Выступление митрополита Кирилла на Международной конференции «Многонациональная Россия в ХХI веке: диалог культур и религий, права человека» Малый зал Государственной Думы, 20 июня 2006 года
20.06.2006 · Архив 2005-2009, Документы
20 июня 2006 года председатель Отдела внешних церковных связей мосоквского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил на конференции «Многонациональная Россия в ХХI веке: диалог культур и религий, права человека». Текст выступления Владыки Кирилла приводится ниже полностью.
Тема межнациональных и межрелигиозных отношений является одной из важных в современном международном диалоге. Этому способствует процесс глобализации. В прошлом из-за сложности преодоления больших расстояний степень изолированности разных народов друг от друга была выше, чем сегодня. По этой причине соприкосновение разных культур не было столь напряжённым и интенсивным. Сегодня мы все словно живём в большом доме. Всего несколько часов полета нас отделяет от иной культуры. Еще быстрее сегодня перемещаются идеи и информация благодаря современным средствам коммуникации. На мировую экономику существенное влияние оказывает быстрое перемещение капитала и рабочей силы.
В таких новых для человечества условиях важной задачей становится достижение сбалансированного межрелигиозного и межкультурного мира. Россия может и должна сказать свое слово в процессе выработки общемировой модели сосуществования различных цивилизаций. При этом ее позиция должна опираться на собственный богатый исторический опыт. На протяжении практически всей своей истории Россия является многонациональной страной. Нередко многонациональность России воспринимается как слабость и опасность. Известно, что распад Советского Союза в сознании некоторых людей в первую очередь связывается с многонациональным составом этого более не существующего государства. Сегодня нередко России предлагается избавится от ее статуса многонациональной страны и разделиться на множество мелких государств. Однако Советский Союз рухнул не потому, что он был многонациональным, а под воздействием других факторов, о которых необходимо помнить в условиях глобализирующегося мира и воздействия которых никогда нельзя допускать.
Конечно, в прошлом России было всякое, в том числе ущемление отдельных национальных культур. Однако это происходило не по причине идеологического обоснования подобной дискриминации, а из неправильной организации социальной и бытовой жизни, которая не учитывала каких-то национальных особенностей. В советское время дореволюционную Россию часто называли «тюрьмой народов». Однако эту «тюрьму народов» до 1930-х годов дольше всех защищали так называемые басмачи, то есть представители национальных окраин. Конечно, не следует идеализировать и старую Россию. Тем не менее в ней был достигнут определенный модус-вевенди в отношениях между национальностями. Собственно говоря, национальный фактор единству России не угрожал. Многонациональность, многоукладность и многорелигиозность не были и не являются слабостью России. Наоборот, это сила нашей страны, которая должна быть раскрыта и правильно реализована. В нашей отечественной истории есть моменты, свидетельствующие о возможности раскрытия этой силы. Например, так произошло в Великую Отечественную войну, когда люди разных религиозных взглядов и убеждений, разных национальностей встали единым фронтом на защиту своей Родины.
В эпоху глобализации на основе своего исторического опыта Россия может дать миру серьезные рекомендации относительно того, при каких условиях многонациональный фактор является фактором созидательным, а при каких условиях многонациональный фактор является разрушительным. Кроме того, обозначив эти условия, наше общество и государство должны поддерживать и развивать их, потому что в последнее время сами стали их утрачивать. Вопреки положительному историческому опыту межнациональных отношений наша страна сегодня сталкивается с проявлениями межнациональной ненависти и розни. Почему на улицах наших городов стали возможны нападения на людей с другим цветом кожи и другой национальности? Это происходит потому, что низко упал нравственный уровень людей. В результате они стали способными вместить в себя ненависть и злобу против ближнего. Конечно, важно в такой ситуации принимать правильные законы, пресекающие насилие, но это может помочь только отчасти, потому что главным регулятором поведения в России, так уж из стари повелось, является не закон, а принятые в обществе нормы поведения. Законопослушание – не является российской добродетелью. Конечно, нужно воспитывать в людях законопослушание. Это является задачей и для общественности, и для Церкви. Нужно создавать новые и справедливые законы, но одни законы не решат проблему. Они не смогут обуздать человеческие страсти и раскрепощённое инстинктивное начало.
Невольно вспоминаются слова Достоевского. «Если Бога нет, то всё дозволено». В современной России общество забыло одно золотое правило, которого всегда стремились строго придерживаться в прежней России. За редким исключением в Российской империи никогда в публичной сфере не обижали друг друга по национальному и религиозному принципу. Как следствие в общенациональном масштабе в России никогда не было религиозных войн. Россия — единственная многонациональная страна, в которой за тысячу лет не было ни одной религиозной войны. Это серьезное преимущество нашей страны, например, перед западным миром. Ныне благополучная Европа в прошлом истекала кровью в религиозных войнах. На очень долгом историческом отрезке развитие Европы было обусловлено религиозной ненавистью и межнациональными столкновениями людей.
Можно перефразировать приведенную фразу Ф.М.Достоевского в следующее утверждение: «Если нет чувства нравственной ответственности, то всё дозволено». В христианской традиции страх Божий понимается как чувство нравственной ответственности. Это не эмоциональный страх, и не количество адреналина в крови. Это не тот страх, который человек испытывает, когда прыгает с парашютом затяжным прыжком. Страх Божий – это нравственная категория, которую сегодня в светском многокультурном и многорелигиозном обществе необходимо утверждать. Религии играют огромную роль в формировании нравственной ответственности. Конечно, нельзя умалять и роль светской этики в этом процессе. Думаю, что сегодня мы во многом расплачиваемся за годы атеизма, когда религия была оторвана от воспитательного процесса. В результате, когда наступил трагический коллапс Советского Союза и когда рухнули законы, то главным героем стал тот, кто сильнее бьёт. Этот героизм стал поддерживаться не лучшими образцами западного кинематографа, доминирующего на нашем телевидении. По логике сильного все вопросы с лёгкостью решаются. Чем сильнее ударить, тем быстрее будет достигнута цель. Потеря нравственной ответственности, к которой добавилось раскрепощение инстинктов и страстей, привела к плачевному положению сегодняшнего дня.
