Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2006 года (Часть 1)
27.12.2006 · Архив 2005-2009, Документы
Сердечно приветствую Преосвященных архипастырей, представителей Поместных Православных Церквей, ставропигиальных монастырей, настоятелей, клириков и членов Приходских советов града Москвы, собравшихся на это Епархиальное собрание, которое объявляю открытым.
Напомнив собранию, что обычно в начале заседания избирается Епархиальный совет, Его Святейшество сказал, что в текущем году нет необходимости это делать, так как полномочия нынешнего состава Епархиального совета продолжаются до конца 2007 года. Далее он дал оценку работе Епархиального совета и собственной деятельности за 2006 год.
За прошедший год Епархиальный совет провел семь заседаний, на которых были разрешены многие проблемы приходской жизни Москвы. После рассмотрения прошений были проведены собеседования с шестьюдесятью лицами, рекомендованными настоятелями и духовниками московских храмов к рукоположению в священный сан. Также проведены собеседования с двумя клириками других епархий, пожелавшими перейти на служение в клир Москвы и имеющими регистрацию в столице. Рассмотрены прошения шестидесяти восьми абитуриентов, желающих поступить в Духовные учебные заведения, и проведены собеседования с ними. Рассматривались и случаи дисциплинарных нарушений отдельных клириков.
Епархиальный совет имеет Наше поручение временно заниматься вопросами церковного судопроизводства. Однако, слава Богу, за прошедший год таких вопросов в Москве не возникало.
Я благодарю членов Епархиального совета во главе с архиепископом Истринским Арсением за сложную и многоплановую работу, которую Епархиальный совет проделал в нынешнем году, и надеюсь, что и в грядущем году он будет так же оперативно помогать мне в управлении епархиальной жизнью стольного града.
Благодарю также председателей и членов комиссий при Епархиальном совете за большую работу по различным направлениям приходской жизнедеятельности.
Уже стало доброй традицией начинать год с проведения Международных Рождественских образовательных чтений. Не стал исключением и уходящий 2006 год. XIV Международные Рождественские образовательные чтения под общим названием «Школа и Церковь – традиции и реформы образования» состоялись в Москве с 29 января по 4 февраля. В докладах участников чтений звучала живая обеспокоенность будущим нашего Отечества, понимание того, что это будущее во многом зависит от качества и эффективности процесса образования и воспитания подрастающего поколения. Постоянно подчеркивалось, что эффективное образование в России невозможно без обращения к духовно-нравственным ценностям традиционной русской культуры и обеспечения культурно-исторической преемственности.
За последние полтора десятилетия в отношениях Церкви и государства по милости Божией установилась атмосфера взаимопонимания. Социальное партнерство между нашими институтами уже принесло много добрых плодов. Государство способствует развитию Церкви, помогая ей в деле социального служения, и при этом отмечает ее заслуги перед обществом.
Государство помогает сохранению архитектурных памятников, правда, эти средства не могут обеспечить нужды Церкви, но помогают в некоторых случаях решить вопросы текущих неотложных ремонтных работ.
В нынешнем году мне была присуждена Государственная премия – цитирую: «За плодотворную просветительскую и миротворческую деятельность, способствующую утверждению непреходящих нравственных ценностей и консолидации общества». Безусловно, эту высокую награду я отношу ко всей Русской Православной Церкви, к своим соработникам – архипастырям, пастырям, монашествующим и всем православным верующим. Денежная составляющая премии была передана мной в приюты для детей и учреждения, которые занимаются делами милосердия.
Как и в прошлые годы, на многочисленных встречах с государственными лидерами Российской Федерации: с Президентом (таких встреч было семь), с руководителями обеих палат Федерального Собрания, с Полномочными представителями Президента в федеральных округах, министрами, губернаторами, мэрами городов – мы постоянно углубляли взаимопонимание в вопросах улучшения нравственного климата в стране, утверждения традиционных ценностей нации, сохранения и упрочения межнационального и межрелигиозного мира.
Церковь, глубоко обеспокоенная многочисленными проблемами нашего общества, в первую очередь демографической проблемой, а также распространением среди молодого поколения таких пороков, как алкоголизм, наркомания, нравственная распущенность, игромания, – прилагает все усилия, чтобы укрепить российское общество. Главная забота на пути решения этой проблемы – укрепление института семьи. Во многом, я думаю, причиной тех бед, которые сегодня постигают наше общество – 700 тысяч беспризорных детей при живых родителях – является разрушение института семьи. Воспитание в первую очередь должно проходить в семье, затем – в школе.
Церковь, понимая значение семьи для формирования будущего России, учредила «Патриарший знак материнства», который вручается «в благословение за чадолюбие и жертвенное материнское служение».
«Патриаршим знаком материнства» награждаются лица, воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного воспитания детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе. 28 ноября сего года были вручены первые такие знаки многодетным матерям Центрального федерального округа, в том числе и матерям града Москвы.
Я скажу, что трогательно было видеть матерей, которые родили и воспитали 14, 12, 10, 9 детей. В своих выступлениях матери, обращаясь ко мне, просили благословения и помощи Церкви, чтобы воспитать детей в христианском духе и настроении.
По инициативе Церкви и при поддержке общественных организаций в 2006 году были проведены различные форумы и конференции, посвященные демографии и проблеме семьи. В марте нынешнего года в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялась Наша встреча с членами Международной общественной ассоциации благотворительных фондов «Мама». В феврале в российской столице проходила конференция, посвященная духовно-нравственным и социально-правовым проблемам детско-подростковой беспризорности и безнадзорности и социального сиротства в современной России. Детские дома в нашей стране переполнены сиротами и беспризорниками, причем у многих из них живы родители. Когда я посещаю приюты, то с содроганием сердца слушаю рассказы детей о том, как они бежали из дома, скитались, голодали. Это совершенно здоровые красивые ребята, которые мечтают только об одном – иметь родителей. К сожалению, родители не оправдали их надежд.
