Приветствие архиепископа Новгородского и Старорусского Льва конференции «Религия в современной системе международных отношений»

В адрес международной научно-практической конференции «Религия в современной системе международных отношений», которая состоялась на факультете международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета 30 сентября 2005 года, свое приветствие направил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев.

Декану факультета Международных отношений
Санкт-Петербургского государственного университета
Господину Худолею К.К.

Уважаемый господин декан, досточтимое собрание!

Прежде всего, хотел бы приветствовать всех участников столь значительного научного форума, собравшихся для обсуждения и поиска решений важнейших проблем современной действительности. Не имея возможности лично присутствовать на чрезвычайно важной конференции, собранной под стенами древнейшего Российского университета, имею честь поделиться с Вами некоторыми своими мыслями по поводу обсуждаемых Вами проблем.

Противоречивость и проблематичность современных международных отношений, с нашей точки зрения, необходимо объяснять не только трудностями в разрешении конфликтов экономического характера, но и, во многом, столкновением культур, взрастивших себя на религиозных идеалах, с цивилизацией потребительских отношений. Сегодня не только мусульманский восток, но и христианские сообщества Европы, католики и Православная Церковь обеспокоены разрушением тех нравственных идеалов, на основе которых созидались их культуры. В Западную Европу мы отправляемся не для того, чтобы воспользоваться её цивилизационными излишествами, а чтобы приобщиться к плодам её духовной культуры. Восток пленит нас своим своеобразием и таинственностью, в Россию приезжают, чтобы, подивившись на её своеобразную архитектуру монастырей и храмов древности, постараться понять её «загадочную душу», подарившую миру столь значительные религиозные и культурные откровения. Бурно развивающийся технологический прогресс, используемый для стимуляции потребительских отношений, ничего не добавляет в копилку мировой культуры, потому что в погоне за его достижениями, человек теряет время и силы, необходимые ему для духовного совершенствования и для того, чтобы справится со всё возрастающими опасностями. В руках человека, отстающего в нравственном развитии всё более и более от некогда заявленных им самим идеалов, оказываются технические средства, посредством которых мир может быть уничтожен не единожды. Поэтому действительность межцивилизационных конфликтов заставляет нас искать пути и инструменты ослабления напряжённости и возможности доверительных диалогов.

В основе любой агрессивности лежит страх. Он вырастает из инстинкта самосохранения. Таким инстинктом обладает не только отдельный человек, но и культурные сообщества, у которых веками выработанные формы существования являются не только отличительными особенностями, но и средством самоидентификации. Чтобы вовремя погасить нарастающие конфликты, необходимо, прежде всего, понять степень обоснованности угрозы и, по возможности, развеять возникшие опасения. Такого рода диалоги невозможно вести только лишь политическими и экономическими методами. Участниками их должны быть культуроопределяющие религии. Однако эффективность их участия в примиряющем диалоге будет зависеть от их общественной значимости. Маргинализация религиозной жизни, выталкивание её на обочину общественных отношений неотвратимо приведёт и к неэффективности участия религиозных сообществ в таких диалогах.

Кроме того, хотел бы отметить, что нельзя строить единую Европу на основе релятивистически понятой нравственности. Закон общественных отношений, если он не обоснован нравственным чувством участника данного сообщества, никогда не будет действенен. Также и нравственное чувство, если оно зависит только лишь от сословных, профессиональных или семейных интересов, никогда не будет способно понять и поддержать интересы всего сообщества. Над всем должен быть Бог как гарант нерушимости нравственных отношений и объективности нравственного закона. Это, конечно же, ни в коем случае не может означать ущемление прав и свобод конкретного человека. Цивилизация любви, о которой всегда мечтали лучшие христианские мыслители, не может быть построена вне свободы как религиозной, так и политической. Но и свобода без ответственности, всегда вырождалась во вседозволенность, которая не способна обеспечить человечеству длительное счастье и процветание.

В нашей стране определяющим фактором высоких нравственных отношений всегда была и, как я непреложно верю, остаётся русская православная культура. Православная Церковь не стремится быть участником политической борьбы за власть, не стремится к клирикализации общества, но глубоко сознаёт свою ответственность за проповедь духовно-нравственных идеалов, стремится вдохнуть в общественную жизнь стремление к нравственному совершенству, к ответственности за окружающий Богом созданный мир.

Наша Церковь открыта к диалогу с людьми доброй воли по любым проблемам современной действительности, самых различных культур и верований. Но мы хотим быть услышанными и правильно понятыми.

Конечно, уровень доверительности всегда определяется близостью культур и верований, но определяющей основой всякого диалога, имеющего в виду достижение умиротворения жизненных интересов конфликтующих сторон, должна быть готовность понять и принять во внимание интересы противоположной стороны. В то же самое время Русская Православная Церковь глубоко осознаёт свою ответственность за духовно-нравственное состояние народа, вверенного Богом её духовному попечению.

В заключении хотел бы выразить благодарность устроителям конференции за предоставленную возможность кратко высказаться по действительно чрезвычайно важным проблемам современной жизни. Очень надеюсь, что Господь дарует участникам конференции необходимую проницательность, духовную трезвость и терпимость.

Мы непреложно верим, что по-настоящему свободным человек может быть, только обретая Истину. Это трудный путь, но для человека ответственного и достаточно образованного ничего другого не дано.

29 сентября 2005 г.

+ Лев, Архиепископ Новгородский и Старорусский