Митрополит Кирилл: Ни одна религия не призывает людей к ненависти
В день открытия X Всемирного Русского Народного Собора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы ведущего телепрограммы «Вести. Подробности» Эрнеста Мацкявичюса

— Владыка, добрый вечер!

— Здравствуйте!

— Давайте сначала напомним нашим телезрителям, что такое Всемирный Русский Народный Собор и кто в него входит?

— В него входят представители различных организаций и некоторые даже частные лица, представители большинства наших партий, движений, профсоюзов, творческих союзов. Это очень значительное явление в мире гражданского общества.

— А по какому принципу они объединяются?

— Они объединяются по одному принципу — желание и готовность делать нечто для того, чтобы жизнь нашей страны стала лучше.

— То есть это не религиозный и не национальный принцип?

— Это не религиозный принцип. И не национальный принцип. Под словом «русский» мы понимаем нашу русскую культуру и русскую цивилизацию.

— Одним из основных решений Собора должна стать Декларация о правах и достоинстве человека. Почему именно эта проблема вынесена как главная?

— Потому что тема человека, тема его прав, его свободы, его достоинства сегодня находится в центре политической культуры современного мира. Вот мы говорим о разных цивилизационных моделях, которые существуют в мире, о разных цивилизациях. А что может соединять эти цивилизации? Соединять, конечно, может многое, но, видимо, самое главное — это понимание, универсальное понимание прав, свобод и достоинств человеческой личности. Сегодня, к сожалению, мы не можем сказать, что существует универсальное понимание, потому что то понимание, которое называется универсальным, собственно, принадлежит западному миру. И поэтому Собор ставит перед собой действительно эпохальную задачу: в терминах своей культуры, своей традиции ответить на вопрос, что такое права человека, что такое достоинство, что такое свобода. Потому что, к сожалению, на таком уровне наша русская цивилизация никогда не давала ответа на эти вопросы.

— То есть Декларация о правах человека, принятая ООН, в данном случае уже не соответствует современным требованиям?

— Декларация ООН соответствует современным требованиям. Но очень важно, чтобы эта декларация преломлялась через национальное, культурное сознание тех, кто имеет и свой взгляд на проблему. Вот, в частности, как это совершенно очевидно стало из того, что уже сейчас происходит на Соборе, у русской цивилизации есть свое понимание того, каким должен быть корпус человеческих прав и свобод и как он должен взаимодействовать с другой, очень важной силой и важной составляющей — нравственной ответственностью личности.

— Каким, Владыка?

— Собственно говоря, специфика того послания, которое Собор обращает к миру, и заключается в том, чтобы соединить идею прав и свобод с идеей нравственной ответственности. Если мы посредством прав и свобод раскрепощаем инстинкт и если мы просто выпускаем джина из бутылки, вот тогда может произойти всё с нашей цивилизацией. Если мы говорим, что права и свободы ничем не ограничиваются, а только ограничиваются правами и свободой другого человека, то мы предлагаем людям, в том числе и используя права и свободы, выявлять свой грех и проявлять свое греховное начало в личной, семейной, общественной и государственной жизни. Если права и свободы будут связаны с нравственной ответственностью, изменится климат в современном обществе, в том числе и в России.

— А каким образом может применяться эта Декларация, после того как она будет принята на Соборе?

— Я думаю, очень важно, чтобы Декларация была учтена в нашем законодательном процессе, чтобы законодательство, которое будет приниматься и которое будет интерпретировать тему человеческих прав и свобод, ориентировалось также и на нравственные параметры. Вот если мы сумеем в нашем национальном законодательстве соединить одно с другим, мы избежим многих проблем, которые сегодня терзают наше общество. О которых, кстати, мы говорим сейчас очень часто на телевидении.

— Владыка, еще по инициативе Русской Православной Церкви на Соборе будет рассматриваться вопрос о создании собственного правозащитного центра. Почему возникла такая необходимость?

— Это не столько правозащитный центр, сколько правозащитная программа. Мы бы хотели начать работать в области защиты прав человека на базе Собора. Но, конечно, в тесном взаимодействии и с существующими правозащитными организациями, если, конечно, мы будем согласны в главном.

— Ну да, вот эта программа будет чем-то отличаться от существующей?

