Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин наречения архимандрита Елисея (Ганабу) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии
24.11.2006 · Архив 2005-2009, События
Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 6 октября 2006 года архимандриту Елисею (Ганабе), начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, определено «быть епископом Богородским, викарием Корсунской епархии, с поручением ему управлять Сурожской епархией» (Журнал № 111).
24 ноября 2006 года в Патриаршей рабочей резиденции в московском Свято-Даниловом монастыре в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, наречение архимандрита Елисея епископа Богородского, викария Корсунской епархии совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Хиротония архимандрита Елисея во епископа Богородского, викария Корсунской епархии, состоится 26 ноября в Храме Христа Спасителя.
Речь архимандрита Елисея при наречении во епископа Богородского
Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и Отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри и светильники Церкви Христовой!
Предстоя ныне перед вами, Святителями Божиими, призывающими меня недостойного к архиерейскому служению, в трепетном волнении, исходящем из глубины своей души, я мысленно возвращаюсь к месту своего последнего церковного служения – в Святой Град Иерусалим, к Божественной Голгофе.
По извещении об определении Священного Синода быть мне епископом Церкви Христовой, переживая духовное смятение, устремился я в Храм Гроба Господня и, припадая к Голгофе, ощутил первые чувства реального страха грозной ответственности в предстоящем мне несении архипастырского крестоношения.
В размышлениях об искупительных Страданиях Господних более отчетливо открывается мне жертвенная сущность архиерейского подвига. Взирая на блеск украшений архиерейской митры, вижу уязвляющие шипы тернового венца, епископская кафедра представляется суровым Лифостротоном, а умозрительный архипастырский омофор отяжеляется грузом моих неисчислимых грехов.
Привитое мне в детстве высокое благоговение перед епископским саном, сочетавшееся с искренним восторгом от архиерейских богослужений, переросло ныне в страх и трепет при мыслях о Гефсиманском борении Спасителя.
Как не ужасаться мне предстоящего архиерейского служения, если Сам Господь — истинный Первосвященник и Архиерей молил Своего Небесного Отца в Гефсиманском саду: «Да минует меня Чаша сия»! (Мф. 26. 39).
Как не умиляться глубине милосердия Божия, если Сам Господь, «един кроме греха» Сын Человеческий, за мои грехи и за грехи всего мира был предан в руки грешников (Мф.26.45) на распятие, а ныне — один из этих грешников предается в руки Сына Человеческого, дабы принять от Него жребий Его учеников и апостолов.
В этом таинственном, страшном, но спасительном и вдохновляющем евангельском свершении имею дерзновение с верой усматривать волю Божию, передаваемую ныне через вас, Преосвященные архиереи Божии и преемники Христова апостольства. Верую сему, ибо Сын Божий послал в мир своих учеников также, как и Отец Вседержитель послал в мир Своего Сына (Ин. 17. 18), а вы призываете меня также, как и Христос призвал вас.
И, следуя зову Господа моего и Его Святой Церкви, принимаю это служение как свою личную Голгофу, ибо служение Христа Первосвященника открылось нам в Его Голгофской Жертве, и только, «сораспявшись» Христу, возможно «жить для Бога» (Гал.2. 19).
В немощах своих обличаюсь словами Спасителя, уподобившего таких как я «гробам повапленным» (Мф. 23.2 7), и вновь мысленно возвращаясь в Иерусалим, к Живоносному Гробу Господню, укрепляюсь в вере, что Свет Жизни воссияет «седящим во тьме и сени смертной» (Ис. 9. 2) и из глубины сердечной взываю словами святителя Филарета, митрополита Московского: даруй, Господи, благодать служению сему, ради славы Твоей, сугубо дивной в ничтожных орудиях, соверши силу Твою в немощи моей!
Взирая на свой завершившийся 20-летний путь иерейского служения, вижу его далеко не совершенным и в силу моих возможностей до конца не исполненным. Однако дерзновение имею вслед за своим тезоименитым в монашестве духовным покровителем пророком Елисеем просить «сугубую благодать» священства у вас, богомудрые архипастыри, как некогда он просил у своего учителя и моего тезоименитого во Святом Крещении духовного покровителя – пророка Божия Илии (4 Царств 2. 9).
Вспоминая свой жизненный путь, обращаюсь в молитве об упокоении в селениях праведных моей недавно почившей матери – рабы Божией Ксении, скрывавшей в слабом сердце своем многие печали и волнения о моей судьбе. Молюсь об укреплении в здравии и выражаю сугубую благодарность своему отцу – протодиакону Владимиру за пример жизненного хождения в страхе Божием, искренной открытой молитвенности в совершении богослужения, и чуткой непосредственности и христианской самоотверженности в общении с ближними.
Благодарю родителей за то, что в самом раннем отрочестве, до рассудочного созревания, имел счастье возлюбить сердцем своим Святую Церковь и дом Божий. Ранняя память о церковных богослужениях в Вологде навсегда останется для меня малым детским раем, воспоминание о котором вдохновляет на взыскание рая грядущего. Поэтому в юношеском совершеннолетии выбор пути церковного служения и поступление в духовную школу, вслед за своим старшим братом и наставником протоиереем Александром, было для меня делом, не подлежащим сомнению.
