Митрополит Кирилл: «4 ноября – это незаслуженно забытый День победы»
3.11.2005 · Архив 2005-2009, События
3 ноября 2005 года, в канун первого празднования Дня народного единства, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил в студии программы «Вести. Подробности» (телеканал «Россия») на вопросы политического обозревателя Дмитрия Киселева.
Ведущий:
— День примирения и согласия в России сменил другой праздник – День народного единства, который с этого года будет отмечаться 4 ноября. Религиозные деятели призвали изменить акцент праздника, сделать его не политическим, а гуманитарным. Вы смотрите «Вести. Подробности».
Владыко, в обращении религиозных деятелей России есть фраза, которую уже подхватили журналисты и политики: «Пусть праздник 4 ноября станет днем добрых дел». Доброе дело – что это за категория в Православии?
Митрополит Кирилл:
— Это очень важная категория. В Священном Писании сказано, что вера без дел мертва. Можно быть верующим человеком, но если вы не творите добрые дела, то ваша вера бесплодна, она вас не спасает. Невозможно человеку обрести спасение без доброго дела. Доброе дело в первую очередь затрагивает внутреннюю жизнь человека, его сознание, его волю и чувства. Невозможно совершать добрые дела прагматически, во имя выгоды, лицемерно. Поэтому Господь и говорит, «чтобы твоя левая рука не знала, что делает правая»(Мф. 6,3). Это должно быть чистосердечное, идущее из глубины души действие, которое в первую очередь оказывает влияние не столько на объект доброго дела, сколько на того человека, который совершает добро.
Ведущий:
— Это православная трактовка. Но ведь религиозные деятели всей страны, а у нас, как известно, четыре главные религии в России, наверное, могут как-то нюансировать это понятие. В чем отличие, скажем, добрых дел для мусульманина, иудея, буддиста?
Митрополит Кирилл:
— Межрелигиозный совет России, который выступил с инициативой, о которой Вы сказали, действительно объединяет четыре традиционные религии России. И, наверное, никакого Межрелигиозного совета не могло бы существовать, если бы не было некой общности между религиями. У нас различная догматика, различное понимание того, как Бог проявляет себя по отношению к людям, и есть множество нюансов, которые нас отличают, но есть и нечто общее. Этим общим является религиозная этика. Если взять этическую основу, то она, во-первых, корнями своими уходит в Божественное откровение, в то, что является общим для нас, и потому многие нравственные постулаты являются общими для представителей традиционных религий нашей страны. Эта общность и помогла нам создать Межрелигиозный совет России, на основании этой этической общности мы выступаем в том числе и с общественными инициативами.
Ведущий:
— Мы беседуем с Вами, Владыко, в этой студии в канун большого праздника, и не все воспринимают инициативу по его проведению однозначно. Скажем, каждый политик, наверное, хочет внести свой вклад в трактовку этого дня и предложить свою интерпретацию. Я могу привести Вам в качестве одного из вариантов высказывание достаточно известного политика, чтобы Вы прокомментировали. Мы сейчас не полемизируем с каким-то конкретным человеком, я просто представлю достаточно известную точку зрения. Итак, «есть большая доля искусственности в решении о проведении этого праздника. Скорее всего, это просто желание двигаться в сторону дальнейшее декоммунизации страны, что, наоборот, приведет лишь к дополнительной мобилизации левых». В этом высказывании есть некое разъединение.
Митрополит Кирилл:
— Это, конечно, абсолютно политизированная точка зрения. Может быть, автор имел свои соображения высказаться так, а не иначе, но я просил бы посмотреть на эту тему с совершенно другой стороны. 4 ноября – это незаслуженно забытый День победы. Если сравнивать его с днем 9 мая, то еще неизвестно, какая из двух дат имеет большее значение. Ведь во время Великой Отечественной войны фашисты в Москву не вошли и Гитлер на место Сталина не сел в московском кабинете. И вертикаль власти не была разрушена, и страна была управляема. А в то страшное Смутное время враг захватил столицу, вошел в Кремль, разрушил всю вертикаль власти, и на что оставалось надеяться? На помощь Божию, на Русскую Православную Церковь, которая сумела тогда мобилизовать людей, и на нравственное и патриотическое чувство нашего народа.
Мы сейчас много говорим о гражданском обществе. Вот пример того, как гражданское общество, инициатива снизу спасли страну, а ведь еще нужно добавить смуту в умах, предательство, ведь многие встречали захватчиков как освободителей, многие с воцарением иноземного королевича связывали спасение страны. Действительно, были смута, борьба, интриги, гражданские конфликты… И вот из недр народной жизни поднялась мощная волна сопротивления, то, что мы сегодня называем гражданским обществом, и страна была освобождена.
Ну, а что произошло дальше? Я много раз говорил о том, какая колоссальная разогнулась пружина потенциала народной жизни. Через пять лет русские уже на берегу Тихого океана. Из небольшой европейской страны, сопоставимой с соседними государствами, за несколько десятков лет благодаря этой победе мы создали великий российский мир. Это ли не событие? Если на это событие накладывать наши современные политические шаблоны и пытаться понизить значение такого исторического дня, то, я думаю, это очень неправильный подход.
Мы действительно нашли дату, которая может быть Днем народного единства, потому что событие это реально может объединять наш народ.
Ведущий:
— Эта дата фактически является символической, но все ли символы в России сейчас приведены в гармонию?
Митрополит Кирилл:
— Я думаю, что приведены. Во-первых, что такое символ? Это либо знак, либо действие, либо слово, которое обнаруживает и выявляет реальность или намерение. Наша страна прошла через разные исторические реальности. У нас была допетровская Русь, и символом этой Руси является двуглавый орел. У нас была Петровская империя, символом которой является триколор. Далее советское время, от которого не надо открещиваться, и символом этого времени является музыка Александрова. Наконец, у нас новая Россия, и символом ее являются слова нашего нового гимна. Я думаю, что впервые мы сумели построить систему символов, которые друг с другом не входят в конфронтацию и представляют всю историческую реальность нашей страны
Ведущий:
— О Мавзолее сегодня будем говорить?
Митрополит Кирилл:
— Я не стал бы на тему Мавзолея говорить сегодня, но отметил бы следующее. Здесь есть проблема, которая затрагивает очень многих, проблема очень болезненная как для одной части нашего общества, так и для другой. Я сторонник того, чтобы сейчас, в этот исторический момент, мы не сыпали перец на раны и не разжигали страсти вокруг тех проблем, которые мы сможем с легкостью решить в обозримом будущем.
Ведущий:
— По поводу реальных вызовов, с которыми сталкивается страна. Вот Вы упомянули Смутное время в начале XVII века, и праздник имеет свою основу именно там. С какими вызовами сталкивается Россия сегодня? Вы упоминали разрушенную вертикаль власти, Кремль взят, ничего хорошего, даже больно все это перечислять. Какие вызовы сейчас перед Россией?
Митрополит Кирилл:
— Конечно, их много, и разные люди на этот вопрос Вам по-разному ответили бы. Но я пытаюсь религиозно и духовно осмыслить то, что происходит с нами сегодня. Для меня главная проблема – проблема человеческой личности, глубочайший кризис человеческой личности, кризис нравственности. Общеизвестна пресловутая проблема стабилизационного фонда: его нельзя использовать, потому что это будет развивать инфляцию. Но ведь существует множество проектов, как в нашей стране, так и за границей, в частности, с использованием стабилизационного фонда, которые никак не развивают инфляцию. Почему же она должна развиваться у нас? А не потому ли, что у нас практикуются так называемые «откаты», не потому ли, что так много расхищается средств, не подкрепленных ничем. Коррупция и воровство – вот главные проблемы и главный вызов России. Но это же духовная проблема.
Ведущий:
— Наше время истекает. Прошу Вас, Владыко, поздравьте Россию с наступающим праздником.
Митрополит Кирилл:
— Я хотел бы поздравить всех вас, дорогие братья и сестры, жители нашей прекрасной страны, с праздником, который имеет исторические основания быть. С праздником, который, верю, послужит единству нашего народа, а через это единство – и решению всех тех проблем, которые перед нами стоят.
С праздником!