«Прежде чем обличать, испытайте свою совесть».

«Прежде чем обличать, испытайте свою совесть»
Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы еженедельника «Аргументы и факты» («Аргументы и факты», N 25 от 22 июня 2005 года)

Множество писем и телефонных звонков от наших читателей касается религиозной тематики. И с каждым годом поток их возрастает. Это неопровержимо свидетельствует о росте духовности у граждан нашей страны. Сегодня на сложные вопросы читателям
 «АиФ» любезно согласился ответить Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II, 15-летие Интронизации которого только что отметили в России и мире.

 

 — В России власть зачастую коррумпирована, принимает антинародные решения (вспомним, к примеру, монетизацию льгот). Нет ли здесь противоречия, и почему Бог это допускает? Т.Петров, Ижевск

 

 — Бог не творит зла. Но может попустить совершиться тому, чего жаждет и настойчиво требует от Него человек. И тогда, достигнув желанной цели, грешный человек обнаруживает, что чаемое им обернулось жестоким наказанием или серьезным испытанием его веры. Как часто, например, оптимизм революции и перемен, которые она несет, сменялся в истории вакханалией террора!

 

Никогда нельзя забывать и о том, что нравственный облик власти неразрывно связан с нравственным обликом народа. Если внутренний мир людей наполнен греховными страстями: ложью, жестокостью, алчностью, недоверием и безразличием к ближнему,  — то эти же страсти привносятся в общественную жизнь и во взаимоотношения власти и граждан. Поэтому, прежде чем обличать власть имущих, каждый из нас должен испытать свою совесть: а каково наше отношение к ближнему? Не заботимся ли мы лишь о своей выгоде, презирая при этом тех, кто нас окружает? Не относимся ли мы к ближним лишь как к средству для достижения каких-либо целей?

 

Наконец, пути Промысла Божия неисповедимы. Зачем и почему человеческая история пошла тем или иным путем, нам во всей полноте откроется не ранее Второго и славного Пришествия Господня.

 

Что же касается неповиновения власти, то, согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, православный верующий имеет нравственное право отказать власть имущим в повиновении только тогда, когда его принуждают к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям.

 

 — Храм посещают в том числе и весьма состоятельные люди, вплоть до олигархов. Источники их доходов иногда весьма сомнительны: как говорится, у нас в стране честным путем не разбогатеешь. Совместимо ли стремление к богатству с православной верой? В.Каменов, Северодвинск

 

 —  «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61,11) —  говорит Псалмопевец. Если стяжание становится смыслом жизни, сочетается с жестокостью, несправедливостью, безумной гордыней, глухотой к страданиям ближних, то оно, несомненно, является греховным. И напротив, история знает множество примеров, когда люди использовали свое преуспеяние, в том числе и посылаемое им Богом богатство, на служение людям. Многие русские промышленники и предприниматели прославились широкой благотворительностью. Вклад в русскую культуру, решение социальных проблем, созидание величия России обессмертил их имена. Да, человек обязан заботиться о своем пропитании, о благополучии своей семьи, о достойном уровне жизни, и Церковь никогда не отрицала важности этого. Но человеческий труд способен поистине преобразить человеческую жизнь только тогда, когда забота о себе перестает быть единственной его целью и уступает место служению людям, ибо, по словам святителя Иоанна Златоуста, «никто не может достичь чего-либо своим трудом, не сделав в то же время ничего для другого».

 

Многих социальных проблем могло бы не быть вовсе или, по крайней мере, они не стояли бы так остро, если бы все люди по мере сил следовали в своей жизни христианскому духу взаимопомощи и ответственности друг за друга.

 

Нельзя забывать и о том, что не только богатство, но и бедность может стать сильным искушением для человека, озлобить его, ввергнуть в глубину отчаяния и даже подтолкнуть на преступный путь. Иными словами, ни богатство, ни бедность сами по себе не являются ни грехом, ни добродетелью. Все зависит от устремлений человека, от того, чем наполнен его внутренний мир.

 


См. также: