Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на III Общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» Москва, 6 ноября 2006 года
30.11.2006 · Архив 2005-2009, Документы
Приветствую всех вас на III Общецерковной конференции, ставшей уже традиционной, чтобы обсудить актуальные вопросы современного развития православного паломничества. Обсуждение этих проблем на предыдущих двух конференциях дало возможность епархиям, монастырям и приходам Русской Православной Церкви более осмысленно и углубленно работать над возрождением тысячелетней традиции русского православного паломничества.
В минувшем году продолжалась наша общая работа по созданию паломнических служб в епархиях, монастырях и приходах. Если на первой нашей конференции мы с тревогой говорили о том, что в лоне Церкви насчитывается только 11 специальных паломнических структур, то в общей сложности за два последние года общее количество служб, отделов, центров и организаций, занимающихся организацией паломничества, превысило 140. Возникает закономерный вопрос — много это или недостаточно? Мы знаем, что 47 из этих паломнических служб являются епархиальными, то есть начали свою деятельность как методические и организационные центры, ведущие работу по возрождению традиций паломничества и созданию новых церковных паломнических структур в благочиниях, приходах, монастырях.
Епархиальные службы оперативно осуществляют связь с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата по координации работы, связанной с подготовкой и отправлением богомольцев ко святым местам Вселенского Православия. Но самое главное состоит в том, что создание епархиальных паломнических служб поднимает тему паломничества в пределах епархии на качественно иную ступень. По мере приобретения опыта сотрудники епархий больше внимания обращают на профессиональный уровень сопровождающих, следят за качеством транспорта, размещения и питания паломников. Я помню, с какой настойчивостью мы с вами говорили о необходимости этого на прошлой конференции, подчеркивая, что уровень обслуживания паломников является делом далеко не второстепенным, а во многом определяющим как сам характер паломничества, так и, что самое важное, духовное состояние людей, их настроение, впечатление от соприкосновения со святынями.
Положительным примером в этом отношении может служить работа паломнических служб Симферопольской и Крымской епархии, Брестской и Кобринской епархии, Костромской и Галичской епархии, Ставропольской и Владикавказской епархии, Екатеринбургской и Верхотурской епархии, Тобольской и Тюменской епархии, Рязанской и Касимовской епархии, Брянской и Севской епархии. Выделяя эти епархии, я должен отметить и положительные перемены, которые произошли в других епархиях за этот период. Во многих местах мы наблюдали повышение общего уровня работы с паломниками, но, как говорится, резервы для совершенствования нашего дела еще существуют.
Однако если сделать простой анализ существующих паломнических организаций, то обнаружиться, что паломнические подразделения образованы только в половине российских епархий, а на Украине их существует всего семь, в Белоруссии – две. Таким образом, несмотря на очевидный прогресс, напрашивается вывод о том, что сегодня мы находимся в начале пути по возрождению традиции паломничества, а потому никакого триумфализма в связи со сдвигами в организации паломнического дела быть пока не должно.
В большинстве ставропигиальных монастырей успешно действуют и развиваются паломнические службы, которые принимают значительное число богомольцев. В одну только Троице-Сергиеву Лавру притекает за год почти миллион паломников. Паломнические службы Киево-Печерской Лавры и Александро-Невской Лавры стали настоящими центрами динамичного развития православного паломничества в Киеве и Санкт-Петербурге, причем здесь не только принимают богомольцев, но и организуют их поездки к святыням в Отечестве и за рубежом. Во многих монастырях нашей Церкви создаются собственные паломнические службы либо этой деятельностью по послушанию занимаются отдельные иноки, но, к сожалению, мы пока еще мало знаем об их реальных делах. В настоящее время установлена рабочая связь только с тридцатью монастырскими паломническими структурами. Монастырские службы работают в основном на прием богомольцев, с этой целью создаются паломнические гостиницы и странноприимные дома, однако их число растет медленно, так как для их строительства или восстановления зданий и инфраструктуры требуются существенные финансовые и материальные затраты.