Церковь всеми силами стремится содействовать государству в решении межнациональных и межрелигиозных проблем. Русская Православная Церковь была инициатором Всемирного саммита религиозных лидеров, который проходил в Москве, в Президент-отеле с 3 по 5 июля 2006 года – в преддверии саммита «Большой восьмерки». На форум собрались более ста религиозных деятелей: Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы и представители других христианских конфессий, а также руководители мусульманских, еврейских, буддистских и иных религиозных общин из разных стран мира.
На саммите обсуждались самые разнообразные вопросы, в том числе роль веры и религии, а также защита и утверждение духовных и нравственных ценностей в современном обществе, ответственность религиозных деятелей за это; пути преодоления терроризма и экстремизма; проблемы образования, необходимость нравственного воспитания молодежи; законность, свобода, права человека, нравственная ответственность; поддержка ценностей семьи, человеческой жизни и равенства полов; уважение религиозных чувств и того, что почитается священным в религиозных традициях; нравственность в экономике; преодоление бедности; роль средств массовой информации; состояние ресурсов планеты, экологическая ответственность; проблемы, связанные с эпидемиями, наркоманией; распространение оружия массового уничтожения; диалог и партнерство цивилизаций; проблемы глобализации и миропорядка; диалог религиозных общин с политиками, всеми структурами гражданского общества, международными организациями.
Общность позиций представителей разных религий лежит не в области вероучения, но в сфере нравственности, а часто и в том, что касается оценки общественных процессов. Убежден, что мы смогли сформулировать единый взгляд на многие темы, которые обсуждались в ходе саммита. Верю, это поможет избежать многих нестроений, не допустить превращения межнациональных конфликтов в межрелигиозные, положить предел экспансии разрушительных псевдорелигиозных течений.
Я думаю, представителей средств массовой информации на этом саммите поразило то единодушие, в котором прошли заседания саммита религиозных деятелей, потому что для всех религиозных деятелей, какому бы вероисповеданию они ни принадлежали, нравственные ценности едины. И в заботе о сохранении нравственных ценностей перед лицом распущенности, которая царит в мире, мы были едины – это объединяло всех нас, равно как и другие вопросы, которые мы обсуждали.
В связи с этим хочется напомнить об истории нового государственного праздника – Дня народного единства, которая наглядно демонстрирует возможность изменения общественного мнения нашими общими усилиями. Началось с переименования в 1996 году Дня октябрьской революции, отмечавшегося 7 ноября, в День согласия и примирения. А в 2004 году по инициативе Русской Православной Церкви Государственная Дума приняла решение о переносе праздничного дня с 7-го на 4 ноября, когда совершается празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Впервые этот праздник отмечался в прошлом году, и его центром был Нижний Новгород, где собиралось народное ополчение под руководством Минина и Пожарского. В нынешнем году центром праздничных торжеств в честь Дня народного единства стала столица нашего государства Москва. Так постепенно обществу прививается сознание того, что бескорыстная любовь к ближнему и преданность Отечеству необходимы современной России не меньше, чем в далеком 1612 году.
Этот праздник имеет еще одно важное значение, потому что впервые государственный праздник вышел за рамки 1917 года. Мы вспоминаем свою историю, мы вспоминаем тот патриотический порыв, который проявился ради спасения Отечества по призыву Минина и Пожарского к освобождению Москвы. C образом Казанской иконы Божией Матери шло народное ополчение, поэтому символично, что День народного единства празднуется в день Казанской иконы Божией Матери.
В продолжение года Мы имели радость братского общения с Предстоятелями Поместных Церквей: в январе – с Блаженнейшим Архиепископом Албанской Православной Церкви Анастасием, в июле – со Святейшим Патриархом-Католикосом Грузинской Православной Церкви Илией II.
В марте и в августе состоялась Наша встреча с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II.
Не раз Мы встречались и с делегациями Католической Церкви, однако хочу подчеркнуть, что эти встречи, хотя и выглядели вполне результативными, на самом деле носили больше дипломатический характер. Продолжается католическая миссия в России и в других странах СНГ среди людей, крещенных в Православии, а также крайне недружественная политика руководства Украинской Греко-Католической Церкви по отношению к канонической Украинской Православной Церкви на Украине. Надеюсь, что Ватикан предпримет конкретные шаги по изменению ситуации в лучшую сторону. Без этого наши встречи с представителями Римско-Католической Церкви будут носить лишь протокольный характер и не принесут облегчения людям, испытывающим боль от небратских действий.
В нынешнем году во многих епархиях проходили форумы, посвященные проблемам воспитания молодежи. В Москве в очередной раз прошел Московский фестиваль православной студенческой молодежи, пятый по счету. Этот фестиваль ежегодно собирает молодых людей: столичное студенчество, представителей православных молодежных и детских организаций, тружеников на ниве православного молодежного движения со всей России и ближнего зарубежья. За пять лет лауреатам фестиваля было вручено пятьдесят премий «Обретенное поколение».
Стоит отметить Международный московский рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», который проводится в целях духовного, нравственно-эстетического и патриотического воспитания детей и подростков, выявления и поддержки юных дарований, возрождения любви и интереса к традициям Православия, к истории и художественно-культурному наследию Москвы.
