«Православные основы русской культуры: прошлое, настоящее, будущее»

Выступление протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на VI Покровских чтениях

Для меня большая честь поздравить движение «Россия Православная» с VI Покровскими чтениями.

В свое время, в недавнюю эпоху, очень много было создано разных общественных организаций. Они возникали и вскоре потом исчезали.

Движение «Россия Православная» успешно и последовательно действует уже много лет, взаимодействует с Русской Православной Церковью и самыми разными общественными силами. Это – знаки успеха.

Хотелось бы сказать несколько слов о теме нашего сегодняшнего мероприятия и порассуждать о том, что означает наша культура в широком смысле слова для российской государственности, для настоящего и будущего нашего народа. Мы знаем, что российская культура создана Православием, и это аксиома для большинства людей, живущих не только в нашей стране, но и за ее пределами. Удивительно, что для современных людей, живущих в Западной Европе и в Северной Америке, очевидность влияния Православия на русскую культуру, очевидность того, что русская культура – это и есть Православие, гораздо более явственна, чем для многих наших политиков и публицистов. Зайдите в католические храмы и даже протестантские церкви Италии, Франции, Бельгии – вы очень часто увидите там икону Святой Троицы, являющуюся копией работы преподобного Андрея Рублева, или копию Владимирской иконы Божией Матери. И когда спрашиваешь западного человека, он, естественно, говорит: да, Россия – это Православие. Россия – это иконы, это храмы. Поэтому я думаю, что для любого непредвзятого человека, живущего в России и даже живущего за ее пределами, православные корни российской культуры очевидны.

Конечно, в нашей стране существуют и другие религии и конфессии, и мы с уважением относимся к их вкладу в нашу культуру, в исторические свершения России, в то, что она сегодня собой представляет. Есть также и неверующие люди, и нам нужно поддерживать с ними диалог ради общей пользы, общего блага, общего будущего нашей страны. Но наличие в России других вер и других мировоззрений вовсе не означает, что нам, православным людям, нужно отказываться от себя. В том числе от своей культуры и от своего общественного идеала.

А культура и общественный идеал очень тесно связаны, хотя нам и пытались в течение последних десятилетий говорить об обратном. Действительно, общественный идеал, связанный с религией, с культурой и с традициями народа, сегодня все больше и больше пробивает себе дорогу в политике как на национальном уровне, так и на уровне международном. Сегодня терпит крах утверждение о том, что человечество избавляется от религии, от морали, от самобытных культур и становится унифицированным, и руководится только экономическими и иными, легко просчитываемыми законами (эти мнения сегодня приводил А.И.Буркин). Терпит историческое поражение идея атомизированного общества, которое не объединено ничем, кроме законов и кроме экономических процессов. Крах этой идеи все более и более очевиден даже для ее идеологов, зачинателей. Люди все больше объединяются не на прагматической основе, а на основе религии, культуры, идей политической и социальной близости.

Можно спорить о теории Хантингтона, говорить, что нам не нравится его система выводов о необходимости жесткого усиления американского давления на остальные части мира, на остальные цивилизации, но, по-моему, диагноз, который он ставит, достаточно правилен, и контуры различных цивилизаций становятся все более видными по мере того, как человечество окончательно расстается с утопиями 20-го века и начинает жить в более реалистичном, более жестоком, более отрезвляющем веке 21-м.

В условиях этого века культура, в том числе культура религиозная, приобретает совершенно новое значение, можно сказать, возвращает себе ту роль, которой ее пытались лишить в 20-м веке. Сегодня культура – это не просто фольклор, не просто некие ничего не значащие особенности. Культура больше не является достоянием только музеев или концертных залов – она становится фактором самоопределения общества, самоопределения мировоззренческого, самоопределения, касающегося образа жизни. И не случайно в приветствии Святейшего Патриарха Алексия II участникам нашей встречи содержится призыв основывать на исторических и культурных традициях государственное обустройство России.

Сегодня культура дает обществу идеал, который касается многих сторон жизни народа и государства. Сегодня культура задает модель страны и мира, которые мы строим. Сегодня культура, вера и идеи – а не только экономика – определяют то, как мы видим свой «город на вершине холма», то есть идеальное общество, идеальную модель его устройства, к которой мы стремимся. У каждого народа эти модели разные. Мы знаем, что американцы строят свой такой город – глобальную Америку. Исламские радикалы строят глобальный халифат, и конфликт между цивилизациями – это не просто конфликт между малозначащими элементами человеческой жизни, а это конфликт между разными моделями идеального общества, которое строят те или иные цивилизации и культуры. Особенно в тех случаях, когда та или иная из них посягнула не просто на локальное обустройство, а на построение своей модели всего человечества, всего мира.

