совершению ими богослужений.
Однако после хиротонии вдруг выясняется, что у них целый букет заболеваний, которые не позволяют им в полной мере нести священническое или диаконское послушание. Личное дело таких клириков по большей мере состоит из больничных листов, которые, как показала выборочная проверка, нередко выдают им или знакомые врачи, или родственники, являющиеся медицинскими работниками или имеющие связь с ними.
Что касается таких клириков, то Мы не останемся безучастными к их здоровью и прежде всего будем направлять их на независимую медицинскую экспертизу на предмет выяснения того, может ли данный священнослужитель в полном объеме нести свое послушание. И если диагноз подтвердится, то такие клирики будут почисляться за штат или переводиться сверхштатными клириками, с разрешением служить по мере возможности и с минимальным материальным содержанием. Что же касается родственников и знакомых медицинских работников, помогающих клирикам уклоняться от службы, заключение независимой медицинской экспертизы будет направляться в Министерство здравоохранения на предмет уточнения их профессиональной пригодности.
Еще одно обстоятельство, на которое Нам хотелось бы обратить внимание. При проверке храмов Ревизионная комиссия обратила внимание на то, что в некоторых приходах лица, ответственные за кадровую политику, принимают на работу своих многочисленных родственников. При этом они не думают о том, что, заполняя все вакантные должности своими родственниками, они подчас подкладывают себе «мину замедленного действия». Ведь порой очень трудно бывает потребовать от родственника соблюдения трудовой дисциплины, а также проявить твердость, когда многочисленные родственники дружно ходатайствуют за провинившуюся в очередной раз родню.
В одном из московских приходов дочери настоятеля после службы водворяются за церковным ящиком и начинают пересчитывать деньги. Мы не говорим о том, каким соблазном это служит для прихожан, но это ведь и грубейшее нарушение устава прихода. В другом приходе староста оформил на должности сторожа, рабочего и дворника своих престарелых отца и мать, а также брата. С какой эффективностью могут выполнять эту работу престарелые люди, когда и молодому человеку подчас тяжело бывает убирать снег, особенно в снежную зиму, всем понятно.
Мы сейчас не называем эти храмы. Я думаю, что упоминание о таких фактах должно побудить тех, кто делает это, ликвидировать такие факты, но если это продолжится, то в следующий раз на Епархиальном собрании будут упомянуты эти храмы.
Оставляет желать лучшего ведение в храмах богослужебного журнала, в котором не только должен приводиться график богослужений, но который должен являться настоящей приходской летописью. В приходах часто совершаются крестины, венчания, отпевания почтенных людей, постоянных прихожан храма, иногда известных всей православной Москве, но это, к сожалению, не находит отражения в богослужебных журналах. Из его содержания бывает невозможно понять, какая совершалась вечерня и утреня, уже не говоря о совершении особых праздничных богослужений и проведении мероприятий в связи с юбилейными датами храма и прочем.
Хочу также обратить ваше внимание на то, что сегодня появилась нездоровая тенденция использовать церковную символику для «украшения» самых обыденных вещей. Кресты, изображения святых и православных храмов сплошь и рядом можно видеть на вещах бытового назначения: на пакетах, бутылках, конфетных и шоколадных обертках и т. п., между тем как все предметы, несущие эти изображения, должны утилизироваться только сжиганием.
В Москве, являющейся мегаполисом, с 1969 года запрещено разводить открытый огонь, и у обычных верующих нет условий для утилизации этих предметов. Мода на неуместное использование церковной символики приводит к тому, что часто можно видеть в мусорных контейнерах и на помойках предметы, несущие святые изображения. Это надругательство над священными изображениями совершается руками самих же верующих, с подачи горе-производителей такой продукции. Необходимо разъяснять прихожанам недопустимость подобного отношения к христианской символике.
О МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ
Все сложности и проблемы современности неизбежно сказываются и на жизни монастырей. Милостью Божией горячее стремление к монашеской жизни, дающей возможность реализовать евангельский идеал и, оставив все, последовать Христу (Мф. 16. 24), в нашей Церкви и в нашем Отечестве еще имеют место, несмотря на все возрастающее негативное влияние мира на сознание и жизнь общества. Учитывая современные условия, необходимо как никогда бережно и ответственно продолжать созидание монастырской жизни в наших обителях.
Сегодня, когда трудности внешнего плана уже во многом преодолены и материальная сторона жизни, связанная с восстановлением монастырских строений и храмов, налаживанием хозяйства и быта, уже не является самой актуальной и большой проблемой, наместникам, настоятельницам и духовникам следует все свои усилия приложить к оздоровлению внутренней, духовной ситуации в своих обителях, а также к развитию позитивных тенденций, появившихся в процессе становления монашеской жизни.
Необходимо понять, что жизнь, такую, какая она есть на самом деле, невозможно скрыть за внешним показным благолепием. И не ради него открываем мы монастыри, не для того, чтобы удивить мир своими достижениями в сфере благоустройства быта и налаживания образцового хозяйства. Само по себе это очень похвально, но не нужно забывать, что цель монашеской жизни совсем в ином и, делая необходимое, не следует оставлять главного (Мф. 23. 23). Внешнего благополучия и богатства ищет мир с его материалистическими ценностями, монашество же призвано достигать уже здесь, на земле, идеала евангельского, и прежде всего «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараться сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 2–3) в своих обителях.
