Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на семинаре «Верность традиционным христианским ценностям и свобода совести» Москва, 20 декабря 2006 года

Ценность человека как носителя образа Божия и его достоинство

Известный русский классик Антон Павлович Чехов устами своего героя из знаменитой пьесы «Дядя Ваня» сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В пьесе герой (врач Астров Михаил Львович) произносит эту фразу, не относясь к ней серьезно и даже с издевкой. Тем не менее, не зря эта фраза так полюбилась многим людям. Писатель, употребив слово «должно», сформулировал некий общий закон. Этот закон говорит о том, что у большинства людей есть глубинное стремление к совершенствованию. Одновременно он выражает недовольство настоящим состоянием человека и желание исправить его.

Недовольство своим нынешним состоянием и желание совершенствования – это универсальные представления, которые мы можем найти в любой культуре и в большинстве религиозных традиций. Однако такой взгляд на человеческую природу возможет только тогда, когда есть идея о высоком предназначении человека.

В то же время большинство народов земли понимают, что в природе человека или в окружающем мире есть нечто, что мешает ему исполнить это предназначение. Одним словом – универсальный опыт человечества говорит нам о том, что у человечества не может быть серьезного основания для пустого и наивного самодовольства, а также слепой защиты всего того в человеке, что есть в нем на данный момент.

Разные религиозные и мировоззренческие традиции предлагают свои пути преодоления состояния разрыва, существующего во внутреннем мире человека. Христианство яснее всего улавливает это раздвоенное положение человека и предлагает самый прямой путь его преодоления или на языке христианства – спасения.

В библейском рассказе о сотворении человека недвусмысленно сказано о том высоком положении, которое занял человек в тварном мире. Человек венчает земное творение, поскольку появился в самом конце творческого акта Бога. Кроме того, Бог создает человека особым образом, соединяя с созданной уже материей Свое дыхание. Затем, Бог создает особый дом для человека на земле – Райский сад. Он подчиняет стихии и животных человеку.

Великий богослов IV века святитель Григорий Назианзин так пишет о месте человека в тварном мире: «Художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимое и видимая природа, созидает, говорю, человека; и из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь, творит как бы некоторый второй мир, в малом великий; поставляет на землю иного ангела, из разных пород составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству…» (Второе слово на Пасху, гл.6-7).

Особенностью человеческой природы по общему христианскому воззрению является образ и подобие Божие, которые были заложены Богом в нее при творении и являются ее неотделимой частью. Чаще всего между этими двумя словами Священного Писания – образом и подобием – не проводят различия, считая, что они обозначают одно и то же. Тем не менее, само употребление двух выражений не случайно, потому что за ними стоят два различных аспекта причастности человеческой природы к жизни Божества.

Еще один великий христианский богослов святитель Василий Великий очень ясно объясняет их различие: «Мы обладаем одним по творению, приобретаем другое по свободной воле. В первоначальном устроении нам дано быть рожденными по образу Божию; по свободной воле формируется в нас существо по подобию Божию… “Сотворим человека по образу Нашему” (Быт. 1. 26). Да владеет творением, что есть по образу, но да сделается он также и в соответствии с подобием. Бог дал власть для этого; если бы Он сотворил тебя также и в подобии, в чем было бы твое преимущество? Почему бы ты увенчался? И если бы Творец дал тебе все, как бы отверзлось для тебя Царство Небесное? Но правильнее, что одна часть дается тебе, тогда как другая оставлена незавершенной: это так, чтобы мог завершить ее сам и мог бы быть достоин награды, происходящей от Бога» (О происхождении человека, I, 16-17).

Хотя современная политическая и правовая система всех цивилизованных стран и построена, исходя из ценности человека, однако она не учитывает динамический характер человеческой личности. Государство и общество чаще всего призываются защищать человека таким, каков он есть. Конечно, нет ничего дурного в том, когда человек принимается и защищается независимо от своей религии, национальности, пола, возраста. Однако все чаще государство и общество слагают с себя функцию по направлению духовного развития человека к какой-либо, пусть даже самой элементарной нравственной цели. Такое положение дел оправдывается защитой свободы выбора человека и нежеланием принуждать человека к чему-либо.

На мой взгляд, подобный курс государства и общества, заключающийся в устранении от нравственного и духовного воспитания человека, не отражает естественной потребности каждого человека, а значит и обречен на плачевные последствия. Общественное устройство должно учитывать и поддерживать устремление человека к совершенствованию, иначе оно деградирует и распадется.

Конечно, в современном многорелигиозном обществе, как в границах одного государства, так и в мировом масштабе, невозможно оперировать христианскими богословскими понятиями для обоснования этого свойства человеческой природы. В решении этой проблемы могло бы помочь понятие «человеческое достоинство», если мы будем понимать его должным образом. По своему первому смыслу «достоинство» означает некое положение, которое человек занимает в определенной системе: мироздания, социального или политического устройства. Кроме того, слово «достоинство» мы используем для того, чтобы положительно оценить человека. Про злодея мы никогда не скажем, что он обладает достоинством, потому что его поступки не соответствуют высокому человеческому предназначению. Это понятие можно соотнести с библейским понятием подобия.

В то же время библейскому понятию образа очень близко понятие ценности человека. Действительно, христиане верят, что образ Божий не изгладим из человека. Он может быть помрачен, но не извергнут. Поэтому ценностью обладает любой человек, независимо от его поступков и состояния души.

На мой взгляд, мы должны сегодня не просто говорить на каждом углу о достоинстве человека, а делать все, чтобы способствовать его развитию. Достоинство – это не данность, за него надо бороться и его необходимо взращивать. Это не означает, что я предлагаю проводить отбор и определять, кто имеет достоинство, а кто его не имеет. Просто мы не должны рассматривать достоинство как уже нечто существующее у каждого человека. Это заблуждение и ошибка.

Достоинство – это то, что еще надо развивать. Считаю, что государство и общество обязаны ставить перед каждым человеком задачу развития его достоинства. Они не просто должны гарантировать свободу человека, но стараться не жестко ориентировать ее, представляя и поощряя примеры хорошей жизни.

Уверен, что динамическое понимание достоинства личности поможет нам выстроить систему общественного развития, которая бы более адекватно отвечала потребностям человеческой природы.