Состоялся также второй фестиваль православных СМИ «Вера и слово». В ходе этого форума отмечались некоторые успехи в развитии православных СМИ, говорилось о том, что выработаны новые формы адекватного отражения событий церковной жизни и позиций Русской Православной Церкви по вопросам общегосударственной значимости, причем было подчеркнуто, что этому способствовала активная деятельность Пресс-службы Московской Патриархии, Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей и Издательского совета Русской Православной Церкви.
Действительно, ряд епархий серьезно пересмотрел свою информационную политику: были созданы новые епархиальные пресс-службы, телестудии и печатные издания. Особенно хочется отметить стремительное развитие православного телевещания. Еще три-четыре года назад к самой возможности появления православного телеканала многие относились скептически. Сегодня у нас работают несколько таких каналов, и их аудитория постоянно расширяется. Надеюсь, этому будет способствовать и проектируемый государством переход на цифровое вещание на всей территории России.
Однако хотелось бы сказать и о недостатках в этой сфере деятельности. Миссионерская работа московских приходов должна служить примером для других епархий. Мы давали много благословений на открытие приходских интернет-сайтов, но они в большинстве своем застыли на публикации фотопортретов настоятелей и расписания богослужений пятилетней давности. Информация о деятельности приходов годами не обновляется. Неужели события приходской жизни, о которых повествуется в ежегодных отчетах, является засекреченной информацией, которая не может быть донесена до пользователей интернета? В каждом приходе есть технически подготовленные молодые люди, которые с удовольствием помогут настоятелям храма рассказывать о делах прихода во всемирной сети. Призовите их к этой деятельности. Посмотрите, как это делают Сретенский монастырь, храм святой мученицы Татианы при МГУ, подворье Троице-Сергиевой Лавры, храм Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Мы часто сетуем на то, что церковные недоброжелатели загоняют нас в конфессиональное гетто, но не замечаем, что, демонстрируя отсутствие желания быть открытыми обществу, мы сами себя загоняем в это гетто. Впрочем, большинство храмов еще живут в прошлом веке и вообще не имеют своей интернет-страницы.
Одними из наиболее значимых событий церковной жизни были и остаются регулярные сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. В прошедшем году их было четыре. Многие вопросы, которые рассматривались на заседаниях Синода, имели внутрицерковное значение. Например, почти на каждом из прошедших заседаний утверждались предложения по причислению к Собору новомучеников и исповедников Российских новых святых. В этом году к Собору было причислено около пятидесяти подвижников. Учреждались семинарии, решались вопросы об избрании новых епископов.
Обсуждались вопросы, связанные с возобновлением канонического общения с Русской Православной Церковью Заграницей. В течение всего года проходила работа специальной комиссии Московского Патриархата по диалогу с РПЦЗ и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Результатом ее работы стало принятие «Акта о каноническом общении», который должен быть принят Синодами Московского Патриархата и Зарубежной Церкви.
Этот год был значимым для всего православного российского народа, ибо по щедрой милости Божией в пределы православной Руси были принесены великие святыни – честная десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частица Честного и Животворящего Креста Господня и честные мощи святой Марии Магдалины. Этим святыням поклонилось около трех миллионов человек в восемнадцати городах Российской Федерации и Украины. Многие москвичи самоотверженно простаивали в очереди многие часы, чтобы поклониться святыням. Но многие, особенно пожилые и больные люди, к сожалению, не смогли поклониться им.
В связи с этим хотелось бы поделиться с вами своими размышлениями. Если для многих епархий и городов, где побывали упомянутые святыни, это была единственная возможность поклониться им, то в столице все обстоит по-другому. Наши московские храмы являются хранителями уникальных реликвий – чудотворных икон, мощей угодников Божиих, других православных святынь, в том числе и частиц мощей Крестителя Господня Иоанна, равноапостольной Марии Магдалины и Животворящего Креста Господня. Но многим москвичам об этом просто не известно. Надо продумать способы оповещения москвичей обо всех святынях нашего града, издать буклеты, справочники и путеводители по святыням Москвы, сделать доступными для всех верующих чудотворные, намоленные иконы и ковчеги со святыми мощами.
В текущем году состоялось десять заседаний попечительских советов под Нашим председательством. Это попечительские советы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Международного фонда единства православных народов, Спасо-Кижского Патриаршего подворья, Центральной клинической больницы Московской Патриархии, Марфо-Мариинской обители и другие. Был создан Попечительский совет благотворительного фонда поддержки русских святынь на Святой Горе Афон. Отмечу, что это очень важная составляющая современной жизни Церкви в России. Благодаря деятельности попечительских советов идет возрождение духовных центров России, одной из главных их задач является вовлечение благотворителей в дело созидания культурных и духовных ценностей нашего Отечества.
Хочу отметить и юбилейный, десятый Всемирный Русский Народный Собор, прошедший в этом году и озаглавленный «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». На этом форуме обсуждался комплекс проблем, связанных с человеческой личностью, ее правами, достоинством и ответственностью. Действительно, сегодня подобные темы должны чаще обсуждаться не только в церковных кругах, но и в современном обществе. На Соборе была принята Декларация о правах и достоинстве человека, подготовленная во исполнение решения предшествующего Собора и отражающая понимание темы ценности, достоинства, прав и свобод человека в категориях, присущих русской национальной, религиозной и культурной традиции.
Как и в прошлом году, Мы были приглашены к участию в праздновании как общероссийских памятных дат, так и памятных дат нашего Первопрестольного града. Принимали Мы участие и в воспоминании скорбных дней нашего Отечества, возлагая вместе с духовенством Москвы венки к могиле Неизвестного солдата.
В период с 15 мая по 1 июня 2006 года в Москве отмечались Дни славянской письменности и культуры. Программа празднования состояла из ряда крупных мероприятий, самыми значительным из которых были Общероссийская конференция «Слово и образ – основа отечественной культуры» (15–16 мая), книжная вставка «Голос русской интеллигенции» (21–27 мая), «круглый стол» на тему: «Русский язык в XXI веке: развитие, сохранение, обновление» (23 мая), детская православная паломническая миссия по монастырям Москвы и Подмосковья (27 мая – 1 июня). Центральным событием празднования стало богослужение в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля и крестный ход к памятнику святым равноапостольным Мефодию и Кириллу на Славянской площади, который Мы завершили молебном.
С 29 сентября по 1 октября в Москве проходили торжества, посвященные 600-летию преставления святителя Киприана, митрополита Московского (1330–1406). Вместе с Нами в праздновании этой юбилейной даты приняли участие иерархи Болгарской Церкви, специально для этого прибывшие в Москву.
В прошедшем году была организована IV выставка-форум «Православная Русь», центральная тема которой была сформулирована как «Социальное партнерство и благотворительность». Выставка проходила в период с 30 мая по 3 июня. А 1 ноября вновь состоялось открытие выставки «Православная Русь», на этот раз приуроченной к Дню народного единства. По традиции Мы совершили открытие обеих этих выставок.
Кроме того, Мы приняли участие в Международной научно-богословской конференции «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства», которая была приурочена к отмечавшимся в прошедшем году 450-летию со дня кончины преподобного Максима Грека и 10-летию обретения его мощей и проходила в Москве с 1 по 4 октября.
Прошедший год был ознаменован памятными событиями и в моей жизни. Исполнилось шестнадцать лет с начала моего Патриаршего служения и сорок пять лет со дня архиерейской хиротонии. В годы своего Патриаршего служения я черпал духовные силы в свершениях великих святителей и пастырей церковных, молитвами и подвигами которых созидалась Русская Православная Церковь. Митрополиты и Патриархи Московские, многие из которых прославлены Церковью в сонме святых угодников Божиих, подают каждому из нас пример беззаветного служения Церкви и народу. Путь архиерейского служения тернист и требует от избранного огромной ответственности за своих пасомых перед Господом. Но Первосвятительский крест – особый. Осознавая, что в твоем лице представлена вся Русская Православная Церковь, нужно постоянно молить Всемилостивого Жизнеподателя Христа о помощи в этом крестоношении и стремиться все свои силы полагать на благо Церкви Христовой, для ее процветания в нашем Отечестве.
В этом году мною было совершено семь поездок по епархиям, не считая Подмосковья. В некоторых из них я побывал впервые. Скажу, что каждый из этих визитов был очень важным, хотя они и были разными по своему значению. Например, Наш визит в Латвию стал первым за всю 900-летнюю историю Православия в этой стране. Впервые Предстоятель Русской Православной Церкви ступил на Латвийскую землю. Посещение Латвийской Республики имело очень большое значение для поддержания духовного единства чад Русской Православной Церкви в России и сопредельных государствах.
По милости Божией в июле Нам удалось вновь посетить Валаам.
2006 год был ознаменован возобновлением монашеской жизни в Свято-Успенской Саровской пустыни – известном мужском монастыре Нижегородской епархии, а также празднованием 300-летия основания этой обители, в котором Мы приняли участие. В нынешнем году исполнилось 910 лет со времени первого исторического упоминания Спасо-Преображенского монастыря в Муроме, и к этому знаменательному юбилею был приурочен мой визит в старейшую во Владимирской епархии обитель.
При посещении в августе Саранской и Мордовской епархии был освящен кафедральный собор во имя святого праведного воина Феодора Ушакова, возведенный трудами многих людей в центре Саранска.
9–10 сентября сего года состоялся Наш архипастырский визит в Калининград, приуроченный к шестидесятилетию образования Калининградской области. Во время этого визита было совершено освящение кафедрального собора Христа Спасителя, что свидетельствует о продолжающемся благоустроении церковной жизни на Калининградской земле. Собор Христа Спасителя в Калининграде стал самым западным форпостом Православия на Русской земле.
В этом году произошло несколько знаменательных событий в Санкт-Петербургской епархии, в которых Господь сподобил Нас принять участие. Одно из них имело общероссийское значение. Перезахоронение в сентябре 2006 года останков императрицы Марии Федоровны стало символом восстановления преемства российской истории. Это событие свидетельствует о том, что к нашему народу возвращается память о людях, традициях и свершениях дореволюционной России, которую еще не так давно пытались очернить, оболгать и обречь на забвение. Ныне останки императрицы покоятся рядом с гробом ее венценосного супруга императора Александра III. Это добрый знак, знаменующий воссоединение и примирение исторических эпох, преодоления вражды и разделений, которые принесли с собой революция и гражданская война.
Прошедший год для Санкт-Петербургской епархии был ознаменован еще одним событием – шестидесятилетием со дня возрождения Санкт-Петербургских Духовных школ. Вместе с этим юбилеем Духовные школы города на Неве отмечали и 285-летие со времени их основания. За минувшие 60 лет из стен этого духовного вертограда вышло много архипастырей и пастырей, профессоров и преподавателей, которые в течение последних десятилетий несли служение в Церкви Христовой, приносившее благие плоды.
