О «грубом вмешательстве» посредством молитвы и о братских во Христе чувствах. Заявление Службы коммуникации ОВЦС МП

На Официальном интернет-сайте Грузинской Православной Церкви появилась информация под алармистским заголовком “Продолжается вмешательство России в дела Цхум-Абхазской епархии”.

Фактография заметки, заимствованная из материала сухумского информационного агентства «Апсны-пресс», сводится к тому, что за богослужением в храме во имя святого апостола Симона Кананита (Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь) присутствовали паломники из России, а кроме того, новая икона для этого храма была создана в московской иконописной мастерской.

На том же церковном сайте в дополнение к данному сообщению и, вероятно, в развитие темы подверстан другой материал, рассказывающий о некоем «традиционном богослужении», совершенном абхазским священником в «Московской церкви».

В связи с упоминанием мифической «Московской церкви» на территории Абхазии хотелось бы надеяться, что речь идет не о сознательном введении в заблуждение пользователей официального грузинского сайта, а всего лишь о весьма странном незнании его редакторами географии и топонимики Кавказа. Потому что в исходном тексте на ленте новостей вышеупомянутого абхазского информагентства говорилось о богослужении «в Моквском храме». Для справки сообщаем, что Моква – это село в Очамчирском районе Абхазии; там расположен древний (Х века) храм Успения Пресвятой Богородицы.

Что же касается присутствия православных россиян на богослужении Ново-Афонском монастыре, то, вероятно, и в этом случае необходимо пояснять, что курорты Абхазии традиционно пользуются популярностью у отдыхающих из России. В последние годы в пик сезона численность гостей абхазских здравниц практически достигает уровня доперестроечных времен. Естественно, что среди приезжающих из России и других стран СНГ наверняка немало православных верующих, которые, как и положено, стараются не пропускать богослужений в православном храме даже в период пребывания на отдыхе. Впрочем, и те, кто не считают себя воцерковленными людьми, полагают своим долгом посетить прославленную обитель в Новом Афоне в качестве туристов.

Поскольку написание образа абхазского святого современными российскими изографами также расценивается Официальным интернет-сайтом Грузинского Патриархата как «грубое вмешательство со стороны России во внутренние дела Грузии», вынуждены вновь обратить внимание коллег из Тбилиси на общеизвестные факты. В Москве и в других российских городах существует множество церковных, частных, артельных, учебных и иных иконописных мастерских. С заказами на написание самых разнообразных икон, включая именные, семейные, мерные и иные, к иконописцам традиционно обращаются в том числе из ближнего и дальнего зарубежья — как православные общины, так и частные лица. Потому что иконописные мастерские существуют для того, чтобы создавать иконописные образы.

Но в силу каких причин вполне безобидная информация о более чем обыденных событиях приходской жизни была подана под редакционной «шапкой», которая более приличествовала бы реляции с поля сражения?

И в чем, собственно, усматривает официальная церковная информационная служба «грубое вмешательство»? Неужели в том, что единоверные грузинам россияне молились за богослужением в православном храме вдали от родных мест?

Но если всерьез следовать этой удивительной логике, то с неизбежностью пришлось бы признать, что и Грузия, со своей стороны, издавна и традиционно «вмешивается» в дела российских епархий. А в некоторых храмах – например, в известном московском храме во имя святого Георгия Победоносца в Грузинах, где служба совершается на грузинском языке, — такое “вмешательство” носит сугубо регулярный характер, в точности совпадающий с дневным, недельным и годичным богослужебным кругом. Правда, Русская Православная Церковь по этому поводу никогда не испытывала сожалений и тревоги, но только и исключительно — братскую во Христе радость.

В связи с вышеизложенным Служба коммуникации ОВЦС МП напоминает, что Священный Синод Русской Православной Церкви 30 июля 2003 года недвусмысленно подтвердил: Русская Православная Церковь рассматривает Абхазию как часть канонической территории Грузинской Православной Церкви. Было также выражено сожаление в связи с тем, что нынешнее положение в Сухумско-Абхазской епархии нередко становится причиной для осложнения взаимоотношений между грузинским и абхазским народами, в то время как миротворческое служение Церкви является жизненно важным для установления прочного и справедливого мира в данном регионе. Учитывая продолжающиеся затруднения в деле духовного окормления населения Абхазии, Русская Православная Церковь засвидетельствовала, что она готова способствовать установлению диалога между заинтересованными сторонами, направленного на нормализацию церковного положения в регионе в строгом соответствии со священными канонами Церкви.

Известно, что это решение получило положительную оценку в письме Его Святейшества и Блаженства Католикоса – Патриарха всея Грузии Илии II Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, а также в посвященном этому решению материале на Официальном сайте Грузинской Православной Церкви в Интернете.

Позиция Священноначалия Русской Православной Церкви по данному вопросу остается неизменной, несмотря на то, что за время, истекшее со времени принятия упомянутого определения Священного Синода, положение в области пастырского окормления в Абхазии, к сожалению, не улучшилось. А также невзирая на попытки некоторых противников дружбы России и Грузии поссорить народы наших стран и две Церкви-Сестры, хранящие наследие нашей общей Православной веры.