На Светлой седмице митрополит Кирилл совершил Пасхальное богослужение в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

26 апреля 2006 года, в среду Светлой седмицы, праздничную литургию в храме Живоначальной Троицы, что в Хорошеве, совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении епископа Егорьевского Марка, протоиерея Всеволода Чаплина – заместителей главы ОВЦС, а также сотрудников Отдела в священном сане.

По окончании богослужения состоялся крестный ход. Затем от имени сотрудников Отдела внешних церковных связей и прихожан со словами Пасхального приветствия к митрополиту Кириллу обратился епископ Егорьевский Марк. Он отметил, что в нынешнем году Светлое Христово Воскресение праздновало подавляющее большинство российского народа.

По словам Владыки Марка, это стало прекрасным опровержением настойчиво повторяемых в последние годы слов о том, что народ России не проявляет особой религиозности. Согласно подсчетам, до 90 процентов жителей страны отмечали в нынешнем году Пасху: «Мы видели, сколь огромное число людей пришло в храмы Москвы и других городов, чтобы принять участие в Пасхальном богослужении, в Пасхальном крестном ходе, освятить пасхальные снеди. Все это говорит о том, что душа русского человека – по природе своей православная христианка, что русский народ в глубине своего сознания хранит сокровище – веру Православную».

Митрополит Кирилл поблагодарил Владыку Марка, сослужителей и богомольцев за благопожелания и поздравил всех с великим праздником Пасхи Божией спасительной:

«Христос Воскресе! Мы произносим эти дивные слова и в ответ на них из глубины сердец звучит наше: «Воистину Воскресе!» Не только в силу обычая, но потому, что каждый понимает: в этом утверждении – высочайший смысл человеческого бытия. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14), – говорит апостол. Не известно, существовал бы вообще человеческий род – скорее всего на очередном витке развития цивилизации она могла бы сорваться в пропасть. Казалось бы, такое развитие событий было неминуемым в ХХ веке, но человечество продолжает свое историческое бытие, ибо нас осиявает свет Христова Воскресения».

Митрополит Кирилл напомнил слова Евангелия, которые читаются в храмах в Пасхальную ночь: «И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин. 1. 5).

«Для некоторых людей это просто метафора, некий образ света, который подобно электрическому прожектору разгоняет тьму и дает возможность видеть в прежде непроглядном мраке, но эти слова апостола Иоанна – не образ, но особая реальность бытия, – сказал Владыка Кирилл. – И под Светом подразумевается в первую очередь все то, что Христос принес миру: Его проповедь, Его учение, Его слово, основанную Им Церковь. И этот Свет разрушает тьму, без него люди давно бы провалились в пропасть, они не знали бы, куда идти, не смогли бы отличить правду от лжи, добро от зла.

Многим кажется, что нет ничего проще различения добра и зла. Но уже сегодня в развитии цивилизации есть грозные предзнаменования того, что в человеческом сознании исчезает пропасть между добром и злом; люди привязывают эти понятия к свободе человеческой личности и считают, что сам человек волен определять, что есть добро, а что есть зло. Они полагают, будто автономная человеческая личность обладает для этого некой особой силой и способностями. Но в таком случае вместо различения добра и зла предлагается «плюрализм мнений», в рамках которого и добро, и зло, и праведность, и грех становятся равноценными и имеют равное право на существование».

Неспособность различать добро и зло – грозный предвестник последних дней, считает архипастырь: «Когда человечество не сможет отличать правду и благо от лжи и зла, придет конец миру сему: многие не поймут, что антихрист – это зло, они будут считать его добром, как уже ныне иные почитают добром грех, распутство, пьянство, убийство. Все то, что еще недавно порицалось общественной моралью, сегодня называется образом жизни. Разрушаются семьи, дети становятся сиротами при живых родителях только потому, что в обществе исчезает различие между добром и злом. Еще недавно семья была святыней, а теперь она – лишь один из «образов жизни» человека. Индустрия развлечений, телевидение, другие средства массовой информации стараются приучить нас к мысли, что нет разницы между добром и злом».

«Когда же в обществе происходит что-то страшное, когда начинают убивать людей только потому, что у них другой цвет кожи, тогда общество, испугавшись, начинает искать панацею от этих бед. Нам предлагают «закрутить гайки»: ужесточить законы, сделать более эффективной работу спецслужб. Но как же можно раскрепощать зло в общенациональном, планетарном масштабе, как можно стирать различия между добром и злом, а потом лицемерно охать по поводу ксенофобии и национальной нетерпимости? – задает вопрос митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – Не может грех быть уделом лишь какой-то одной сферы общественного бытия. Если злу не противостоять, оно поглощает все и вся. Вот почему пришествие в мир антихриста будет означать конец человеческой истории: зло может только губить, уничтожать и разрушать, но никогда не сможет спасать человека. Спасает человека Бог. Какой бы густой и страшной ни была тьма, пока светит Свет Воскресения, у нас есть способность различать добро и зло, ложь и правду».

Иногда, особенно в преддверии выборов, люди приходят в храм и спрашивают, за кого голосовать, как сделать правильный политический выбор. «Церковь – не политическая партия, она никогда не будет указывать, за кого конкретно голосовать, – напомнил председатель ОВЦС. – Если человек живет по Господним заповедям, если для него светит Свет Христов, никакая пропаганда не способна будет заглушить в нем голос совести и способность различать добро от зла. Ни политические лидеры, ни наука или техника не способны помочь людям в любых обстоятельствах видеть, что есть добро, а что есть зло, но «Свет во тьме светит и тьма не объяла Его». Всякий раз, когда восклицаем «Христос Воскресе!» и отвечаем «Воистину Воскресе!», мы исповедуем веру в то, что Бог есть Начало и Конец, что Бог во Христе явил нам абсолютную правду».

«С радостью мы видим, как сегодня Россия обращается ко Христу. Может быть, еще не все происходит так, как хотелось бы, но уже сейчас возрождение духовное становится мощным народным движением», – заявил митрополит Кирилл, подчеркнув, что это противоречит выкладкам некоторых ангажированных социологов, которые заявляют о якобы минимальном православном присутствии в российском обществе. «Мы, силою и милостию Божиею, – православный народ, и пока будет так, Россия будет способна отличать добро от зла не только в своей внутренней жизни, но и на международной арене. И пока будет так, наша страна всегда будет поддерживать добро и давать отпор злу, – отметил Владыка Кирилл. – Некоторые обличают нас в том, что у русских якобы есть какое-то особое мессианское самопонимание, Это не так, но мы знаем, что пока храним веру Православную – с нами Бог; нам ничего не страшно, пока мы в Церкви, ибо врата ада не одолеют ее (Мф. 16. 18). На этом зиждется наше национальное самосознание.

«Христос прошел через страшные истязания, через голгофскую смерть и воскрес. То же самое произошло и с нами как с народом – мы проходили через страдания, через смерть, но вот мы живы, ибо даже в самые тяжкие моменты исторических испытаний были люди, которые не отворачивались от Христа и хранили Его Свет в своих сердцах», – напомнил митрополит Кирилл. Он призвал всех: «Наученные тяжким историческим опытом, вдохновленные возрождением, которое сегодня происходит в нашем Отечестве, будем же хранить в сердцах наших Свет Христов, передавать его ближним и дальним, передавать его грядущим поколениям, чтобы они через годы и столетия вместе с нами могли бы сказать: «Мы живы, потому что верим, что Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его«.

По традиции после богослужения в приходском доме состоялась праздничная трапеза и Пасхальное поздравление сотрудников Отдела.

Смотрите также