Встречаясь с профессорами и студентами Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, я вспоминал 1946 год, когда я пытался поступить в Ленинградскую Духовную семинарию, но не был принят, так как мне не было еще восемнадцати лет, но я по приглашению тогдашнего ректора протоиерея Иоанна Богоявленского участвовал в первом акте открытия Ленинградских Духовных школ. В 1947 году я поступил в третий класс семинарии. И вот теперь, вспоминая те годы, я вновь ощущаю тот подъем, ту благодарность Господу за возможность получить духовное образование, которые испытывали все учащиеся. И с каким воодушевлением спели свою «лебединую песню» профессора и преподаватели дореволюционной Санкт-Петербургской Духовной академии, которые пришли по призыву приснопамятного митрополита Григория, чтобы обеспечить преемственность Духовной школы. Ценят ли сегодня поступающие в Духовную школу возможность получить духовное образование? Ценят ли так, как ценили поступающие в послевоенные годы, после семнадцатилетнего перерыва?! Сегодня часто, к сожалению, все это воспринимается как должное, а надо ценить возможность получить богословское образование, которая есть у нас сегодня.
Однако главным для Нас, как и всегда, являлось совершение богослужений. За период с предыдущего Епархиального собрания Нами совершено 170 богослужений, из них в соборах Московского Кремля – 24, в кафедральных соборах Москвы – 53, в обителях, монастырских подворьях, приходских храмах Москвы, ставропигиальных монастырях – 73 и 20 – в храмах и обителях других епархий. В текущем году было совершено 6 архиерейских хиротоний. Кроме того, три епископа были рукоположены на Украине для Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Прежде чем перейти к основной части доклада, хотелось бы привести некоторые статистические данные обо всей нашей Церкви и о Первопрестольном граде.
В настоящее время в Русской Православной Церкви 136 епархий. Число архиереев на сегодняшний день 171, из них 131 епархиальных, 40 викарных, не считая 13-ти находящихся на покое.
Действует 713 монастырей, в том числе в России: 208 мужских и 235 женских обителей; на Украине: 89 мужских и 84 женских; в странах СНГ и Прибалтике: 38 мужских и 54 женских; в зарубежных странах: 2 мужские и 3 женские.
Общее число приходов Русской Православной Церкви – 27 393. Общее количество духовенства – 29 450.
В Патриаршем ведении находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужские и 4 женские обители в Москве, имеющие 16 монастырских подворий (с 64-мя храмами). Действуют 7 подворий Поместных Православных Церквей с девятью храмами.
Общее количество храмов и часовен в Москве – 730, в их число входят:
7 Кремлевских соборов
2 кафедральных собора
5 храмов при Синодальных учреждениях
298 Приходских храмов
118 Патриарших подворий
64 монастырских подворий
68 монастырских храмов
9 крестильных храмов
69 часовен
90 строящихся храмов и часовен.
Богослужение совершается в 590 храмах и часовнях, 129 храмов являются домовыми. Не возобновлено богослужение в 17 храмах. Не освобождены прежними арендаторами 33 храма.
На приходах Москвы совершают служение 820 священников и 297 диаконов, всего 1117 клириков.
В монастырях совершает служение монастырское духовенство – 400 священников и 185 диаконов, всего 585 клириков.
Кроме того, имеются клирики, состоящие за штатом: 36 священников и 20 диаконов, всего 56 клириков.
Запрещены в служении 18 священников и 6 диаконов, всего 24 человека.
Общее количество духовенства в Москве – 1273 священников и 510 диаконов, всего 1783 клириков, в том числе 17 клириков находятся в заграничной командировке.
На конец 2006 года Русская Православная Церковь имеет 5 Духовных академий, 2 Православных университета, 2 Богословских института, 37 Духовных семинарий, 38 Духовных училищ и в одной епархии – пастырские курсы. При нескольких академиях и семинариях открыты иконописные и регентские школы. Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы осуществляют Московские Духовные академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
В 2006 году Московскую Духовную академию окончили 57 выпускников по стационару, 35 – по заочному сектору. При этом нынешний учебный год стал последним для двух параллельных выпусков академии. Одни выпускники (30 человек) обучались по старой системе, включавшей 4 года семинарского и 4 года академического образования, а другие (25 человек) – по новой, с пятилетним семинарским и трехлетним академическим курсами. Таким образом, в академии и семинарии завершился этап реформы духовного образования, связанный с переходом к обучению со специализацией по библейским, богословским, церковно-историческим и церковно-практическим дисциплинам и продолжительностью обучения в три года.
К кандидатским диссертациям выпускников, получивших специализацию, предъявлялись при защите значительно более высокие требования, ориентированные на уровень кандидатов наук в системе светского образования. Выпускниками Московской Духовной академии с прежним, четырехгодичным курсом обучения, было успешно защищено 14 кандидатских диссертаций, а выпускниками реформированной академии – 5 диссертаций. Некоторые выпускники реформированной академии представили к защите свои диссертации впоследствии. В дальнейшем предполагается проводить защиты кандидатских диссертаций в течение всего учебного года, по мере их подготовки.
Московскую Духовную семинарию окончили 56 выпускников по стационару, 105 – по заочному сектору, Регентскую школу – 27 выпускниц и Иконописную школу – 23 выпускника. Среди выпускников Московской Духовной академии и семинарии по стационару было 38 священнослужителей: 20 священников, 18 диаконов. В распоряжение Патриарха для служения на приходах Москвы, в Синодальных учреждениях и ставропигиальных монастырях были направлены 9 выпускников академии и 7 выпускников семинарии, а также 5 выпускников Иконописной и 4 выпускницы Регентской школы.
Тринадцать выпускников Московских Духовных школ были в 2006 году оставлены при академии и семинарии либо включены в число насельников Троице-Сергиевой Лавры.