Положительный опыт такой заинтересованной и творческой работы хотелось бы отметить в деятельности паломнических служб Успенской Святогорской Лавры, Рождество-Богородичного Коневского монастыря, Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Тихвинского Успенского монастыря, Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, Введенской Козельской Оптиной пустыни. Хотелось бы в связи с этим упомянуть вифлеемскую гостиницу Русской Духовной Миссии во Святой земле, где ведется большая и самоотверженная работа по приему православных паломников.
Основная работа по возрождению православного паломничества, безусловно, происходит в приходах. Тысячи настоятелей храмов несут слово Божие прихожанам, рассказывают им о святых местах Православия, дают благословения на совершение паломнических путешествий, сами возглавляют паломнические группы. В настоящее время у нас нет достаточно полной и достоверной информации о деятельности большинства приходских паломнических служб и организаций, хотя некоторые их них иногда даже выполняют функции соответствующих епархиальных отделов. Например, на уровне епархии паломнической службы нет, а в каком-то приходе она существует и потому принимает за себя ответственность за координацию всей паломнической деятельности на территории данной епархии. Например, паломническая служба при храме Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу в Вологодской епархии или Паломнический центр при храме святого великомученика Пантелеимона в Ижевской епархии практически являются епархиальными паломническими службами.
В настоящее время идет процесс становления общецерковной системы православного паломничества. Православное паломничество складывается из двух больших потоков. Первый поток – это паломничество наших богомольцев к отечественным святыням. Второй поток – это паломничество к святыням Вселенского Православия, прежде всего на Святую землю. В настоящее время эти два потока несоизмеримы по своим масштабам: если в паломнических поездках по стране принимают участие до 3 миллионов верующих в год, то к святыням Вселенского Православия отправляется не более 100 тысяч богомольцев. Хотя, конечно, и эта цифра является огромной по сравнению с тем, что было несколько лет тому назад.
Возрождаются и древние традиции проведения крестных ходов с чудотворными и чтимыми иконами по святым местам. Примером могут служить многодневные крестные ходы, проводимые по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира от Севастополя до Чернобыля или из Одессы в Тирасполь, затем в Киев, в Минск и далее до Москвы. Регулярно проходят крестные ходы в Курской, Тверской, Ярославской, Екатеринбургской, Псковской, Вятской и других епархиях.
Радует активность в этой сфере Синодального Отдела по делам молодежи, где целенаправленно занимаются развитием детского и юношеского паломничества. Сотрудники Отдела организуют для детей и подростков путешествия к прославленным святыням нашей веры, проводят большую работу по методическому обеспечению работы молодежных и паломнических структур в епархиях. В Отделе этой работой занимается Православное историко-культурное общество, которое в рамках программы «Отчий край» организует паломнические поездки ко святым местам Русского Севера, Урала и Центрально-европейской части России. Молодые люди в ходе таких поездок не только поклоняются святыням, но и работают на восстановлении монастырей и храмов. Ежегодно в стенах Иосифо-Волоцкой обители действует летний трудовой лагерь «Братства православных следопытов», где трудничают старшие школьники. В Рузском районе Московской области программа Отдела «Феодоровский городок» собирает православную молодежь из многих регионов России для обмена организационным и методическим опытом работы, совмещая обучение и дискуссии в городке с паломническими поездками по ближнему Подмосковью.
Должен сказать, что этот вид паломнической деятельности, особенно среди старшеклассников, является органичной и очень важной частью процесса религиозного образования подрастающего поколения. Известно, что в воскресных школах работа с детьми младшего возраста должна строиться на основе создания различных игровых ситуаций, раскрашивания картинок, рассказов о праздниках, знакомства с библейскими сюжетами. В среднем возрасте уже начинается систематическое религиозное образование, знакомство детей с основами веры, с церковным устройствам, с элементами Божественной литургии и так далее. А вот в старших классах — и опыт это подтверждает — самым эффективным способом влияния на молодежь является паломничество. Когда молодые люди и дети старшего возраста вместе со своими руководителями отправляются в паломнические поездки, то это формирует в очень многих юных душах живое религиозное чувство, а кроме того, способствует развитию товарищества, взаимопонимания, солидарности. Скажу больше: именно в таких поездках очень часто завязывается дружба, известно даже о счастливых браках, спустя время соединявших юношей и девушек, вместе участвовавших в паломнических путешествиях. И дай Бог, чтобы так было почаще, чтобы наши дети знакомились не в ночных клубах и не в барах, а в воскресных школах, в паломнических группах, тогда это будет способствовать формированию действительно сильных и прочных православных семей. А тема семьи, я думаю, является одной из приоритетных в нашей общецерковной работе.