Несомненно, много положительного и ценного мы имеем в монастырях на сегодняшний день. При посещении вверенных Нашему непосредственному управлению обителей отрадно видеть искреннее и живое стремление к истинной монашеской жизни в духе святоотеческих традиций как у монастырского начальства, так и у многих насельников и насельниц. Но, как показывает жизнь, одного доброго намерения без усердной молитвы, мудрого рассуждения и многотрудного опыта недостаточно. Особенно это касается вновь открытых монастырей.
К сожалению, порой приходится сталкиваться с далеко не присущими монашеской жизни явлениями. Простительно, когда ошибки и недочеты вызваны отсутствием должного опыта. С учетом трудностей пережитого нами периода гонений, когда насильственно были нарушены традиции и преемственность, это понятно и объяснимо. Но когда чуждые духу монашества явления становятся нормой, снисходительность может перейти в попустительство.
Приходится констатировать, что немало негативного наблюдается и в уже достаточно давно обустроенных обителях, со значительным стажем и сложившимися добрыми традициями. В первую очередь это связано с привнесением в монашескую жизнь мирского духа, с его разрушающим действием. К прискорбию, многие современные иноки и инокини, приходя в монастырь на все готовое, воспринимают благополучные условия как единственно возможный для себя образ монашеской жизни. Для них все монашество сводится к двум положениям: создайте мне удобные условия и не мешайте мне спасаться, так как я сам знаю, что мне нужно. Можно было бы и потерпеть такого брата или сестру, полагаясь на Божественный о нем Промысл, но беда, когда подобные настроения охватывают значительную часть насельников монастыря. Тогда создается уже определенная среда, попадая в которую, молодое поколение будущих иноков и инокинь перенимает отнюдь не монашеский опыт, становится не воинством Христовым, а ни к чему не пригодной «обуявшей» солью (Лк. 14. 34).
Мы неоднократно повторяли, что недопустимо делать из дома Божия удобное, по образу мирских жилищ, место временного безбедного пребывания, где и сытно накормят, и оденут, и решат все проблемы. Монастырь – это место подвига, в котором необходимо искать не упокоения своей плоти и радостной жизни, а подвизаться в борьбе с грехом. По словам преподобного Паисия (Величковского), «лучше оставаться в миру, нежели, отрекшись от мира и всего мирского, проводить жизнь во всяком покое и довольстве ради угождения плоти, на соблазн миру и поношение монашеского образа и на вечное осуждение душ своих в день судный».
Монастырь призван объединять насельников в духе любви и согласия, а поэтому наместникам и настоятельницам необходимо укреплять и поддерживать все, что этому способствует. В первую очередь, это уставное богослужение и общая молитва. А все, что препятствует объединению братства или сестричества, не должно иметь места в наших обителях. К сожалению, подобных явлений немало:
Общежительный монастырь предполагает общую уставную трапезу, и игнорировать ее, заменяя частной самочинной кухней, непозволительно.
Недопустимо монахам и монахиням, послушникам и послушницам иметь в своих келиях телевизоры и доступ к сети интернет. Обслуживая общемонастырские нужды, любые средства информации по усмотрению монастырского начальства должны располагаться в соответствующих им местах.
Наличие у монаха такой собственности, как дачи, автомобили, гаражи и тому подобное, является прямым нарушением данного им обета нестяжания. Тем более недопустима какая-либо частная деятельность иноков и инокинь с целью извлечения для себя материальной выгоды в любом ее виде, что является явным нарушением церковных канонов.
Монашествующие в священном сане, а также занимающие ответственные должности не должны ставить себя в привилегированное положение и пользоваться разного рода льготами.
Много и иных нарушений истинно монашеских традиций имеют место как в женских, так и в мужских обителях. Мы неоднократно говорили о них, все они нам хорошо известны, однако они до сих пор не искореняются. Если посмотреть на посещение полунощниц, то создастся впечатление, что и братий, и сестер у нас нет – единицы посещают.
Есть и положительные тенденции в жизни монашеской. Хотелось бы отметить некоторые из них. Похвально желание насельников многих монастырей возобновить молитвенное поминовение прежде подвизавшихся и почивших в их обителях братьев или сестер. Составляются заупокойные синодики, ведется серьезная научная работа в государственных архивах. Некоторые обители подготавливают печатные издания, публикуют новые материалы о жизни подвижников и насельников своих монастырей.
«Упадок и запустение обителей и начинается с забвения своих основателей и подвижников», – говорит преподобный Варсонофий Оптинский, а молитвенная память и труды по сохранению наследия наших отцов и матерей подвигают их на предстательство за нас перед Богом и к реальному их участию в жизни обители. Также следует отметить и одобрить начинания по организации в монастырях церковно-археологических музеев, в которые Промыслом Божиим стекаются утраченные в период гонений памятные вещи и святыни. Повышается уровень духовного образования насельников монастырей, что положительно сказывается на миссионерском и социальном служении, которое монастырское духовенство, а также многие иноки и инокини, послушники и послушницы осуществляют с полной самоотдачей, несмотря на все сложности этого служения в современном мире и в самих обителях.
Мы понимаем, насколько труден путь монашеской жизни, если выбравшие его подвизаются, не жалея себя, но, уповая на помощь и милость Божию, верим, что наши монастыри возродятся и окрепнут настолько, чтобы светить миру истинно евангельским светом, являя собой образ Царства Божия на земле. Обращаясь ко всем монашествующим словами преподобного Иоанна Лествичника, еще и еще раз призываем всех иноков и инокинь быть достойными своего высокого призвания: «Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие; и поэтому да подвизаются иноки быть благим примером во всем, никому же претыкание дающе ни делом, ни словом. Если же свет сей бывает тьма, то оная тьма, то есть сущие в мире, кольми паче помрачаются».