В текущем учебном году в Московских Духовных школах обучается по стационару: 156 студентов в академии, 388 – в семинарии, 83 – в Регентской школе и 95 – в Иконописной школе, а также по сектору заочного обучения: 208 человек в академии, 792 – в семинарии.
Сектор заочного обучения при Московских Духовных школах имеет филиал, действующий в Новоспасском монастыре. Там обучаются клирики города Москвы. В настоящее время на четырех курсах филиала числится 135 студентов семинарии. Профессорско-преподавательская корпорация Московских Духовных школ составляет 127 человек. Среди них 19 профессоров, 11 доцентов, 6 докторов богословия и церковной истории, 5 докторов наук, 4 магистра богословия, 47 кандидатов богословия, 14 кандидатов наук.
В 2006 году Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) окончили 390 выпускников, среди них 55 священнослужителей. В настоящее время там обучаются 972 студента на дневном отделении стационара, 530 – на вечернем отделении и 1181 – заочно (в Москве и в филиалах). В состав ПСТГУ входит 9 факультетов, среди них богословский и миссионерский, факультеты церковных художеств и церковного пения. Преподавание в университете осуществляют 297 преподавателей, в том числе 42 профессора, 87 доцентов, 4 доктора богословия, церковного права и церковной истории, 4 магистра богословия, 12 кандидатов богословия и 185 лиц с учеными степенями, полученными в светских учреждениях. В распоряжение Патриарха для служения на московских приходах, в Синодальных и иных церковных учреждениях и ставропигиальных монастырях были направлены 10 выпускников ПСТГУ, 8 оставлены для преподавания в самом университете. Из 55 священнослужителей только 10 поступили в Наше распоряжение, 8 были оставлены в университете – это 18, где же остальные?
В истекшем учебном году Сретенскую Духовную семинарию окончили 10 выпускников, Николо-Перервинскую – 13 и Николо-Угрешскую – 11 человек. Среди них 13 священнослужителей. В распоряжение Патриарха Московского и всея Руси из их числа направлено 9 человек. При семинариях оставлено четверо выпускников.
В текущем учебном году в Сретенской Духовной семинарии обучаются 74 студента по стационару и 15 по экстернату, в Николо-Перервинской – 69 по стационару и 7 по экстернату и в Николо-Угрешской – 67 по стационару и 5 по экстернату. Преподавание в трех этих семинариях осуществляют 134 человека, в том числе 10 профессоров, 8 доцентов, 4 доктора богословия, церковного права и церковной истории, 10 докторов наук, 2 магистра богословия, 35 кандидатов богословия.
Однако не только выпускники Духовных школ пополнили в минувшем году ряды московского духовенства. В 2006 году по рекомендациям духовников и представлению Епархиального совета и с обязательством закончить Духовную семинарию были рукоположены:
• в сан пресвитера – 18 человек;
• в сан диакона – 38 человек.
Имели мы, как и в прошлые годы, потери. Были почислены за штат:
1. Протоиерей Владимир Демин
2. Священник Сергий Борисов
3. Священник Михаил Дубовицкий
4. Священник Илья Паршаков
5. Священник Алексий Харин
6. Игумен Вадим (Рындюк)
7. Диакон Павел Быковский
Запрещены в служении:
1. Протоиерей Сергий Крашенинников
2. Священник Владимир Байков
3. Священник Павел Буров
Невосполнимой утратой стала для нас потеря 15 клириков, которые отошли в мир иной. Это:
1. Протоиерей Алексий Бахтин
2. Протоиерей Матфей Грицак
3. Протоиерей Николай Гурьянов
4. Протоиерей Сергий Карамнов
5. Протоиерей Борис Никольский
6. Протоиерей Виктор Продан
7. Протоиерей Николай Ситников
8. Протоиерей Василий Фонченков
9. Священник Сергий Барышев
10. Священник Сергий Рзянин
11. Священник Димитрий Румянцев
12. Протодиакон Сергий Голубцов
13. Протодиакон Вадим Калинин
14. Диакон Вячеслав Пархунов
15. Диакон Алексий Щуров
Я думаю, что все вы слышали вчера сообщение в средствах массовой информации о гибели священника Андрея Николаева со всей семьей в Тверской епархии. Выясняются причины, но есть подозрения, что священник Андрей, матушка Ксения, их малолетние дети Давид, Анна и Анастасия – все они погибли от рук злоумышленников. Сегодня я послал соболезнование в Тверскую епархию, но все мы тоже принимаем гибель семьи священника близко к сердцу, и принося молитвенное поминовение о московских клириках, которые почили в минувшем году, и часть которых уже были в заштате, мы присоединяем к нему молитвенное поминовение тех, которые погибли в Тверской епархии, в сельском приходе. Пропоем им «Вечную память».
Все поют «Вечную память».
Приведенные выше статистические данные красноречиво свидетельствуют о положительной динамике развития церковной жизни в ее внешних проявлениях. Однако более всего тем, кто заботится о благоустроении дома Божия, «который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3. 15), следует помышлять о собственном душевном устроении, дабы не уподобиться тем, о ком сказано в Священном Писании как о «имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся» (см.: 2 Тим. 3. 5), дабы каждый домостроитель Таин Божиих был подлинным «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4. 12).
Нам, призванным к свидетельству о Христе перед миром, лежащим во зле (ср.: 1 Ин. 5. 19) строже всего следует судить самих себя, памятуя слова Спасителя: «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12. 48). Ныне же, наблюдая состояние окружающего нас общества и Церкви Христовой как свидетельницы Божественного Откровения в мире сем, мы можем с глубоким чувством повторить слова Священного Писания: «время начаться суду с дома Божия» (1 Пет. 4. 17).
Вопрос соответствия духовного состояния носителей благодати Божией своему высочайшему призванию и труднейшим задачам, предлежащим им, приобретает особую актуальность в настоящее время, в постиндустриальную эпоху.
Ныне мировое сообщество переживает период глобализации, представляющей собой стремительный процесс формирования единого информационно-экономического пространства. Это стало возможным в первую очередь благодаря активнейшему развитию технологий обработки, передачи и хранения информации.
В результате разного рода границы, казавшиеся нашим предкам незыблемыми, ныне утратили былую непроницаемость. Это касается не только политической, социальной, экономической сферы, но и сферы мировоззренческой. Удивительно, но сегодня и в области религиозной, для которой, как считалось ранее, характерны наиболее архаичные формы человеческого мышления, наблюдаются подобные тенденции к эклектическому смешению разнородных элементов.
Говоря об объективности указанных процессов, необходимо осознавать, что данные явления, как порождение человеческой деятельности, могут и должны быть оценены с христианских позиций.
Формирование единого информационно-экономического пространства сопряжено с неминуемым изменением ряда ключевых мировоззренческих ориентиров современного человека. К наиболее ярким явлениям подобного рода следует отнести, с одной стороны, широкое распространение в общественной среде формы бытового мировосприятия, опирающегося на принцип интеллектуальной всеядности, при котором в сознании человека сосуществуют совершенно разные, иногда взаимоисключающие идеи, а с другой – набирающие все большее влияние унификационные тенденции.
Можно даже говорить о постепенном формировании некоторой общей антропологической концепции, в которой мерой всех вещей становятся потребности человеческой природы, искаженной грехом. Именно на основании такого отношения к окружающему миру и к себе самому происходит постепенная секуляризация сознания современного общества, из жизни которого вытесняются традиционные религиозные ценности. Одним из прямых порождений такого взгляда является релятивистский подход к оценке действительности, что приводит к активному размыванию представлений современного человека о фундаментальных нравственных ценностях.
Конечно же, было бы неоправданным преувеличением утверждать, что в минувшие века общество целиком состояло из людей морально совершенных, чуждых каким-либо порокам. Однако ныне становится очевидным стремление сделать все возможное для того, чтобы внушить обществу мысль об относительности всяких норм в области морали и неприемлемости категоричных суждений относительно нравственного достоинства человеческих поступков. Внешним проявлением этого становится попытка произвести словесную подмену, заменив наиболее очевидные термины, звучание которых воскрешает в сознании обывателя чувство нравственной ответственности. Словесные, языковые предпочтения здесь как нельзя более показательны. Убийство нерожденного ребенка называется «прерыванием беременности», блудное сожительство – «гражданским браком», корыстолюбие – «материальной заинтересованностью». Думаю, что каждый из сидящих в этом зале легко может продолжить этот печальный ряд.
Информационная среда, окружающая наших сограждан, изобилует множеством материалов, носящих откровенно безнравственный характер, пропагандирующих потребительское отношение к обществу и ближним, уничтожающих саму мысль о наличии абсолютной, незыблемой системы ценностей, основанной на вневременных и не подверженных тлению основаниях.
Идеология секуляризма, претендующая на универсальность, становится сегодня серьезным препятствием на пути возвещения Благой вести современному миру. Основная сложность противодействия этому мировоззрению состоит в том, что это миропонимание скорее является интуитивным, чем рационально принимаемым для подавляющего большинства своих адептов. Поэтому крайне сложно бывает побудить человека к принятию аргументов, опровергающих самодостаточные принципы отношения к миру, пропитавшие весь строй жизни современного человека и предоставляющие ему множество удобных поводов для потакания собственным страстям и порокам.
Отсутствие твердых нравственных принципов ведет к ложному восприятию окружающей действительности и своего места в мире. Часто человек стремится избежать осознания реальности, понимая, что это знание накладывает на него определенную моральную ответственность. Именно это ощущение становится плодородной почвой для порождения явления, которое с некоторой долей условности можно назвать социальным инфантилизмом.
Главным атрибутом этого явления становится общий недостаточно серьезный, можно даже сказать, игровой подход ко всему строю жизни. Приведем лишь несколько примеров подобного рода. Сейчас часто можно видеть взрослых или даже пожилых людей, одетых подобно воспитанникам детского сада. Значительное количество эфирного времени на радио и телевидении отводится развлекательным передачам: играм либо демонстрациям кино- и видеоматериалов с очевидно сказочным сюжетом, но часто нравственно искаженным сюжетом, активно развивается индустрия уличных развлечений: различных игровых клубов и развлекательных аттракционов. В области информационных технологий компьютерные игры, а равно и прочие явления, создающие «виртуальную реальность», также занимают огромное место. Сам факт «потребления» данных продуктов обществом является ярким свидетельством их востребованности.
Очевидно, что подобная среда, формируемая в ответ на определенные запросы общества, в свою очередь воспитывает в молодых поколениях наших сограждан отношение к жизни весьма специфического рода.
Вместе с тем не менее очевидно, что Православная Церковь не может спокойно взирать на сложившееся положение вещей, прежде всего в силу того, что ее основная задача – содействовать спасению человека, указывать ему на его высочайшее Божественное призвание и свидетельствовать о том, что Бог так «возлюбил… мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16).
Бог, будучи источником любви, призывает каждое из Своих разумных творений к уподоблению Себе. Поэтому христианство настаивает на том, что подлинная духовная жизнь немыслима без деятельной любви к Богу и ближним. Однако любовь только тогда достигает своего результата, когда получает выражение в конкретных делах, заботе о благополучии окружающих. Именно поэтому Православная Церковь, будучи наряду с другими религиозными организациями отделена от государства, не может отделить себя от нужд общества, в среде которого проходит свое земное служение. Особенно актуально социальное служение Церкви в нынешнюю эпоху торжества прагматизма, когда забота о благе ближних, социума, Родины с легкостью уступает место попечению о собственных эгоистических интересах.
