Святейший Патриарх Алексий посетил детский приют «Отрада и утешение» в Свято-Никольском Черноостровском монастыре

12 августа 2005 года из московского Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II направился в Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце.Фото Ю.Клиценко12 августа 2005 года из московского Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II направился в Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце.

В обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, настоятельница Черноостровского монастыря игумения Николая (Ильина), Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Г.С.Полтавченко, губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, глава администрации Малоярославецкого района Калужской области А.Е.Чернов, Главный федеральный инспектор в Калужской области В.Ф.Сафронов, представители районного и городского руководства, священнослужители и верующие.

Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце был основан в конце XVI века. Во время Отечественной войны 1812 года здесь велись решающие бои с французскими оккупантами.

12 августа 2005 года из московского Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II направился в Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце.Фото Ю.КлиценкоВ XIX — начале XX века настоятелями обители назначались выходцы из Свято-Введенской Оптиной пустыни. Их трудами благоустроялись внешнее благолепие и внутренняя жизнь обители. В советские годы монастырь был закрыт и постепенно пришел в полное запустение. В 1991 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви. С февраля 1993 года монастырь действует как женский, ныне здесь подвизаются около 80 насельниц. В 1994 году при Свято-Николаевском Черноостровском монастыре был открыт детский приют, получивший название в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение». Сегодня в нем воспитываются 60 девочек в возрасте от 3 до 16 лет.

В ходе визита в Калужскую епархию Его Святейшество посетил православный детский приют «Отрада и утешение» и благословил воспитанниц.

Дети подготовили в честь Святейшего Патриарха Алексия концерт, а игумения и сестры обители преподнесли в дар Его Святейшеству вышитое изображение Корсунской иконы Божией Матери. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к присутствовавшим с Первосвятительским словом:

Ваше Высокопреосвященство!

Многоуважаемый Георгий Сергеевич!

Многоуважаемый Анатолий Дмитриевич!

Досточтимая матушка игумения,

уважаемые представители региональной власти,

всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Совершая архипастырские визиты в различные регионы, находящиеся на канонической территории Русской Православной Церкви, я стремлюсь посетить наиболее значимые для данной области центры духовной жизни и привлечь внимание общественности к актуальным вопросам современности.

Нынешний визит в Калужскую область не стал исключением из этого доброго правила, и поэтому сегодня мы находимся в стенах древнего Свято-Николаевского Черноостровского монастыря.

Деятельность игумении и сестер обители отмечена активными трудами в социальной сфере, плодом этих усилий стало создание детского приюта для девочек из семей с наркологической или алкогольной зависимостью. Более десяти лет назад, в 1994 году, я с радостью благословил эту замечательную инициативу и сегодня можно видеть, что начатое тогда дело приносит добрый плод.

Однако всякому здравомыслящему человеку очевидно, что вопрос помощи беспризорным детям, а также детям, оставшимся без должного родительского попечения, несмотря на все усилия сестер обители, не может быть решен силами одного монастыря.

Сегодня проблема социального сиротства приобрела поистине государственные масштабы, и потому в решении ее должны участвовать не только отдельные церковные структуры, но все российское общество. Исключительная роль здесь принадлежит органам государственной и местной власти, без активного участия которых осуществление масштабных инициатив подобного рода представляется в высшей степени затруднительным.

В этом году по Нашему благословению в Калужской епархии организована новая форма социальной работы в данном направлении — принятие православными семьями детей, лишенных родительской опеки, на летние месяцы, с тем чтобы, проведя каникулярное время в семьях, дети восприняли правильные нормы жизни, а установившаяся за несколько месяцев связь продолжала помогать воспитанникам детских домов и в дальнейшем. Мы приносим слова поддержки и одобрения тем семьям, которые взяли на себя нелегкий труд окормления детей из детских домов, и выражаем признательность руководству Калужской области, оказавшему помощь в оформлении необходимых документов для организации этого доброго начинания.

Социальное сиротство, так же, как и большинство иных проблем социального характера, несомненно, имеет духовные корни, приносящие горькие плоды всему российскому государству.

Наличие в стране огромного количества детей, оставшихся без родительской опеки и попечения, свидетельствует о серьезных нравственных недугах общества. Прежде всего, следует сказать, что основная причина болезни кроется в отсутствии у многих наших сограждан ясной и твердой системы ценностей, потере моральных ориентиров. В условиях социальной нестабильности это подталкивает человека к бегству от реальных жизненных трудностей в мир наркотических иллюзий или алкогольного забытья.

Ситуация усугубляется тем, что в современных условиях жизни человек часто остается лишенным должного представления о святости брака, нормах семейной жизни, обязанностях каждого члена семьи. На практике это приводит к тому, что создаваемые молодыми людьми семьи не имеют того запаса прочности, который помог бы им с честью выдержать испытания, выпавшие на их долю.

Вместе с тем очевидно, что мировоззренческие основы закладываются в самом раннем возрасте и на их формирование значительное влияние оказывает та среда, в которой юные души проходят процесс постепенного возрастания. Сегодня наиболее серьезным потенциалом воздействия на умы и сердца людей обладает телевидение, которое становится в некоторых случаях своеобразным информационным окном в мир.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос содержательного наполнения телевизионных программ. Очень важно, чтобы телеэкраны не становились для молодого поколения россиян средством приобщения к пороку и методом познания греха. К сожалению, определяющим началом в работе большинства средств массовой информации является коммерческая выгода, которая, как правило, приобретается посредством эксплуатации порочных страстей. Соблазны мира с особенною силой действуют на молодое поколение, не готовое к тому, чтобы противостать им твердостью своих духовно-нравственных убеждений.

Изменение имеющегося положения вещей возможно при использовании административных механизмов регулирования содержания предлагаемых зрителю материалов.

Кроме того, очевидно, что ограничения и запреты сами по себе не могут служить положительным материалом для создания интересных и полезных программ, и поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы телевизионные проекты были нацелены на приобщение молодых телезрителей к культурному и духовному наследию нашего Отечества, воспитывали в них здоровый патриотизм, любовь к своей малой родине, формировали ответственное отношение к гражданским и семейным обязанностям. Очевидно, что наиболее простым и действенным шагом по изменению сложившейся ситуации является активная деятельность в указанном направлении местных, региональных телестудий, наиболее остро чувствующих и сопереживающих боль и радость жителей провинции.

Кроме того, хотелось бы отметить, что не менее важное значение для формирования целостной личности, наряду с воспитанием в семье, имеет школьное образование. За годы, прошедшие после прекращения бытия советского государственного атеизма, российская школа не получила новой идеологии, и потому ее воспитательные функции остаются невостребованными до сего дня.

Вместе с тем, даже если иметь в виду исключительно образовательную составляющую школьного обучения, на сегодня можно говорить о присутствии в общем изложении преподаваемых тем и материалов материалистической концепции восприятия мира и человека.

Архиерейский Собор 2004 года отметил в своем Послании Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, что «Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей. Верующие люди должны иметь право обучать своих детей в государственных школах без опасения, что им будет навязываться, как «единственно научная», безрелигиозная картина мира«.

Хотелось бы надеяться, что российской школе удастся преодолеть имеющуюся однобокость в преподавании изучаемых дисциплин и в программу средних учебных заведений будет введен культурологический предмет «Основы православной культуры», призванный приобщить молодое поколение России к богатейшим историческим и культурным традициям российского народа.

Калужская область — один из тех регионов Российского государства, бытие которого традиционно было связано с Православием, и потому было бы в высшей степени непоследовательно и преступно по отношению к памяти наших предков лишить наших детей знаний о своих духовных корнях. Думается, что преподавание данной дисциплины, несомненно, сыграет положительную роль в деле воспитания подрастающего поколения и исцеления нравственных недугов общества.

В заключение приношу самые теплые слова благодарности матушке игумение и всем сестрам святой обители, неустанно трудящимся на поприще окормления и воспитания обездоленных детей, а также представителям государственной и местной властей, проявившим внимание к данному вопросу.

Надеюсь, что совместными усилиями церковных структур, институтов гражданского общества и органов государственной власти нам удастся добиться значимых успехов в решении наиболее болезненных социальных вопросов.

Желаю всем вам крепости сил и помощи Божией в ваших нелегких трудах.


См. также: