В Регентской школе при Московской Духовной академии состоялся вечер, посвященный 150-летию композитора А.Д.Кастальского

26 ноября 2006 года в Регентской школе при Московской Духовной академии состоялся вечер, посвященный 150-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Александра Дмитриевича Кастальского, жизнь которого была неразрывно связана с русской духовной музыкой.

Вечер был построен в форме диалога дочери композитора и биографа, занимающегося исследованием жизни Кастальского. Хорами Регентской школы были исполнены духовные песнопения и обработки народных песен, автором которых является этот композитор, сообщает сайт Московской Духовной академии.

В заключение вечера всеми присутствовавшими была пропета «Вечная память» А.Д.Кастальскому.

28 ноября, в день рождения Александра Дмитриевича, в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника будет совершена заупокойная Божественная литургия.

Будущий хоровой дирижер и композитор, исследователь русского музыкального фольклора и инициатор «нового направления» в русской духовной музыке родился 28 ноября 1856 года в семье профессора Московской Духовной семинарии протоирея Дмитрия Кастальского и был назван Александром в честь благоверного князя Александра Невского. В юношестве, увлекаясь химией и естественными науками, он иногда импровизировал на фортепиано; услышав его игру, гостивший в доме преподаватель консерватории убедил Александра серьезно заняться музыкой. Поступив в московскую консерваторию в 1876 году, он в силу семейных обстоятельств он окончил ее лишь в 1893 году в композиторском классе С.И.Танеева. С 1887 года А.Д.Кастальский преподает в Синодальном училище церковного пения, директор которого Степан Васильевич Смоленский, оценивая музыкальные способности и широту интересов молодого композитора, писал: «Его талантливость была для меня несомненна, знания же его прямо огромны. Кастальский – большой ценитель живописи, любит цветы и чтение». В это время А.Д.Кастальский создает свое известнейшее духовное произведение — «Милосердия двери…», вызвавшее всеобщий интерес и внимание; по свидетельству С.В.Смоленского, сам Иоанн Кронштадтский, услышав песнопение, был тронут его глубоким молитвенным настроением.

В начале XX века Александр Дмитриевич работает над песнопениями Всенощного бдения, были созданы: «103 псалом», несколько вариантов «Свете Тихий», «Ныне отпущаеши», Малое и Великое славословия и песнопения Полиелея, дополнением к этим работам стало «Практическое руководство к выразительному пению стихир».

Наряду с богослужебными произведениями важным направлением деятельности Кастальского становится «музыкальная реставрация» — им осуществлена реконструкция древнерусской литургической драмы «Пещное действо», а также произведений музыкального искусства Древнего Востока, Эллады, Древнего Рима, Иудеи и Руси.

Трудным моментом в жизни Александра Кастальского стал пост революционный период. После преобразования Синодального училища в Народную хоровую академию он руководит ею вплоть до ее закрытия в 1923 году. В 1922-м он становится профессором Московской консерватории. В это время А.Д.Кастальский создает как духовные, так и светские композиции. В начале 1918 года он пишет хоровой цикл «Из Патриаршего и архиерейского облачения», а также ряд произведений, сочиненных специально к интронизации Святейшего Патриарха Тихона.

Скончался Александр Дмитриевич Кастальский в Москве 17 декабря 1926 года. Долгое время после смерти композитора его духовное творчество находилось на Родине в полном забвении. В наши дни Кастальский, являясь автором 200 духовных сочинений и переложений, признан мастером русской церковной музыки, множество его произведений регулярно исполняются во время богослужений и концертов духовной музыки.

Служба коммуникации ОВЦС