Благодарю учителей и наставников, преподавших мне духовное образование в родном Санкт-Петербурге, благодаря которым, я прикоснулся к церковным наукам и богословию. Под архипастырским попечением владыки ректора, ныне митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в штате иподиаконов которого мне посчастливилось состоять в то время, проходило мое духовное возрастание. Пример его архиерейского литургического предстояния у Престола Божия, вдохновляющие проповеди и терпеливая воспитательная работа, возрастили в моей душе окончательную убежденность в выборе монашеского пути, как всецелого и самоотверженного служения Церкви Христовой.
Я благодарю владыку митрополита, что он на протяжении четверти века своим архипастырским попечением и поистине отцовской строгой любовью, не оставлял меня с тех пор ни в Петербурге, ни в Смоленске, ни в Москве.
Благодарю архиепископа Берлинского и Германского Феофана за то, что он, исполняя в то время обязанности инспектора духовной школы, по просьбе владыки Кирилла и по благословению приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония совершил надо мной монашеский постриг в академическом храме святого апостола Иоанна Богослова. Благодарю его, что с тех пор и он меня не оставляет своим духовным вниманием и по-братски наставляет в нелицемерном служении Церкви.
С духовной теплотой вспоминаю приснопамятного архиепископа Тихвинского Мелитона, викария Ленинградской епархии, рукоположившего меня в диаконскую и пресвитерскую степени священства и показавшего мне и многим пример терпения и глубокого смирения в своем архипастырском служении.
Приобщение к монастырской жизни в обители преподобного князя Даниила в Москве во время моего послушания в Отделе внешних церковных связей обогатило мой монашеский и пастырский опыт. Сердечное благодарение приношу наместнику, духовнику и братии этой святой обители за их терпение, любовь и молитвенную помощь.
Вовлеченность во внешне-церковное служение дало мне возможность соприкоснуться с множеством искренних, добродетельных и мудрых людей, встречи с которыми по долгу послушания научили меня, склонного к уединению, не без духовных усилий и преодоления искушений находить в общении с миром духовные ценности и осознавать при этом свою пастырскую ответственность.
Благодарю своих священно-начальников и наставников по работе в Отделе внешних церковных связей: председателя Отдела митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и его бывшего заместителя, ныне митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии, за терпеливое попечение и поддержку моих скудных начинаний в этом послушании. Братьям и сестрам, соработавшим со мною в этом церковном учреждении, я многим обязан за их любовь и поддержку, с духовной пользой воспринятые мною в трудах на этом поприще.
Хочу выразить благодарную признательность архиепископу Корсунскому Иннокентию, общение с которым даровало пример сочетания ответственного и добросовестного исполнения послушаний во внешне-церковной деятельности с глубокой твердостью в молитвенном стоянии.
Особую глубокую благодарность сыновне приношу Святейшему Патриарху за высокое доверие быть его представителем в Эстонии, где он сам в течение многих лет свершал свой святительский подвиг.
Дальнейшее послушание на посту представителя Святейшего Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском познакомило меня с удивительным миром древнего христианского Востока и помогло при последнем и самом дорогом моему сердцу служении в Иерусалиме в должности начальника Русской Духовной Миссии.
Пребывание в Святой Земле научило меня замечать чудесные действия Промысла Божия в своей личной жизни и в судьбах многих людей, прикоснувшихся Гробу Господню, к этим «каменным» одеждам Воскресшего Христа Спасителя, благодаря чему получившим исцеление подобно тем, которые в евангельское время исцелялись от прикосновения к краю Его риз (Мк. 6. 56).
Братию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, матушку игумению Георгию с сестрами Горненской обители сердечно благодарю за их братскую поддержку и сестринскую любовь и заботу в этом благословенном послушании.
Уникальность и своеобразие церковной жизни на Востоке и чувство необыкновенной близости к Небу в стенах Евангельского Иерусалима укрепляет в готовности искать и прислушиваться к воли Божией, следовать зову Церкви в самых различных обстоятельствах.
Послушание, вверяемое мне ныне Святейшим Патриархом и Священным Синодом, озаботиться делами Сурожской епархии, паству которой в течение своего полувекового служения в Великобритании окормлял приснопамятный митрополит Сурожский Антоний, воспринимаю как сугубое доверие Священноначалия и прошу ваших молитв ко Господу, возлюбленные архипастыри, чтобы Он даровал мне мудрость, терпение и духовную рассудительность в несении своего епископского служения в это трудное для Сурожской епархии время. Назначение меня викарием под омофором Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия утешает мою душу возможностью быть ближе к полюбившемуся мне архипастырю и, опираясь на его духовный опыт и святительские молитвы, всемерно помогать ему в его нелегком служении.
Ваше Святейшество! Не хватает моих немощных усилий передать Вам мое сыновнее благоговение и благодарное почтение за Ваше Первосвятительское внимание к моим слабым деяниям на церковном поприще, к моей душе, ищущей Божественной милости и обретающей ее под Вашим Патриаршим отеческим водительством. Ваш пример самоотверженного Первосвятительского подвига вдохновляет к дерзновенному паломническому шествию вслед за Вами по Крестному архиерейскому пути и свершению на нем своего усердного и жертвенного служения.
И теперь, предстоя перед Вашим Святейшеством и Освященным Собором богомудрых иерархов, с глубоким смирением отдаю себя на ваше попечение, дабы быть «освященным истиною» от Бога вашими десницами, как и Единый Первосвященник Господь наш Иисус Христос Своей Голгофской Жертвой посвятил Себя за вас через своих апостолов (Ин.17. 19).
Аминь.
