Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на вечере памяти протоиерея Александра Меня

В этом году 22 января исполнилось 70 лет со дня рождения приснопоминаемого протоиерея Александра Меня. А сегодня мы собрались в день 15-летия его трагической гибели. Воспоминания об этом усердном пастыре Русской Православной Церкви побуждают нас к размышлениям о трагических и в то же время героических страницах истории Православия в России на протяжении прошедшего столетия.

Священное Писание многократно уверяет нас в том, что память о добрых и благочестивых людях пребывает вовек, а образ нечестивцев рассеется, как прах, уносимый ветром, пройдет, как воспоминание об однодневном госте (см. Прем. 5. 14).

Недавнее прошлое является подтверждением этого. Для современных молодых людей, только еще вступающих на путь самостоятельной жизни, потребуются специальные разъяснения тех скорбных реалий, в которых жила несколько десятков лет и вся страна, и Русская Православная Церковь. Безвозвратно ушли в прошлое, став достоянием истории, такие понятия, как «уполномоченный», «регистрация», «спецхран», «политбюро» и другие. То, что казалось крепким и непоколебимым, в одночасье исчезло.

Великий русский поэт Борис Пастернак назвал минувшую эпоху в истории России «годами безвременщины», то есть периодом бедственным, несчастливым, когда время как благодатная, дарованная Богом человеку среда осмысленного и целесообразного бытия как будто перестало существовать, остановленное волной горя и страдания. На самом деле в прошедшие десятилетия время, конечно, не исчезало, и, напротив было наполнено судьбоносными для Церкви и мира событиями.

Отец Александр Мень совершал свое священническое служение в сложных условиях, когда в России господствовал атеистический режим, на всем протяжении своей истории боровшийся с Православием. Это никогда не прекращавшееся давление носило разные формы, иногда кровавых репрессий, иногда последовательного удушающего ограничения практически всех сторон церковной жизни. И человек, решавший связать свою жизнь с Церковью, открыто заявить о своей вере, немедленно попадал в число подозреваемых. Слежка и доносы, прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация корреспонденции становились неотъемлемой внешне сопутствующей частью его существования. Да и это были в общем-то частности, потому что главным являлось ограничение богослужебной и проповеднической деятельности духовенства. Советская власть надеялась, что, запрещая священнику общаться с людьми, сможет достичь «вымирания Православия». Такова была тщета человеческая побороть Непобедимого, ведь обещал Христос Спаситель, что создаст Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16. 18).

Милостью Промысла Божия воинствующий атеизм стал достоянием прошлого и гонения на веру прекратились. На протяжении последних пятнадцати лет шел процесс удивительно плодотворного возрождения Церкви в нашей стране. С одной стороны, мы получили возможность исследовать и духовно осмыслитъ плоды минувшего периода; с другой – приступили к деятельному восстановлению храмов и монастырей, возобновили разнообразные формы общественного служения, в прошлом традиционно присущие Церкви.

Говоря об истории, необходимо прежде всего сказать о прославлении новомучеников и исповедников Российских. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 года причислил к лику святых целый сонм угодников Божиих, тех наших соотечественников, о которых апостол Павел сказал, что их «весь мир не был достоин» (Ев. 11. 38). Синодальная Комиссия по канонизации на протяжении последующих лет продолжала работу с архивными документами, и Собор новомучеников пополнился новыми именами святых, на сегодня их прославлено 1631 (в Московской епархии — 464). Подвиг страдальцев за веру стал истинным свидетельством Русской Церкви о Христе. Епископы и священники, монашествующие и миряне, несмотря на исключительно тяжелые условия, смиренно совершали свое служение, не сгибаясь под бременем жизненного креста. Главной целью своей жизни они считали исполнение евангельских заповедей, служение Господу и Его Церкви, передачу православного вероучения, по крайней мере, некоторым (см.: 1 Кор. 9. 22).

В одной из проповедей отец Александр сказал: «Кто познал Господа, тот невольно становится Его свидетелем. Поэтому каждый из нас.., возвращаясь в дома, в семьи, в повседневную жизнь, должен нести Слово Божие в своем поведении, в своем отношении к людям, в своей вере — во всем, что делает человека христианином. И тогда и нас найдет Господь».

Буквально на днях вышел в свет двухтомник чудом сохранившихся до наших дней творений священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского. Этот выдающийся церковный деятель так писал о тяжких испытаниях, понесенных верующими в XX веке: «Если исповедание Православия несет его последователям всякие лишения, страдания и даже смерть, если отречение от Православия дает всякие льготы, блага и радости жизни, и, однако, есть немало христиан православных, открыто заявляющих о своей вере, — разве не видна здесь внутренняя мощь Православия?» Прозирая будущее, святитель верил в возрождение Русской Церкви, утверждая: «Наряду с врагами Церкви Божией растут, несомненно, и друзья ее; пусть будет их немного, но они сильны своей истиной. Под градом насмешек и притеснений они закаляют свою веру в Бога и преданность Церкви Божией, они встанут на защиту веры и Церкви Православной».

Нам сегодня явственно видится значение повседневного труда тех священнослужителей, кто возделывал ниву Христову в годы гонений. Им пытались приказать молчать, но они несли людям Слово Божие, их ограничивали во всем, но они не унывали, укрепляясь словами пророка Давида: «Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага» (Пс. 63. 2). От православного пастыря требовалось большое мужество и мудрость для того, чтобы не утратить видения главного в своей деятельности. Наши священники могли, конечно, с печалью взирая на жизнь общества, процитировать Священное Писание: «Между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей» (Иер. 5. 26). Но именно в такой мир нужно было идти и трудиться, мудростью и терпением преодолевая все ухищрения безбожников. И не ради самосохранения, а для того, чтобы привести ко Христу тех, кто даже в те мрачные годы его искал. Это была жизнь неброская, полная забот и лишений, но освещенная радостью исполненного долга. Отец Александр как-то сказал: «сенсаций и лишних проблем я не ищу», подразумевая, что главным для него является не личная известность, а просвещение максимального числа людей светом Святого Евангелия.

Сейчас только в Московской епархии 20 монастырей и более 1300 храмов. Могут спросить, откуда у народа, чья душа была иссушена безверием, нашлись и силы, и горение духа для восстановления поруганных святынь, многие из которых ныне своим благолепием превосходят то, как они выглядели до осквернения? Ведь и сегодня нас пытаются убедить, что православных верующих у нас считанные проценты населения? Меж тем то, что мы видим, свидетельствует об ином. Страдающая и гонимая, презираемая и осуждаемая, Церковь донесла до нынешнего дня провозвестие Православной веры, и люди откликнулись на этот уверенный призыв.

Отец Александр был ревностным просветителем, стремился к тому, чтобы люди научились читать Священное Писание, больше знали о Боге и Церкви и поняли, что пришествие Спасителя в мир есть высшее свершение в истории человечества, открывшее путь к истинной свободе и жизни вечной. В те годы священнослужителю заниматься исследовательской деятельностью было трудно: не всегда удавалось доставать последние издания, отражающие достижения мировой науки, да и книги отца Александра печатались поначалу за границей, а значит, не могли получить действительно широкого распространения дома. Но важен был творческий порыв священника, который привлекал к нему многих.

И сегодня духовные чада протоиерея Александра являются верными чадами Православной Церкви. Думаю, что это лучшее украшение его памяти.

Когда для Церкви наступило время свободы, отец Александр сказал в одном из своих интервью: «Что обязательно для всех — это развитие православного сознания». Именно в этом он видел насущную задачу Церкви. И мы видим, что именно на это сегодня направлены усилия нашего духовенства и мирян.

Преодолевая многообразное сопротивление, Церковь постепенно восстанавливает систему духовного образования и для детей, и для взрослых, что открывает людям возможность приобщиться к духовным сокровищам христианского наследия и стать сопричастными достоянию отечественной культуры, взращенной на идеалах Православия.

Невиданных масштабов достигло православное книгоиздательство, сделавшее вновь доступными для всех желающих и Священное Писание, и творения святых отцов, и жития святых, и жизнеописания подвижников благочестия, и произведения старых и новых богословов, множество вероучительной литературы, полезной для тех, кто только вступает в церковную ограду. Словом, христианская книга вернулась в нашу жизнь.

Достаточно широко стали распространяться православные средства массовой информации, хотя мы подчас высказываем претензии к качеству некоторых из них. Тем не менее, журналы и газеты, телевизионные и радиопередачи, посвященные православной тематике, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Я уже не говорю об Интернете, в котором существуют сотни православных сайтов и образовательного, и информационного, и дискуссионного характера.

Мы в Московской епархии стремимся к тому, чтобы создать единое православное культурное пространство Подмосковья. Для этого ежегодно в ноябре-декабре проводятся «Рождественские чтения», которые охватывают практически все города и поселки. Таким образом, в конференциях, семинарах, круглых столах, выставках и конкурсах могут принять участие даже жители самых отдаленных уголков области. И главной целью этого в высшей степени демократического форума является стремление к тому, чтобы свет Христов просветил всех.

Пятнадцать лет назад еще нельзя было и подумать о том, чтобы священники могли посещать больницы, дома престарелых и детские дома. И уж совсем невероятной представлялись проповедь и молитва священника в военной части или в тюрьме. Сегодня и благотворительность, и душепопечительство со стороны духовенства не только воспринимаются как нечто совершенно естественное и необходимое, но и крайне востребованы.

Конечно, трудно успеть осуществить все, что задумано. Ведь до сих пор нам не хватает священников и православных педагогов. Прошлое все еще дает о себе знать. Но мы исполнены надежд на помощь Божию. Господь не оставляет Свою Церковь милостью и дает новых тружеников. Недавно прошли вступительные экзамены в нашу епархиальную Коломенскую Духовную семинарию, и я с радостью убедился в том, что не иссякает поток молодых людей, избравших сложную жизненную дорогу. Их ожидает служба в храмах, которые еще предстоит окончательно восстановить, и скудные материальные условия. Однако по опыту наших выпускников знаю, что церковные люди не унывают. Восприняв доброе научение наставников в духовной школе, молодые клирики самоотверженно приступают к исполнению возложенного на них послушания, отдавая себя без остатка главному делу жизни и памятуя слова Священного Писания: «если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд» (Сир. 2. 1-2).

Оглядываясь назад, мы с радостью видим, что трудный путь, пройденный нашей Церковью в XX веке, оказался плодотворным. Господь очистил свой народ в горниле испытаний, сохраняя верных на пути, ведущем ко спасению. В Божием милосердии был неколебимо убежден отец Александр Мень, который говорил: «История имеет смысл, и я верю, что в ней не погаснут живые огни добра и правды».

Сегодня я передаю для музея рукописные подлинники автобиографии отца Александра и его прошения о рукоположении в священный сан. Эти документы свидетельствуют о выборе его сердца, которому он оставался верен до конца своей жизни.