Митрополит Кирилл: «Церковь и государство. Определение приоритетов»
Председатель ОВЦС МП ответил на вопросы «Независимой газеты» («НГ-Религии», №17 (170) от 16 ноября 2005 года)

— В своем интервью журналу «Diplomatie» Вы подчеркнули, что в России было бы полезно установить особые отношения государства с 4-мя религиями: православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. При этом Вы привели пример закрепления особого положения Православной Церкви в Греции и Грузии. Возможна ли реализация грузинской и греческой модели в России, где традиционных религий, по Вашим словам, четыре?

— История цивилизаций показывает, что чаще всего одна какая-то религия вносит определяющий вклад в конституирование народа как такового. Поэтому в мононациональных государствах, сохранивших традиционные верования, речь идет об установлении особых отношений лишь с одной религией. В России, как известно, носителями традиционных религий являются изначально несколько народов, которые составили одно государство, распространив свои религиозные взгляды среди других этносов. Разумеется, Православие сыграло здесь исключительную роль, будучи на протяжении долгого времени государствообразующей религией.

Эффективность модели религиозно-государственных отношений, предполагающей особый статус одной или нескольких религиозных организаций, напрямую не зависит от того, скольким организациям такой статус будет предоставлен. Приоритетными партнерами властных структур вполне могут быть несколько общин, которые часто имеют совпадающий взгляд на вещи. Конечно, часто государству легче договориться с одной общиной, но потенциальная польза от многосторонних отношений в этой сфере себя оправдывает.

— В своем интервью Вы говорите о «четких и понятных правилах», которые должны появиться во взаимодействии государства и религиозных объединений при оформлении «особых отношений». Какими могут быть эти правила в России? Что конкретно дают религиозным объединениям «особые отношения» с государством?

— Пока сложно говорить о конкретной нормативно-правовой форме регулирования церковно-государственнных отношений. Но результатом должно стать появление наиболее благоприятных условий для исполнения традиционными религиями общественно полезных задач.

В первую очередь более детальное регулирование необходимо в социальной сфере, где потенциал служения верующих далеко не исчерпан. Пока такое служение нередко зависит лишь от благорасположения властей соответствующего уровня. К сожалению, не все руководители в полной мере осознают его важность.

— В интервью «Diplomatie» Вы подчеркнули, что оформление «особых отношений» позволит государству и религиозным общинам «сотрудничать в различных общественных сферах пропорционально количеству верующих, принадлежащих к той или иной традиционной религии». Что означает эта «пропорциональность»? Значит ли это, что даже между указанными Вами традиционными религиями будет производиться разграничение в правах в зависимости от количества верующих?

— Сегодня в России в разных регионах представители различных религий имеют разное количественное соотношение. Чтобы избежать недовольства последователей той или иной религии, необходимо разграничение не в правах, а в объеме участия той или иной религиозной общины в деятельности, предполагающей таковое сотрудничество. Хочу особо отметить, что речь идет не об ущемлении или пересмотре права конфессий осуществлять свою деятельность в принципе.

Действенность такого подхода видится в том, что объем присутствия той или иной религии в публичной сфере будет зависеть не от решения сверху, а от потребностей верующих на местах, от их свободного выбора. Это даст возможность избежать ситуации, когда, чтобы не обидеть ни одну из конфессий, самым простым выходом видится полное удаление религиозного фактора из всех сфер общественной жизни.

К сожалению, до сих пор ссылки на многоконфессиональность используют у нас для того, чтобы не допустить участие Церкви в ряде сфер общественной жизни.