Члены Общественной палаты обсудили вопрос преподавания в школах основ религиозной культуры

27 ноября комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, интеллектуального потенциала нации и сохранения культурного и духовного наследия провели совместное заседание, посвященное вопросам изучения религиозной культуры в системе образования. В заседании участвовали более 40 человек, в том числе управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.

Как сообщает пресс-служба Общественной палаты, еще в сентябре министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко обратился в Общественную палату с просьбой высказать свое мнение по вопросу преподавания в школе основ православной культуры и иных религиоведческих дисциплин. В результате совместной работы три комиссии Палаты подготовили проект «Предложений Общественной палаты России по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования».

«Принцип светскости Российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка», – говорится в «Предложениях» Общественной палаты, одобренных на заседании.

«Молодежь должна знать культурную и духовную составляющую жизни своего народа, страны. Знание нравственных заповедей, духовной культуры будет не разделять, а только объединять жителей России», – заявил на заседании митрополит Калужский и Боровский Климент. Он выразил убеждение, что основы религиозной культуры следует преподавать в рамках регионального и школьного компонентов учебной программы.

Православный иерарх подчеркнул, что данная дисциплина должна иметь чисто культурологический, а не миссионерский характер, что преподавать ее должны специально подготовленные светские учителя. «Если родители школьника ориентированы на нерелигиозный образ жизни, то для этого учащегося следует организовать изучение светской этики, культуры, философии. Такая практика существует в других странах», – отметил он.

Он также привел результаты социологических опросов, согласно которым 80 процентов респондентов хотят, чтобы их детям преподавали именно «Основы православной культуры», а не все религии одновременно.

Заместитель министра образования Дмитрий Ливанов сообщил, что из 79 регионов, откуда на запрос министерства получены ответы, основы религии в 19 регионах не преподаются, в 35-ти религию изучают до тысячи школьников, в 17 регионах – несколько тысяч, а в восьми регионах преподавание ведется полномасштабно. Лидирует Белгородская область, где основы религии изучают около 150 тысяч учащихся. Среди лидеров также Чечня, Ингушетия и Московская область.

Служба коммуникации ОВЦС