В Прощеное воскресенье митрополит Кирилл совершил богослужение в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Утром 5 марта 2006 года, в день воспоминания Церковью Адамова изгнания, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска. Ему сослужили викарий Смоленской епархии епископ Вяземский Игнатий и духовенство собора.

В приветственном слове Владыка Кирилл поздравил всех собравшихся с приближением Великого поста – времени осмысления, покаяния и духовного изменения:

«Сегодня Церковь вспоминает Адамово изгнание. В раю люди были бессмертны, как бессмертен Бог. Таким бы и остался человек, если бы он свободно не избрал сторону зла. Но он избрал ее, совершив грех. И тогда бессмертие стало опасно, так кака оно стало способным разрушить творение Божие — самого человека. Вот почему через грех пришли в человеческую жизнь смерть и болезнь. Мы должны понять, что здоровье, бессмертие, полнота жизни возникает только тогда, когда человек причастен источнику Божественной энергии. А люди возжелали стать в центре бытия. Бог разрушил этот дьявольский замысел, и человек стал смертен.

Удивительна сама реакция Адама на грех. Он оправдывается, обвиняя во всем жену. Ева, в свою очередь, обвиняет змия. В Библии не говорится, что Адам страдает, переживает о своем поступке. Нет ни раскаяния, ни даже сожаления о том, что произошло. Библия об этом молчит.

Представьте, а что, если бы, подобно Петру, отрекшемуся от Христа, Адам выстрадал бы это покаяние? Все было бы по-другому. История человечества, вся история человечества свидетельствует о том, что Бог слышит раскаяние и смягчает наказание или даже отменяет его.

Мы знаем, что через пришествие Христа человечество получило прощение. Он этот вселенский грех искупил Своей кровью. Бог сделал возможным возвращение человека в рай. И все те, кто ходит в храм, приступает к Святым Христовым Таинам, потенциально имеет возможность вступить в рай.

Но в нас живет грех, неприятие Божия замысла о человеке. Если бы мы ежедневно не совершали греха Адама, не преступали Божией воли, мы смогли бы принять то, что даровано нам Богом.

Мы на месте Адама и Евы. Мы, как и они, согрешаем пред Богом. И перед нами два пути. Отойти от Бога, и искать свой путь, пытаясь устроить свою жизнь. Мы имеем право на этот путь в результате своей свободы. Но есть и другой путь. Путь покаяния, обращения своего лица к Богу. Эти пути перед каждым из нас.

И мы должны помнить, что возвращение в рай возможно только в том случае, если после каждого падения мы возвращаемся к Богу с раскаянием, принимаем Бога. И по великой искупительной заслуге Господа нашего Иисуса Христа каждому из нас это возможно».

Вечером 5 марта, в Прощеное воскресенье, митрополит Кирилл совершил в Успенском кафедральном соборе вечерню с чином прощения, после которой испросил у своей паствы прощение, отметив в напутственном слове о важности приближающегося времени Великого поста:

«Покаяние — это дар. С чего же оно начинается? Покаяние начинается тогда, когда мы сомневаемся в своей правде. Сомнение в своей собственной правде — это уже начало покаяния.

Когда каждый из нас предстанет пред Господом на Страшном суде, то многое каждый поймет. Все детали нашей жизни в мгновение ока всплывут. И плохо будет, если мы не вспомним их и не раскаемся сейчас.

Как же начать этот внутренний самоанализ, осознание своего греха, путь покаяния? Он начинается сегодня, когда мы испрашиваем прощение. Это, конечно, не глубокое самосознание, но это начало пути — опуститься на колени, испросив прощение у тех, с кем у нас нет взаимопонимания.

Мы сейчас не готовы, чтобы раскаяться и признать свою вину. Но мы готовы к трудному и радостному пути Четыредесятницы, к исповеданию грехов, а, значит, и к изменению своей жизни.

По словам преподобного Ефрема Сирина: «Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения». Пусть сегодняшнее воскресение станет началом этого пути покаяния».

По материалам сайта Смоленской и Калининградской епархии