Каждый год растет поток православных паломников во Святую землю, к христианским святыням Греции и Афона, Италии и Кипра, Египта и Синая. Я весьма признателен Его Превосходительству Послу дружественного нам Королевства Иордании за его выступление здесь и надеюсь, что его страна займет свое достойное место в ряду государств, куда осуществляется православное паломничество, ибо современная Иордания есть неотъемлемая часть Святой земли. Ведь во времена Господа и Спасителя нашего никаких нынешних государственных границ не существовало. Даже в советские времена, когда паломничества во Святую землю рассматривались государством как чисто представительские мероприятия, раз в году на праздник Святой Троицы направлялась официальная группа паломников из десяти человек. И ее маршрут всегда пролегал через Израиль и Иорданию, потому что только посещение как того, так и другого государства дает возможность обозреть всю Святую землю времен Иисуса Христа, прикоснуться ко всем святыням, столь близким каждому верующему сердцу.
Большую работу проводят не только паломнические службы епархий, монастырей и приходов, но и заграничные учреждения Русской Православной Церкви. Зарубежные церковные представительства всегда помогали и впредь готовы оказывать нашим паломническим службам методическую и практическую помощь в организации поездок, откликаются на просьбы о встречах с приехавшими паломниками, оказывают содействие в организации богослужений, совершаемых православными священниками, приезжающими с паломническими группами. И в первую очередь я хотел бы сказать здесь о Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, о нашем ставропигиальном подворье в итальянском Бари, которое стало важным центром православного паломничества, о персонале зарубежных церковных учреждений и наших приходов в Неаполе, в Венеции, в Милане, на Кипре… И во многих других местах по всему свету самоотверженно трудятся батюшки, помогая православным соотечественникам знакомиться со святынями Древней неразделенной Церкви как на Востоке, так и на Западе.
Большую поддержку развитию паломничества оказывают государственные органы, отвечающие за развитие туризма, и среди них Комитет по туризму Москвы. Я рад сердечно приветствовать здесь и хотел бы поблагодарить его председателя за открытость к сотрудничеству с Русской Православной Церковью, за поддержку, которую он нам оказывает. Хотел бы также отметить работу Комитета по внешним связям и туризму Санкт-Петербурга, Управление по туризму и краеведению Орловской области, Комитет по культуре и туризму Воронежской области.
Участились поездки православных паломников, принадлежащих Русской Православной Церкви за границей к святым местам России, Украины и Белоруссии. За этот год нас посетили паломники из США, Франции, Германии, Канады, Бразилии, Швейцарии и ряда других стран. Эти паломнические поездки наших зарубежных братьев играют свою очень важную роль в преодолении еще бытующих кое-где негативных стереотипов восприятия Русской Православной Церкви. Знаю, что молитвенное прикосновение к нашим общим святыням многих из этих людей в корне изменило, дало понимание того, что сегодня происходит в Русской Православной Церкви, каково ее истинное духовное лицо. И полагаю, что подобные паломнические поездки немало содействовали тому процессу уврачевания церковного раскола, который, как вы знаете, ныне благополучно завершается и, надеемся, с Божией помощью завершится во славу Господню.
Весомый вклад в популяризацию паломничества вносит журнал «Православный Паломник», издаваемый Паломническим центром Московского Патриархата. В этом году журналу исполнилось 5 лет, к своему юбилею журнал стал цветным, улучшилась его полиграфия. Но главное в этом издании – его содержание, журнал продолжает рассказывать православному читателю о святых местах, об их истории, не забывая дать информацию о том, как можно самостоятельно совершить паломническую поездку.
