Митрополит Кирилл: «Свободный выбор — это первое условие» (Коммерсантъ-Власть, №36 (690) от 11 сентября 2006 года)

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский ответил на вопросы корреспондента еженедельника «Коммерсант-Власть» Анны Качуровской («Коммерсант-Власть», №36 (690) от 11 сентября 2006 года)

– Почему Православная Церковь добивается, что бы предмет «Основы православной культуры» вошел в обязательную школьную программу?

– Это делается в соответствии с выбором детей и родителей. Кроме того, религию в школе изучают в большинстве европейских стран. Преподавание осуществляется в соответствии с национальными законодательствами и существующими международными нормами. Наш случай — единственный, когда государство до сих пор не реализует взятые на себя международные обязательства. Отмечу, что за рубежом религия преподается на добровольной основе, что правильно, ибо, как хорошо известно, невольник — не богомольник. Как можно заставить, допустим, верующего иудея или мусульманина изучать христианство помимо их воли? Такой подход совершенно недопустим в области религиозного просвещения. Ну разве что только в культурологическом каком-то плане. Поэтому свободный выбор – это первое условие.

– Так все-таки «Основы Православия» – это культурологический предмет или религиозный?

– В первую очередь, конечно, культурологический. Но очень важно, чтобы учащиеся знакомились и с основами религии. Знакомство с религией помогает человеку укрепиться в нравственной мотивации своих поступков. Апеллируя к религиозному чувству, вы можете использовать еще один инструмент воздействия на человека в воспитании. Я думаю, что большинство согласно с тем, что современная цивилизация находится в глубоком нравственном кризисе. И выход из этого кризиса, конечно, мы все должны искать сообща, используя не только светский, гуманистический потенциал, но и религиозный. Вот почему я считаю, что важно преподавание основ религиозной культуры для тех, кто этого желает. На сегодняшний день 80% детей страны желают изучать основы православной культуры.

– Кто это считал?

– Мы считали. В Смоленске православных людей 95-98 процентов. В стране 80 процентов населения крещено в Православной вере. Это, во-первых, социологический опрос, а во-вторых, очень простая статистика: мы знаем, сколько рождается детей, и мы знаем, сколько детей крестится.

– Вы говорите, что предмет будут изучать лишь те, кто хочет, но есть же школьные правила, по которым невозможно отказаться от обязательного для изучения предмета…

– В Смоленске практически все дети изучают «Историю православной культуры земли Смоленской», предмет введен в региональный компонент образования. Был случай, когда мне один иудей написал письмо, что его ребенок не будет посещать этот предмет. Я ему ответил, что буду первым на защите прав его и его ребенка. А потом я узнал, что мальчик проявил интерес к предмету. В этом нет ничего удивительного.

– Но может сложиться и другая ситуация. Например, полкласса не захотят изучать религию, что им делать?

— Им нужно дать альтернативный курс. Если это мусульмане, иудеи или представители иных традиционных религий или конфессий, предложить курс своей религиозной культуры. Думаю, не обязательно для небольшой группы детей специально приглашать учителя, достаточно предоставить им учебник.

Все эти разговоры о межрелигиозной брани, о межрелигиозных конфликтах в связи с преподаванием в школах основ православной культуры – блеф. Нигде и никогда, ни в одной стране преподавание основ религии в школе не приводило к межрелигиозным столкновениям. К ним приводит отсутствие элементарных знаний о вере и использование вакуума в этой области экстремистами и радикалами, которые есть во всех религиях. Когда священнослужители или просвещенные миряне общаются с представителями других религий в рамках межрелигиозного диалога, никакого антагонизма нет, потому что мы друг друга хорошо знаем. И если дети изучают основы своей религии, причем по учебникам, в которых ясно выражено уважение к другим, тогда через призму своих собственных религиозных убеждений ребенок будет возрастать в уважении к другим. Сегодня у нас вакуум в сфере религиозных знаний. Это дает возможность людям крайних взглядов, и не только мусульманам, но, к сожалению, иногда и другим, включая православных, связывать свою веру с радикальным политическим выбором. Поэтому, мне кажется, что уже перезрел этот вопрос.

Очень важно также с уважением относиться к людям нерелигиозным. Ведь их тоже надо воспитывать. Я неоднократно предлагал ввести в школах для нерелигиозных детей преподавание основ светской этики. Но этот светский курс, в свою очередь, также должен быть разработан с уважением к религиозным убеждениям. Чтобы школа действительно воспитывала то, что называется толерантностью.

– Но пока нет такого светского курса…

– Пускай физкультурой занимаются.