С одной стороны общество выражает недовольство проявлениями экстремизма и повышением преступности. С другой стороны на основе принципа свободы оправдывается все то, что раскрепощает инстинкт. Но в таких условиях зло, набирающее силу в обществе, становится естественным явлением. У какого-нибудь простого человека может возникнуть вопрос: если на телевизионных экранах герои фильмов убивают и бьют других людей, то почему этого нельзя делать в реальной жизни? К сожалению, приходится сталкиваться с ситуацией, когда люди, ответственные за содержательное наполнение современных СМИ, могут почувствовать эту проблему только тогда, когда она касается их лично, их семьи и детей. Когда разрушаются основы общественной и личной нравственности, то это не может быть делом только личного выбора. В этом случае опасности подвергается все общество, потому что нельзя создать для своих детей рай за высоким забором, а на развращении чужих детей делать деньги.
Жесткие меры в сфере межнациональных отношений не будут эффективными и не принесут какой-либо пользы, если будет продолжаться работа по раскрепощению инстинктов. В этом случае раскрепощенные инстинкты будут срабатывать негативно и разрушительно не только в межнациональных отношениях, но и в любой другой сфере общественной жизни. По своей должности мне приходится часто ездить по глухим смоленским деревням глухим, в которых люди до сих пор живут без замков и запоров. В таких районах один милиционер на сотни квадратных километров, а преступности в этих деревнях практически нет, хотя и случаются бытовые преступления. Это происходит, потому что в таких местах ещё не утрачено нравственное чувство. В таких местах люди еще живут по нравственным законам, которые подсказывает им совесть. Это не значит, что не нужна милиция. Более того, необходимо разрабатывать законодательные меры по борьбе с преступностью и экстремизмом, улучшать работу правоохранительных органов. Однако без радикального решения вопросов нравственного воспитания, нашему обществу не удастся ничего не сделать. При решении этой задачи Церкви, интеллигенции, школе и здоровым общественным силам много, что нужно сделать. Поле для совместной работы – бескрайнее.
Удивляет позиция некоторых представителей общества, которые обеспокоены нравственной ситуацией в обществе, но при этом выступают против включения религиозного компонента в воспитание и образование детей. Главный аргумент заключается в том, что Россия – многонациональная и многорелигиозная страна. На мой взгляд, это означает только одно – необходимо предоставить верующим возможность изучать свою веру: православным, католикам, протестантам, мусульманам, иудеям, буддистам. Этот аргумент не должен означать отказа от использования религиозного потенциала для формирования нравственного начала в наших гражданах. О плодотворности религиозного потенциала в этой области ярко свидетельствует опыт зарубежных стран Великобритании, Германии, Финляндии и других.
Анализ современных общественных проблем России показывает, что вопросы нравственного воспитания присутствуют в каждой из них. Так, проблема демографии – это, прежде всего, нравственная, а не экономическая проблема. На благополучном и богатом Западе происходит также спад рождаемости, а наши предки жили скромно и имели большие семьи. Рождение детей связано с теми ценностями, которые есть у людей. Семьи имеют по одному ребенку, потому что жалеют свое время, деньги, комфорт, отпуск и так далее. Если общество перестает жертвовать и любить, то оно становится нежизнеспособным, потому что любовь — главный закон человеческой жизни, потому что Бог есть любовь. Тот же след недостатка нравственного воспитания обнаруживается в экономических проблемах, криминале, коррупции. Законов будет недостаточно, чтобы справиться с коррупцией, пока люди не осознают опасность, губительность для самих себя и для своей души этого явления.
Таким образом, сегодня необходимо использовать религиозный потенциал, и в первую очередь для воспитания людей, с полным уважением к многоконфессиональности России. Но нельзя со ссылками на многоконфессиональность страны отказывать своему народу в использовании религиозного потенциала в формировании общественной и личной нравственности. Тема прав и свобод человека, поднятая в апреле 2006 года на Всемирном русском народном соборе, имеет самое прямое отношение к теме нравственности. Основанная идея Собора – связь прав человека с нравственной ответственностью – находит очень живой отклик в мире. На Западе тоже начинают понимать, что акцент только на правах человека без их связи с нравственной ответственностью, способствует раскрепощению диониссийского начала, питающегося темными инстинктами. Единственное, что способно удержать людей вместе в глобализирующемся мире, а значит и в России, это общая система нравственных ценностей. Все традиционные религии мира имеют согласующиеся системы ценностей. К счастью, до сих пор, несмотря на страшное, разрушительное влияние безнравственной пропаганды, многие неверующие люди также сохраняют ту же систему нравственных ценностей, что и верующие люди, ибо созданное Богом нравственное начало укоренено в природе каждого человека.
Важно, чтобы люди разных религий, разных национальностей и разного отношения к религии в мире и России понимали важность сохранения нравственной ответственности в жизни человека и общества, и сопрягали нравственную ответственность со свободой и правами человека. Тогда будет возможно соединить цивилизационные модели в глобализирующемся мире во взаимодействующую, гармонически существующую структуру, а также сохранить единство нашего многонационального и многорелигиозного общества, которое имеет колоссальный жизненный потенциал.