Пользуется спросом «Справочник паломнических организаций», выпускаемый Паломническим центром уже в третьей редакции. В настоящее время готовиться четвертое издание, в связи с чем просил бы паломнические службы представить информацию о себе для этого справочника. Ибо подобная информация важна в первую очередь для самих паломнических служб. Откуда о вас узнают за пределами вашего прихода и епархии, во всероссийском масштабе, как не из такого справочника? А это издание, как известно, распространяется достаточно широко. Оно предоставляет паломническим службам возможность бесплатно информировать о своих программах и услугах, напрямую обращаясь как к коллегам-организаторам паломничества, так и к отдельным людям.
Развитие современного паломничества трудно представить себе без электронных технологий и прежде всего Интернета. Третий год работает интернет-портал Паломнического центра Московского Патриархата, который дает возможность получать необходимую информацию паломническим службам и желающим отправиться в паломничество. Информация о паломничестве в Северо-западном регионе России представлена и на Санкт-Петербургском портале «Град духовный».
Чаще стали появляться телепередачи о паломнических поездках, но пока они носят фрагментарный характер. Мы пытаемся что-то изменить в этом направлении. И есть задумка, которой хотел бы с вами поделиться, — создать целый цикл паломнических телепрограмм, наподобие знаменитой передачи «Вокруг света». Помните, с каким интересом слушали Сенкевича, смотрели его путевые заметки о разных странах. И если нам удастся создать аналогичный телевизионный цикл паломнических передач, это, кончено, будет очень содействовать активизации паломнической работы.
Продолжается работа по подготовке кадров паломнических служб. Отдел внешних церковных связей на базе Паломнического центра уже два года проводит Курсы повышения квалификации сотрудников паломнических служб. За это время здесь прошли профессиональную подготовку более 100 человек. Ныне проходит обучение очередной поток слушателей наших Курсов, и надеюсь, что нынешняя конференция поможет им глубже понять проблемы возрождения и развития паломничества в реалиях сегодняшнего дня.
В Астраханской епархии начали работать курсы по подготовке православных экскурсоводов, подобная инициатива получила распространение и в других епархиях. Это начинание необходимо всячески поддерживать.
Православное паломническое движение активно развивается, и поэтому уже начинает сказываться отсутствие у него собственной терминологии. Ибо мы, к сожалению, до сих пор вынужденно прибегаем к профессиональной лексике работников сферы турбизнеса, а эта терминология на девяносто процентов заимствована из иностранных языков. Мало того, что она зачастую не способная описать специфические понятия паломничества, но она же еще и коверкает наш родной язык. Думаю, что для решения этой проблемы следовало бы создать небольшую рабочую группу, состоящую из лингвистов, специалистов в области туризма и паломничества, и предложить ей разработать тезаурус современной паломнической терминологии, которая опиралась бы на традиционный понятийный аппарат и историческую лексику.
В настоящее время Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы поправки в Закон о туристской деятельности, которыми, в частности, предусматривается введение системы финансовых гарантий деятельности туристических фирм. В связи с тем, что действующее законодательство приравнивает паломнические службы к туристическим организациям, эта юридическая новелла может больно ударить по нашим церковным структурам.
Например, что для того, чтобы иметь право проводить поездки за рубеж паломнических групп, организации потребуется депонировать в качестве залога сумму в 10 миллионов рублей. А те структуры, которые желают осуществлять паломническую деятельность внутри страны, должны будут внести залог не менее 1 миллиона рублей.
Конечно, известное рациональное зерно в подобном подходе есть, потому что значительный финансовый залог является какой-то гарантией надежности той или иной организации. Такая система будет отсекать основную массу случайных для этого вида деятельности контор и турфирм-однодневок, не способных обеспечить достаточно высокий уровень обслуживания своих клиентов. Поэтому сама по себе идея залога ни в чем не виновата. Но при этом совершенно очевидно, что уровень финансовых требований, предъявляемых к турбизнесу, абсолютно неприемлем в случае организации паломнических поездок. Если правительственная поправка к закону будет принята в ее нынешней редакции, это приведет к тому, что паломничество как особая сфера деятельности будет поглощено и монополизировано мощными структурами туристического бизнеса. А туристические фирмы — и мы заявляем об этом в полный голос и со всей ответственностью — по определению не способны дать паломнику и богомольцу то, чего он ждет от своего путешествия по святым местам, не способны передать дух паломничества. Ибо светские специалисты, будучи зачастую людьми нерелигиозными, даже при самом высоком уровне профессионализма в сфере туристических услуг, никогда не смогут создать ту духовную атмосферу, которая необходима при совершении паломничества.
