Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом (Санкт-Петербург, 24-25 октября 2006 года)

Уважаемые дамы и господа,

дорогие братья и сестры!

Руководство Отделом внешних церковных связей, которое я осуществляю по своим обязанностям, предполагает очень тесное общение с представителями русского рассеяния. В русскую диаспору входят не только люди по этнической принадлежности, но и те, кто связывает свою идентичность с русской культурой. К русской культуре может принадлежать и русский, и татарин, и украинец, и грузин, потому что она впитала культуры многих народов. Русская культура – это не религиозное понятие, хотя в ее формировании участвовала и продолжает участвовать религия. Свою принадлежность к ней ощущает и православный, и мусульманин, и иудей, и буддист и люди других вер. Наконец, русская культура – это понятие, которое не вмещается в границы одного государства и не связана с интересами одного государства. И, конечно же, русская культура – это в последнюю очередь матрешки, платки и самовары. Одним словом русская культура – это прежде всего совокупность определенных ценностей и исторического опыта, которая влияет на личное и общественное бытие людей, относящих себя к русской культуре. В результате русская культура порождает такой многогранный феномен, как русский мир.

Ценности любой культуры формируются на основе, господствующих в народе представлений о Боге, мире, человеке. В свою очередь они должны реализовываться в отношениях между представителями государства и народа, между деловыми людьми, внутри семьи и так далее. Для человека русского мира ценностями являются преданность Богу, любовь к Родине, человеколюбие, справедливость, межнациональный и межрелигиозный мир, стремление к знаниям, трудолюбие. Именно следование этим ценностям в реальной жизни помогало нашему народу устраивать свою социально-политическую жизнь, а также быть привлекательным для других народов на протяжении многих столетий своей истории.

Но в русский мир разные народы желали попасть только тогда, когда его представители стремились на деле реализовывать эти ценности, а не размахивать ими только как знаменами. Поэтому русский мир может легко распасться, если не будет воли к его созиданию и сбережению. России надо было пройти через трагические события XX столетия, чтобы ее народ вновь ощутил тягу к обретению единства. Эту вновь появившуюся волю наш народ призван направить на то, чтобы окончательно преодолеть влияние трагического прошлого.

У каждого народа есть свои слабости. Думаю, что Господь попускает им существовать для того, чтобы в национальной жизни не было застоя. Такой слабостью русского характера является склонность к распрям и разделениям. Молодая Русь, не успев окрепнуть, рано столкнулась с княжескими усобицами и раздробленностью. Результатом этого разделения стало порабощение русского народа внешними врагами, пришедшими на долгие столетия как с Запада, так и с Востока. Затем была смута рубежа XVI-XVII веков, которая поставила под вопрос само существование Русской земли. В XX веке русский народ снова пережил разделения: сначала революцию 1917 года, а затем, в конце XX века, – распад единого государства. Разделения прошли по живому – в сердцах и умах людей. Выдающийся русский писатель А.И.Солженицын не раз говорил о цене, выраженной в человеческих жизнях, которую Россия заплатила за произошедшие в XX веке трагические разделения. Еще в XIX веке некоторые ученые умы предсказывали, что к концу XX века в России будет насчитываться более 300 миллионов человек. К сожалению, эти прогнозы не оправдались. Десятки миллионов людей погибли в братоубийственных конфликтах, в лагерях и тюрьмах, в Великой Отечественной войне, локальных войнах.

Сегодня, обретя вновь волю к единству, мы должны серьезно задуматься о том, почему русская культура перестала играть роль связующего звена и ориентира для тех народов, которые раньше не сомневались в таком ее предназначении. На Руси всегда в первую очередь искали причину в себе. Дело не только в том, что Россия утратила прежнюю политическую, экономическую и военную мощь, – силой и принуждением никого не соберешь в один дом. Для того, чтобы люди захотели жить вместе, их должен привлекать сам порядок жизни, заведенный в общем доме. Разве может одно возвращение материального могущества вернуть русской культуре былую славу и влияние? Конечно, материальное богатство важно, но вся мощь этого богатства должна служить смыслообразующим идеям, рожденным духовным и историческим опытом народа.

Сегодня нам необходимо задуматься еще об одной важной проблеме – опасности ассимиляции русской диаспоры. Развивая эту тему, прежде всего хотел бы поблагодарить наших прадедов и дедов, представителей первой волны эмиграции, оказавшихся в разных странах мира и оставшихся верными ценностям, в которых они были воспитаны. Они смогли передать эту верность своим потомкам. Удивительно, что их дети и внуки говорят на русском языке, интересуются русской литературой, посещают православные храмы, хотя всю жизнь прожили вдали от России. С другой стороны, потомки третьей волны эмиграции нередко гордятся своим иностранным акцентом, а порой и совсем пытаются избавиться от любых связей с русской культурой. Если мы таким образом будем терять людей русской культуры, то мы в скором времени недосчитаемся еще нескольких миллионов. Выход состоит не в том, чтобы закрыть границу на замок для выезда наших граждан за границу, и не в том, чтобы собрать как можно больше соотечественников на Родине. Россия является уже сегодня открытой страной. Это означает, что каждый может выбирать место, где ему жить, и этому нельзя искусственно препятствовать. Но для того, чтобы выходцы из государств исторической России продолжали оставаться частью русского мира, необходимо приложить все усилия для сохранения ими своей веры, единой системы ценностей, единой оценки истории, общего языка. В этом случае мы не потеряем вновь миллионы своих сограждан. Например, существование большой диаспоры соотечественников совершенно не пугает китайцев. Наоборот, страна выигрывает. Сегодняшний поток иностранных инвестиций в Китай связан прежде всего с желанием китайской диаспоры вкладывать деньги в свою Родину.