— Вот я думаю, что на базе той Декларации, которую с Божьей помощью мы должны будем принять на Соборе, можно выстраивать широкий фронт правозащитного движения. Можно и нужно объединять вокруг себя единомышленников, которые вдохновлялись бы высокой идеей защиты прав человека, но были бы согласны с той Декларацией, которую сформулировал Собор.

— Но этот центр, эта программа — она будет рассматривать случаи ущемления религиозных прав человека или остальных тоже?

— Я думаю, что, конечно, не только религиозных прав. Невозможно говорить только о защите религиозных прав, когда у нас дедовщина в армии, когда у нас страдают пожилые люди, когда у нас страдают дети в официальных учреждениях, когда разрушаются семьи, когда оскверняются святыни, когда оскорбляются национальные чувства; нельзя говорить только о защите религиозных прав. Нужно говорить о защите всего комплекса человеческих прав на нравственной основе.

— Вот в последние дни как раз невероятно обострилась проблема, имеющая отношение к правам человека, к человеческому достоинству. Я имею в виду многочисленные случаи нападения на людей с другим цветом кожи и волос, людей другой национальности. У Вас есть объяснения этого явления и рецепт борьбы с ним?

— Есть объяснения, есть рецепт.

— Какой?

— А что Вы хотите, чтобы происходило в нашем обществе? Вот именно отталкиваясь от идеи прав и свобод, не определяемых нравственными характеристиками, мы раскрепостили человека. Мы ему сказали: делай то, что ты хочешь делать. Ты сам внутри себя определяешь, что хорошо, а что плохо. И что произошло? Эти люди, люди, вдохновляемые таким пониманием своих прав, стали осквернять святыни. Я бы хотел Вам напомнить о том, как рубили иконы в Манеже, как устраивали выставки «Осторожно, религия!» В других странах издают карикатуры, которые оскверняют и оскорбляют религиозные чувства. Но ведь невозможно остановить человека только в какой-то одной сфере. Он будет распространять свой разрушительный инстинкт, используя идею прав и свобод, и на другие сферы общественной жизни. И сегодня мы имеем перед собой эти страшные, омерзительные случаи, когда врывается человек в синагогу и ранит людей, когда убивают младенца, можно сказать, только потому, что у него другой цвет кожи. Почему это происходит? Да потому что человек чувствует свои возможности и права, а нравственной основы нет. А рецепт такой: давайте мы все вместе, включая телевидение, средства массовой информации, займемся воспитанием человека, созданием определенного нравственного поля в нашем обществе. Не только правового пространства — нравственного поля. И вот тогда, я думаю, что очень трудно будет идти против общих ценностей, которые станут неприкосновенными для нашего общества. Им будет очень опасно бросать вызов. Думаю, что если мы соединим права, свободы и нравственную ответственность, если мы все будем работать во имя этой великой идеи, изменится лицо нашей страны.

— Владыка, есть еще один аспект этой проблемы. Националисты — они зачастую используют православную атрибутику и демонстрируют нарочитую религиозность точно так же, как исламские экстремисты эксплуатируют в своих целях ислам. Как с этим бороться? Как не дать превратить религию в категорию разъединяющую?

— Конечно, кто-то использует православную символику, кто-то языческую символику. Вот то, что нам сейчас показывают по телевидению. Использование религиозного фактора для объяснения ненависти — это ложь. Потому что ни одна религия не призывает людей к ненависти, к насилию, к попранию национального, религиозного чувства. Поэтому если кто-то оправдывает свои кощунственные деяния ссылкой на религиозную мораль или на религиозное учение, эти люди заблуждаются глубоко сами и вводят в заблуждение других. Никакого оправдания в религии такого рода радикализм не может почерпнуть.

— А каковы сегодня перспективы взаимоотношений Русской Православной Церкви и Ватикана? Потому что вот недавно председатель папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер сказал, что эти отношения налаживаются, и даже возможен приезд папы Бенедикта XVI в Москву. Насколько велика такая вероятность?

— Несколько позже кардинал Каспер отказался от этих слов и пояснил, что его неправильно поняли и он не хотел говорить о приезде папы в Москву. Это некоторая такая «lapsus lingvae», и она на совести кардинала Каспера. А что касается отношений Русской Церкви и Католической Церкви, то после избрания нового Папы создались хорошие предпосылки для развития серьезного диалога, для разговора о том, как мы должны совместно преодолеть все проблемы, которые сегодня стоят на повестке дня. Мы надеемся, что это доброе намерение развивать диалог и преодолевать трудности будет развиваться.

Смотрите также