У нас есть свой город на вершине холма, у нас есть своя модель общества, которую мы хотим построить у себя и которую, наверное, можем предложить и всему миру. Наша культура, в том числе наша религиозная культура, определяет наши представления об экономике, о политике, о государственности. Она, помимо прочего, и, прежде всего, утверждает приоритет духовного над материальным, общности над эгоизмом, который разрушает западный мир. Наша культура задает приоритет высших ценностей, ценностей, лежащих за пределами этого мира, над ценностями материальными и над чисто земными интересами. Тем более интересами, лежащими в рамках жизни одного человека, одного поколения, одной семьи, одной социальной группы и так далее.

Наша культура, укорененная в Православии, та культура, которую не смог истребить 70-летний атеизм – пробивается в истории России через все идеологические и политические искусственные схемы. Она пробилась через западные модели монархии 18–19 вв., когда многие государи пытались сделать, по крайней мере, столицу нашей страны по духу скорее западной, чем российской. Эта культура пробилась через марксизм, который в 1917 г. стал официальной идеологией нашей страны и не смог изменить ее, но не смог сломать самосознание нашего народа. Эта культура пробилась и через прозападную идеологию начала 90-ых годов, которая, кажется, полностью победила на волне перестройки.

Свою культуру, свое тысячелетним опытом выстраданное исповедание православной веры, пусть даже иногда полуосознанное, народ пронес через все революции и реформы вопреки властям и самопровозглашенным властителям дум, которые пытались переделать народ помимо его воли или просто игнорировали его национальный дух.

Наша задача, как мне кажется, в том, чтобы помочь народу выразить себя, помочь ему стать хозяином своей судьбы, вопреки всем экспериментам, всем попыткам изменить его, которые предпринимались в течение нескольких веков и будут предприниматься еще много раз. Народ нашей страны имеет полное право на то, чтобы выразить свою веру, свои чувства и свой нравственный идеал через различные каналы передачи культуры будущему поколению.

В первую очередь это касается школы. Наш народ имеет право на то, чтобы определять содержание школьного образования. Родители имеют такое право, согласно нормам, закрепленным в международном законодательстве. Они могут и должны добиваться того, чтобы школьное образование соответствовало духу тех убеждений, которые исповедуются в каждой конкретной семье. Когда у нас происходят дискуссии вокруг «Основ православной культуры», нужно помнить об этом праве, и поэтому насильственное навязывание материализма, навязывание идеологических моделей, которые не соответствуют православному мировосприятию, в государственной школе за счет налогоплательщиков, то есть за наш с вами счет – абсолютно недопустимо. Мы должны добиваться того, чтобы этот идеологический диктат сменился добровольным, но общедоступным (а оно сегодня может быть общедоступно только в государственной школе) образованием в духе именно тех убеждений, которых придерживается православная семья. Есть и другие убеждения, их приверженцы, конечно, тоже имеют право на то, чтобы в школах существовал мировоззренческий плюрализм, и эти люди также могли бы изучать основы своей религиозной культуры или атеизм. Однако необходимость защиты законных интересов меньшинств не означает того, что православные люди не имеют права на соответствие школьного образования их мировоззрению, их идеалам.

Важнейшую роль играют средства массовой информации. Важнейшую роль играет творчество. Сегодня нам необходимо вернуться, наконец, в СМИ и в творческом пространстве к идеалам, возвышающим человека, которые сегодня почти полностью забыты. Когда в самое лучшее эфирное время, которого, как нам говорят, не хватает для религиозных и образовательных программ, мы видим отупляющие, развращающие людей шоу, которые не могут человека подвигнуть ни на какое доброе дело, а могут только приковать его к дивану с бутылкой пива в руке – это не просто проблема, это проблема, которую мы можем и должны решить. В условиях, когда все, абсолютно все – политики, ученые, журналисты, у которых есть совесть, общественные деятели, педагоги, священники – все говорят, что ситуация с культурой на нашем телевидении ужасная, почему мы не можем эту ситуацию переломить, почему мы не можем добиться того, чтобы на телевидении было востребовано великое наследие русской и мировой культуры, которое возвышает человека, а не превращает его в животное, как это делается сегодня, когда дешевая, унижающая, расслабляющая, оскотинивающая человека попса занимает самое дорогое, самое приоритетное и популярное время на наших телеканалах?

Поддержка творчества, возвышающего человека, сегодня также очень важна, и я думаю, что государство и бизнес мало делают для того, чтобы это творчество развивалось. И поэтому мы должны обращать наши призывы и к власти, и к крупному бизнесу, чтобы достойные примеры возрождения русской культуры, восстанавливающие историческое самосознание нашего народа, пользовалось бы максимальной поддержкой как государства, так и частных богатых и влиятельных кругов.

Еще раз хотел бы сказать, что все это нужно не для того, чтобы навязывать нашему народу какой-либо идеологический выбор. Наш народ правильный выбор сделает, если обретет свободу и получит возможность быть хозяином своей судьбы, своей культуры. Об этом будем молиться, ради этого давайте вместе работать. Я абсолютно уверен в том, что, если сила народа раскроется, то и будущее нашей страны будет таким, каким желаем его видеть мы – православные люди, заботящиеся о своем Отечестве и любящие свою Родину.