Возвращение привлекательности русской культуры и противодействие ассимиляции русской диаспоры требуют сегодня совместных усилий государства, общественных объединений, религиозных общин и каждого соотечественника в отдельности.

Основным центром русской культуры сегодня остается Россия с ее многонациональным народом, хотя на государственном уровне значение русской культуры не отрицают в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане. В других государствах бывшей единой страны этого, к сожалению, нет. Там есть страх, что поддержка русской культуры может разрушить местную национальную культуру. Это напрасный страх. Изначально русская культура сформировалась как многонациональная, в том числе в самых истоках, когда из отдельных племен сложился один русский народ.

Думаю, что от тех стран, которые признают ценность русской культуры, и прежде всего от России сегодня ожидается деятельное содействие воплощению и укреплению ценностей русской культуры как у себя дома, так и за своими пределами. В то же время Россия должна твердо давать отпор всем тем, кто стремится разорвать тело единого русского народа. Поскольку ядром русского мира являются Белоруссия, Россия и Украина, то необходимо развивать тесные отношения между этими странами.

В то же время важна самодеятельная роль русского народа. В русской традиции народ никогда не играл пассивную роль. Напрасно нашему народу нередко приписывают рабскую психологию как одну из сторон национального характера. Есть множество примеров из истории нашего Отечества, которые свидетельствуют о самостоятельности и самоорганизации русского человека. Это качество более всего востребовано сегодня. От общественности и соотечественников, независимо от того, где они проживают, требуется инициатива и приложение собственных усилий в деле созидания русской культуры. Думаю, что на этом пути для нашего человека есть психологическая опасность, отличная от склонности к слепому подчинению власти. Русский человек может опускать руки, когда он не ощущает, что его труд кем-то востребован. Конечно, востребованность важна, но она вторична, а на первом месте должно стоять глубокое осознание того, что ценности русской культуры нужны лично человеку и его близким. И уже такие глубоко мотивированные люди должны создавать объединения и ассоциации для поддержки и продвижения русской культуры.

Есть также широкое пространство для активной деятельности Русской Православной Церкви и других традиционных религий России. Трудно представить работу с соотечественниками без участия в ней религиозных общин, прежде всего – Русской Церкви. Религиозные общины вносят свой весомый и незаменимый вклад в формирование духовной основы русской культуры – ее матрицы. Начиная с первых волн рассеяния, Русская Церковь стремилась и сегодня продолжает стремиться поддержать верующих людей, оказавшихся за границей, и организовать их нормальную религиозную жизнь. Поэтому Московский Патриархат открывает приходы в разных странах, в которых живут наши соотечественники. Сегодня количество приходов продолжает расти, их число приближается к тремстам. Это делается не для того, чтобы заниматься навязчивой экспансией своего вероучения. Конечно, мы приветствуем добровольный приход к Православию разных людей, но Русская Церковь не имеет и не использует никакой специальной миссионерской технологии для этих целей. Наша проповедь – это собственная жизнь по вере. В то же время развитие заграничных приходов является мощным фактором, препятствующим ассимиляции русских людей. Религиозная жизнь, особенно для соотечественников за границей, является точкой сосредоточения русской культуры.

Пока еще русские православные люди за рубежом разделены между собой. Это отголоски политических событий нашей недавней истории. Московский Патриархат и Русская Зарубежная Церковь несколько лет назад начали сложный процесс переговоров о возобновлении общения и восстановлении единства Русской Поместной Церкви. С Божией помощью и по молитвам русских святых мы близки к моменту, когда «едиными усты и единым седцем» будем славить Господа.

Особое внимание Московский Патриархат уделяет сохранению и поддержанию единства Православия в странах, возникших на месте исторической России. Былое политическое единство народов исчезло. Церковь всегда смотрит на разделение как грех, будь то распад семьи или разделение одного народа. А единение – это добродетель, потому что его наличие означает, что люди, несмотря на свой эгоизм, стремятся жить вместе. Соединение – это всегда работа на добро и на благо. Культура, возникающая в рамках церковной жизни, создает основу и для национальной культуры, и для связи с русской культурой. Поверх государственных границ Церковь поддерживает духовное пространство единства, которое нужно для дружеских отношений между народами, а также для строительства более тесного политического сотрудничества. Безумны те, кто сегодня желает разрушить это духовное единство. Потому что, я уверен, разрушив его, через некоторое время они снова будут искать объединяющих начал. Однако на выжженной земле трудно за короткий срок вырастить новый урожай.

Надеюсь, что наши общие усилия по созиданию русского мира будут способствовать укреплению русской культуры и ее диалогу с другими культурами мира.