В связи с этим следует сказать, что Русская Православная Церковь во все времена своего бытия являлась тем духовным фундаментом, на основании которого росло и крепло могучее здание Российского государства. Для всякого православного христианина очевидно, что только высокодуховный человек может иметь подлинную любовь к людям и своему Отечеству, способен быть настоящим патриотом.
Нам есть что сказать человеку о нем самом. Однако, чтобы Истина Христова принесла добрый плод, она должна стать доброй закваской, изменяющей свойства всего «смешения» (ср.: Гал. 5. 9) не только в области внутрицерковной, она должна войти в жизнь всего общества, и прежде всего ее самой малой составляющей – семьи, соделав ее, по слову Апостола, «домашней Церковью» (ср.: Кол. 4. 15).
В свете тех задач, которые стоят перед Церковью, я не могу не упомянуть о том, что за эти годы многие нашли дорогу к храму и в этом, конечно, заслуга архипастырей, пастырей, монашествующих, которые своими молитвами, своим подвигом, своим трудом помогают духовному возрождению нашего народа. Если раньше в Москве было 46 храмов, то сейчас количество храмов, где совершаются богослужения, значительно увеличилось. Храмы наполняются православными верующими, и в этом заслуга и труды всех вас, дорогие братья и сестры.
Но перед каждым из нас и перед Церковью, и перед нашим народом встают многие соблазны и трудности. И особенно им подвержены молодые люди, дети, которые видят по телевизору, в компьютерных играх совершенно не то, что нужно для воспитания. Даже детские игры, которые раньше были добрыми, стали жестокими и злыми, а это приучает детей с малых лет к жестокости и свободному отношению полов. На нас с Запада, хотим мы этого или не хотим, надвигается и другая опасность, особенно для молодежи – это смешанные, однополые браки. На одном из заседаний Священного Синода мы приняли решение о приостановлении отношений с Лютеранской Церковью Швеции, я объясню почему. Церковь Швеции не только признает эти однополые браки, но и выработала чинопоследование благословения таких браков. Думаю, вы помните, у нас был такой случай в Нижнем Новгороде, пришлось принять очень жесткие меры, вплоть до лишения сана священника, который повенчал такой «однополый брак». Опасностей много, и опасностям нужно противостоять – это наша общая задача.
Теперь переходим к основной части Нашего доклада.
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом… время раздирать и время сшивать, время молчать и время говорить» (Еккл. 3. 1, 7), – так сказал библейский мудрец. И сегодня, по истечении почти года после очередного Епархиального собрания, для нас вновь настало время говорить о церковных событиях и делах уходящего года и держать ответ друг перед другом и перед Богом.
В служении каждого священнослужителя присутствуют две составляющие, противоположные друг другу и в то же время тесно связанные между собой, – Божественное и тварное, Небесное и земное, священное и профанное.
Если священнослужитель замкнется в себе, погрузится всецело в сферу Божественного и будет игнорировать сложный и неблагополучный мир, то он изменит своему назначению, той спасительной миссии, с которой Иисус Христос посылает всех Своих учеников: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28. 19–20); «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16. 15).
Но если священник впадет в другую крайность – полностью растворится в мире с его заботами, тревогами и проблемами и утратит понимание конечной цели всего мироздания – достижение Божественного совершенства (ср.: Мф. 5. 48), он также не выполнит своей основной пастырской задачи. Такая односторонняя «любовь» к миру есть измена и вражда к Богу. «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2. 15).
Каждый раз, собираясь на ежегодное Епархиальное собрание, мы оглядываемся назад на пройденный путь, анализируем сегодняшнее положение Церкви и намечаем перспективы дальнейшего развития епархиальной жизни. Бог благословил многие наши начинания, совсем недавно казавшиеся неосуществимыми, умудрил и укрепил делателей, привел к исполнению, довершил задуманное и совершил то, о чем мы и мечтать не дерзали двадцать лет назад.
Не перестаешь удивляться тому, как за краткое время умножилась и благоукрасилась наша Церковь. Из руин, а иногда и буквально из ничего восстали в неземной красоте Божии храмы; к вере, к Церкви приходят люди: дети, старики, и преступники в тюрьмах и лагерях, и чиновники на всех уровнях власти. Церковные праздники становятся выходными днями, законодательно закрепляется соработничество Церкви и государства, мы получили широкую возможность через СМИ свидетельствовать обществу о евангельских ценностях.
Согласно опубликованным в ноябре сего года данным исследования, проведенного Российским институтом общественного проектирования, в 1991 году православными называла себя примерно треть населения, тогда как в 2006 году – уже две трети. Число же мусульман не меняется, а вот атеистов стало в два раза меньше. Регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются вчетверо больше людей, чем пятнадцать лет назад.
Конечно, мы не можем закрывать глаза и на негативные явления нашей жизни, на различные современные искушения, связанные с оскудением веры, но все же мы должны и радоваться и благодарить Бога за все то доброе и великое, что по милости Божией совершается в наше время.
Мы не раз говорили о том, что нужно не только восстановить порушенные стены храмов и монастырей, но и возродить полноту церковной жизни внутри этих стен, реставрировать души людей, исковерканные атеистическим режимом. Полнота Христовой любви должна проявляться и за стенами храмов, наполняя всю жизнь наших прихожан.