ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира

Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам
Санкт-Петербургской митрополии

Поем Твою, Христе, спасительную Страсть
и славим Твое Воскресение
Воскресная стихира 1-го гласа на Хвалитех

Весна новой жизни пробуждает всю тварь, солнце разливает всюду свои живительные свет и тепло, земля украшается зеленью и цветом, готовя себя к новому плодоношению, а мы духовно ликуем, славим Жизнодавца Господа, востанием Своим сокрушившего адовы врата, отверзшего нам райские двери, и с радостью восклицаем:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Великая, невыразимая тайна благовествуется этими словами вот уже почти две тысячи лет с тех пор, как ранним утром, по прошествии субботы, в первый день недели пришли жены-мироносицы ко гробу Своего Учителя, чтобы помазать Тело Его, но услышали от Ангела: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 5-6).

Преодолев боязнь и не в силах удержать в себе эту удивительную новость, жены сообщили о пустой гробнице одиннадцати ученикам, пребывавшим в печали и страхе. Вскоре им явился Сам Воскресший Господь и упрекнул в неверии и жестокосердии. И несмотря на их страх, сомнения и маловерие, Христос соделал их апостолами, послав на проповедь со словами: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15-16).

Так родилась и стала стремительно расти и умножаться Церковь -из краткого повеления возвещать всем и всюду о новой жизни, начавшейся с Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых.

Человечество с древних времен искало путей преодоления смерти и приобщения к вечности и к нестареющему блаженству. В самых древних языческих религиях мы встречаем верования в умирающие и воскресающие божества, культ умерших предков, духи которых якобы живут среди живых или воплощаются в последующих поколениях. Но всё то были, а порой и остаются до сих пор, мифы — попытки объяснить бесконечную череду проявлений всевластной смерти и кратковременной жизни в окружающей нас природе и в самих нас, людях.

И только Евангелие возвестило всему миру Воскресение Христово не как миф-иносказание о силе нового религиозного учения, а как факт попрания смерти в мире сем, как деяние, сотворенное Тем, Кого, «пригвоздив руками беззаконных, убили», но Кого смерти «невозможно было удержать» (Деян. 2, 23-24).

Как же проповедовать эту превосходящую разум, всегда новую и до конца не выразимую, таинственную, но Благую весть о Воскресении? Как возвещать ее в мире сем, который верит лишь тому, что имеет конкретное измерение, материальную ценность или опытное доказательство? Не слышим ли мы в ответ на наше слово о Воскресении такие же насмешки и неприятие, какие довелось услышать в Афинском Ареопаге апостолу Павлу (см. Деян. 17, 32)? Чем мы, христиане, можем явить миру сему славу Воскресения?

Прежде всего, да не оскудеет вера в Воскресение в наших сердцах. Ибо «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). Господь же, прежде Своих Страстей, Воскресения и Вознесения на небо, обещал Своим ученикам Другого Утешителя, Духа Истины, Который пребудет с нами вовек (Ин. 14, 16-17). Дух же Святый излился обильно на апостолов в День Пятидесятницы, — излился, чтобы всегда пребывать в Церкви и плодоносить в наших делах любви и милосердия.

Древние христианские мученики во времена гонений своими страданиями и смертью свидетельствовали о правде Воскресения Христова. Нынешние же времена предоставляют нам, современным христианам, новую, не менее трудную и славную возможность подобного свидетельства. Свобода, в которой живет наше общество вот уже почти двадцать лет, многими нашими соотечественниками все более беззастенчиво используется для удовлетворения эгоистических желаний, меркантильных интересов, неприкрытой похоти плоти и для циничных насмешек над священными чувствами верующих. Подлинно же христианская любовь и бескорыстное, сострадательное отношение к ближним все чаще становятся исключением и подвигом, а значит, настоящим христианским свидетельством. Именно к такому свидетельству перед лицом мира сего и призвана Церковь, Которую стяжал Себе Христос Кровию Своею (см. Деян. 20, 28). К милосердию и благотворительности как к «вере, действующей любовью» (Гал. 5, 6) призывает нас и Священноначалие нашей Русской Православной Церкви.

В минувшем 2005 и текущем 2006 годах в нашей епархии открылись целый ряд благотворительных учреждений. Так, одним из последних наших деяний на этом поприще стало освящение 20 февраля сего года нового комплекса помещений Дома Милосердия для детей-сирот при храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Работы в здании были произведены благотворителями Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. Служение милости, утоляющее болезни и несчастья, — вот что объединяет людей разных стран и разных традиций. И кто, как не христиане, призваны быть готовыми к этому служению прежде всего?

Приидите же, воспоим «Спасово тридневное востание», восхвалим «Пасху вечную» и исповедуем Христу Богу нашу твердую веру в Его Крестную победу над смертью, нашу надежду на жизнь будущего века, нашу любовь к Богу и к ближним и наше горячее желание преданно служить во Славу Божию делами жизнеутверждающей правды, воскрешающей милости и исцеляющего сострадания.


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Поздравляю вас, досточтимые отцы настоятели, матушки настоятельницы, отцы, братья и сестры, насельники и насельницы монастырей, диаконы, церковные служители и работники, профессора, преподаватели и учащиеся Духовных школ и все верные чада Санкт-Петербургской митрополии с праздником Светлого Христова Воскресения! Желаю всем вам мира и радости в терпении, благоденствия и здравия в трудах, благодати же и духовной бодрости в служении!

Владимир,
митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский


Пасха Христова
2006 год
Санкт -Петербург

Смотрите также