Ведь паломничество не есть простое знакомство с теми или иными объектами. Это религиозный акт, включающий молитву, пост, причащение. Почему-то в отношении мусульман всем ясно, что хадж – это непременное религиозное делание. Так и считается у мусульман – один раз в жизни каждый должен совершить паломничество в Мекку. Не для того, чтобы подивиться красотам Саудовской Аравии, а именно для того, чтобы совершить некое религиозное деяние. Очень важно, чтобы наши светские коллеги понимали: паломничество и у православных имеет религиозный характер. Потому обеспечивать паломническую поездку могут только специальные, благословленные на это Церковью люди и организации.
Ключом к решению этой проблемы могло бы стать законодательное разграничение паломничества как религиозной деятельности и туризма как предоставления услуг светского характера на коммерческой основе. Паломничество же не является коммерцией. Конечно, паломнические организации собирают какие-то средства, но эти средства идут на решение уставных задач, а не на личное обогащение тех, кто управляет паломническим делом.
Вызывает беспокойство деятельность отдельных светских турфирм, которые превращают организацию паломнических поездок из религиозной деятельности в средство получения дополнительных прибылей. Это очень опасно, потому что чревато профанацией церковной жизни, а в качестве неизбежного следствия такого рода «паломничеств» мы рискуем получить весьма горестный результат. Ко мне как к архиерею и руководителю Синодального отдела часто обращаются люди, делясь тяжелыми воспоминаниями и негативным опытом после таких псевдопаломнических поездок во Святую Землю. И иногда бывает так, что не знаешь — лучше было бы ехать человеку в такую «паломническую поездку» или вообще не трогаться с места. Потому что результат поездки нередко оказывается прямо противоположным ожидавшемуся. Конечно, мы не можем с этим мириться и должны сделать все для того, чтобы паломничество стало действительно важной составляющей духовной и религиозной жизни наших сограждан.
Вместе с тем многим нашим паломническим службам есть чему поучиться у лучших отечественных туристических фирм. Прежде всего, умению принять приезжающих, профессионально обеспечить их основными услугами, позаботиться о безопасности гостей. К сожалению, паломнические службы не всегда ответственно подходят к формированию групп богомольцев. Существуют большие проблемы с качеством приема паломников в монастырях и храмах, где им порой не оказывают должного внимания.
Некачественный транспорт — вот на это хотелось бы обратить особое внимание. Я часто езжу по шоссе Москва-Минск. Если по трассе идет самый разбитый и старый «икарус», то на его лобовом стекле обязательно будет табличка: «Паломники». Это недопустимо – ни с точки зрения безопасности путешествующих людей, ни с точки зрения удобства их поездки. Но прежде всего и особенно – с точки зрения уничижения образа паломника и его духовного делания.
Недавно пришел вопрос в телепередачу «Слово пастыря»: «Владыко, почему православные женщины все такие убогие на вид»? Это очень серьезный вопрос, если верующие женщины производят на общество впечатление убожества. Ведь мы понимаем – здесь имеется в виду что-то иное, нежели скромность, сдержанность, неброскость. Православие – это не убожество, не приниженность, не загнанность, не черно-серо-коричневые тона. Православие — это полнота бытия в Боге и красота сотворенной Им жизни. Поэтому Православие вовсе не предписывает нам быть некрасивыми, дурно одетыми и мрачными, махнувшими на себя рукой, ведь наша вера – это религия радования о Господе и спасении. И мы должны ярко представлять миру нашу веру и нашу Церковь. И автобусы наши паломнические не должны быть худшими из всех возможных. Если мы имеем долг и попечение заботиться о красоте храмов Божиих, то не менее того призваны радеть о видимом присутствии Церкви в жизни общества. Это относится и к некоторым священникам, которые порой неведомо как одеты и неизвестно как у них убраны волосы. Православный верующий человек не может производить впечатление странноватого и чудаковатого создания, потому что он призван свидетельствовать перед разными людьми о своей вере.
