Выступление главы Буддийской Традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-Ламы Д.Б.Аюшеева на Всемирном саммите религиозных лидеров

Ваше Святейшество, преподобные священнослужители,
дорогие друзья и уважаемые гости!

Рад приветствовать Вас на Всемирном Межрелигиозном саммите, который проводится впервые в нашей столице, городе Москве!

Я счастлив, когда вижу, что в этом зале, так много духовных лидеров имеют общую цель — улучшения нашей родной планеты!

Мы собрались обсудить насущные вопросы, которые были всегда в поле зрения всех мировых религий, а также актуальны по своей значимости в жизни любого человека.

В настоящее время особую тревогу в обществе вызывает противостояние некоторых людей через террор и экстремизм, которые, к сожалению, обрели некоторую силу и имеют сторонников в нашем сообществе. Террористы и экстремисты преследуют только свои цели, чтобы иметь влияние на сознание людей. Но они всегда стремятся вовлечь на свою сторону религиозные факторы и тем самым получить поддержку в угоду своим личным амбициям. В своей работе они, опираясь на незнание некоторой частью общества духовных нравственных ценностей, изложенных во всех мировых религиях, порождают насилие и страдание. В некоторых регионах нашей страны религиозный фактор в его экстремистских формах используется в целях политической мобилизации и террористической деятельности. Наш долг — в объединении усилий по защите общества от этих вызов. Более того, все мировые религии и верования, а для России это прежде всего православие, ислам, буддизм и иудаизм, заключают в себе большой потенциал терпимости. В мире именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе.

Особое опасение вызывает оскорбление религиозных чувств верующих людей, инициаторами которого являются сторонники так называемого учения научного атеизма, стремящиеся опять навязать нам свою волю, то, что мы уже тяжело пережили. Стремление к наживе, накоплению материальных богатств, нередко подавляет духовные ценности человека и не способствует гармоничной жизни. Потому чаше возникают чувства обиды и неудовлетворенности нынешним положением вещей. И в разрешение данного состояния применяется сила, стремящаяся разрушить существующий уклад жизни общества, приводя в дальнейшем, по меньшей мере к преступлениям экономического характера, а далее — к протестам и насилиям.

В буддизме есть сравнение, что реальность подобна нашему желанию, поэтому я думаю, чем меньше желаний, тем больше свободы и спокойствия. Для нас, буддистов, самым большим богатством является сам человек, а самой большой драгоценностью — его жизнь на Земле. Поэтому возможность обретения многими человеческого существования, защита их семей и сохранение жизни, во славу своей страны и народа, дает нам гарантию в будущем жить в лучшем мире.

Нравственные ценности в современном обществе тяжело измерить и понять с точки зрения экономических знаний. Зачастую духовность не востребована в жизни человека до возникновения определенных проблем, сомнений и разочарований. Бездуховная жизнь приводит ко многим бедам и несчастьям, а именно к алкоголизму, наркомании и другим препятствиям для полноценной жизни в обществе. Поэтому я думаю, что мы, религиозные деятели должны взять на себя ответственность и проводить постоянную работу со своими прихожанами, представителями различных уровней власти, предпринимателями и другими членами общества. По мере того как мы разъясняем духовные ценности, мы все больше убеждаемся, что они бесценны.

Добродетельным трудно стать за короткое время. На это потребуется терпение, старание, усердие, нравственность, сосредоточение и мудрость. Так говорили наши Великие Учителя и святой Будда Шакьямуни. Потому мы, буддисты России, остаемся приверженцами своей традиции со времен Императрицы Елизаветы Петровны.

Думаю, сохранение своей религиозной традиции для нас это лучшее что стоит оберегать. Для этого нужно объединить наши усилия вместе в это непростое время.Сегодня человек мало чему удивляется. Глобальный информационный поток подавляет чувство интереса к

традиционным ценностям и способствует только быстрому решению насущных повседневных проблем. У человека возникает ощущение постоянной нехватки времени из-за убыстрения ритма жизни. Это, естественно, впоследствии приведет к тяжелым неисправимым ошибкам. Примером может служить общее потепление на планете.

Опасность дальнейшей жизни на Земле стала реальностью из-за нарушения экологии. Стихийные бедствия усиливаются из года в год. Во многом это взаимосвязано с деятельностью самого человека, который-то и является виновником своего несчастья. Из-за его непомерных желаний, жизни только для себя. И это в конечном итоге не приведёт к благосостоянию.

Диалог и партнерство народов различных религий стал неотъемлемой частью нормальной жизни. На примере деятельности нашего Межрелигиозного Совета России могу сказать, что человеческое, простое общение представителей различных религий устанавливает чувство ответственности друг друга за свою страну, уверенность в дальнейшем взаимопонимании и взаимной поддержке. Думаю, люди во многом опасаются другой религии, не зная хорошо лично её носителя или представителя.

Демократические ценности для человека это наиболее лучший способ реализации личных планов. Но демократия не может жить без консерватизма общества, где уже существуют определенные традиции. Человек не сможет жить сам по себе и называть это своим правом на жизнь, если ему никто не помогает. Поэтому он будет опираться на свои родные обычаи и религию, чтобы достойно жить в демократическом обществе. О чем мы будем неустанно молиться!

Да будет благо всему человечеству!

Глава Буддийской Традиционной Сангхи России,
член Общественной Палаты Российской Федерации,
Пандито Хамбо-Kама Д.Б.Аюшеев

Смотрите также