Мы – Церковь народа. Вот если мы хотим жить за высоким забором в социальной резервации, не высовывая носа за пределы нашей православной субкультуры, тогда, пожалуй, люди извне не осудят ни нашу затрапезность, ни нашу отчужденность. Но если мы хотим продолжать быть Церковью народа, то должны показывать пример во всем. И эстетика в жизни Церкви имеет огромное значение, будь то внешний вид храма, его убранство, ход богослужения, уместная нарядность облачения церковнослужителей или одежд прихожан. Это не частная тема, все вышесказанное имеет прямое отношение к паломничеству, к его организации, качеству и содержанию. Ни в коем случае нельзя ронять церковное достоинство низким уровнем обеспечения наших инициатив.
Некоторые паломнические службы продолжают отправлять людей в поездку, не предупредив о своих планах принимающую сторону, и тогда паломники являются, как снег на голову. В результате богомольцы могут оказаться не только без грамотного сопровождения, но и без нормального ночлега. Духовный подвиг – это не обязательно спать на полу. Другой разговор, что паломник всегда несет некие тяготы паломнического делания. Но одно дело, когда эти тяготы человек принимает на себя добровольно, говоря, например: «Хочу в Киев пешком идти, как мои деды и прадеды хаживали». И совсем другое – когда он претерпевает неудобства из-за чьей-то безалаберности или халатности. Если паломник хочет спать на улице, — Христа ради, спи. А не хочет спать на улице, — его должны обеспечить нормальным ночлегом и радушно принять.
Для пользы нашего дела не нужно бояться взаимодействовать с туристическими фирмами в тех формах, в тех масштабах и на тех направлениях, которые будут сочтены нами целесообразными и полезными. Вместе с тем очень важно не попадать в зависимость от этих фирм, дабы они не накладывали на наши паломнические структуры свой отпечаток, не искажали природу нашей деятельности.
До сих пор в масштабах Церкви нет исчерпывающих статистических данных о количестве православных паломников, совершающих богомолье к отечественным и зарубежным святыням. Всем участникам Второй паломнической конференции были розданы формы для предоставления статистической информации. Поскольку никто не возражал против содержания этих форм и не предоставил своих предложений, будем считать, что предлагаемые формы всех устроили. Отдел внешних церковных связей предполагает направить письма правящим архиереям с просьбой предоставить запрашиваемую информацию за 2006 год к 1 марта 2007 года. Эта информация нужна ОВЦС не для статистических отчетов, а для того, чтобы можно было заранее планировать получение нужного числа пропусков для наших паломников во Святой земле в периоды празднования Пасхи Христовой или Рождества Господня, для строительства паломнических гостиниц и странноприимных домов при монастырях. Эти сведения также необходимы для проведения переговоров и консультаций с соответствующими государственными структурами. В настоящее время мы вынуждены довольствоваться экспертными оценками паломнических потоков, как внутренних, так и зарубежных.
В связи с предстоящим обсуждением проблемы законодательного разделения таких видов деятельности, как паломничество и туризм, нам предстоит подумать о том, кто будет контролировать и определять профессиональную компетентность сотрудников церковных паломнических служб.
Предлагаю Паломническому центру Московского Патриархата совместно с епархиями начать разработку Положения по внутрицерковному лицензированию и сертификации паломнических структур. Нам надо также думать над тем, кто возьмет на себя труд осуществлять эту непростую профессионально ответственную работу. Может быть, необходимо создать такой орган контроля, в который вошли бы представители от различных епархий.
Дискуссии и обмен опытом, происходившие на нашей предыдущей конференции, стимулировали развитие современного православного паломничества. Хотелось бы пожелать, чтобы нынешняя III Общецерковная конференция стала событием, которое внесет положительный вклад в возрождение паломничества.