Состоялся очередной выпуск Сретенской Духовной семинарии
3.06.2005 · Архив 2005-2009, События
3 июня 2005 года, в день празднования Владимирской иконе Божией Матери, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялся второй выпуск Сретенской Духовной семинарии. В этот день Божественную литургию и торжественный выпускной акт возглавил епископ Дмитровский Александр, который передал благословение Святейшего Патриарха и вручил десяти выпускникам дипломы и памятные подарки.
На торжественном акте епископ Александр обратился к выпускникам с напутственным словом:
«Христос Воскресе! Дорогие отцы и братия!
В Евангельском чтении прошедшего воскресенья, в Неделю о самаряныне, Господь, обращаясь к своим ученикам, сказал: «возведите очи ваша и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4. 35). Мы живем «во время благоприятное» (Лк. 4. 19; Ис. 61. 2), когда проповедь Евангелия падает на почву, удобренную обильно пролитой кровью новомученников и исповедников Российских, когда сотни тысяч людей обращаются к отеческой вере, когда вновь построенные храмы наполняются жаждущими Слова Божия. Но сегодня также по-прежнему актуальными остаются слова Господа Иисуса Христа обращенные, к Его ученикам: «Жатвы убо много, делателей мало» (Лк. 10. 2). За сегодняшней Божественной литургией мы молились Господину жатвы, «да изведет делатели на жатву Свою» (Мф. 9. 38).
К вам, вчерашним студентам, обращается сегодня сам Господь, призывая вас «на ниву Свою» (1 Кор. З. 9) и, открывая путь к несению пастырского креста, требует от каждого, взявшего его, «верности до конца» (Отк. 2. 10). Сегодня и мне необходимо сказать Вам несколько слов, предупреждая каждого из Вас об ответственности, которую вы берете на себя, решаясь на священническое служение, но, вместе с тем, хочу и ободрить Вас, свидетельствуя о тех дарах и милостях Божиих, которых сподобляются верные служители алтаря Христова.
Не скрою, путь пастырский скорбен. Рукополагая пресвитеров в Церквях Иконии и Антиохии, апостол Павел поучал, говоря: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14. 22) Скорбен пастырский путь, потому что удостаивает носителя его быть сопричастником подвига Пастыря Подвигоположника. А о Себе, Своей миссии здесь, на земле, Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20. 28) И проверкой пастырской верности и правильности устремлений на все времена остаются слова Христовы: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10. 11). Только на этом крестном пути открывается радость воскресения, радость возрождения в Господе душ пасомых и своей души, врачующей благодатью Божией.
Священник только тогда сможет остаться на высоте своего призвания, послужить Богу и людям, если не будет угождать себе. Путь пастырского самоотречения не требует от священника каких-то особых подвигов. Священник должен тщательно и искренне выполнять только то, на что он поставлен, и это уже очень много, ибо потребует «распять плоть свою со стратьми и похотьми» (Гал. 5. 24).
С чего начать, на что обратить внимание в первую очередь? Думаю, что по праву главным пастырским делом должна стать молитва. Молитва должна быть освящена верой во всеблагое слышание Божие каждого слова, каждого прошения нашего. Этому надо учиться, в этом надо проявлять усердие, потому что Господь дает молитву молящемуся. Тщательное совершение богослужения, внимательное чтение домашнего правила должны научить священника богопредстоянию. Все, что может сделать пастырь для паствы своей, получает он через молитву.
Кем является священник прежде всего? «Домостроителем Таин Божиих» (1Кор. 4. 1). И главное дело его жизни — служение Евхаристическое, «причащение себя и пасомых Телу Христову, ради их обожения и приобщения божескому естеству», по слову апостола Петра (2 Пет. 1. 4)
Служитель Алтаря должен полюбить службу церковную. Углубляясь в изучении Устава и богослужебных текстов, он найдет духовную пищу и для себя, и для своих пасомых. Это поможет сохранить и приумножить «страх Божий, который есть начало» (Сир. 1. 15; Притч. 15. 33) и свершение нашего спасения. Страшно для священника привыкание к святыне, которое порождает охлаждение души, корыстолюбие, небрежение к алтарю, равнодушие к людям. Особенное внимание священник должен уделять чтению Слова Божия. Всегда следует помнить, что через Евангелие, через Слово Свое обращается к нам Господь. Если таким образом мы будем относиться к Священному Писанию, то всегда в Нем найдем ответы на все жизненные вопросы, возникающие перед нами.
Не мене важным для священника является испытание своей совести, внимание к своим мыслям и чувствам, частая исповедь. Вот как о необходимости этого говорит в своем дневнике святой праведный Иоанн Кронштадский: «С первых же дней своего высокого служения Церкви я поставил себе за правило сколько возможно искреннее относиться к своему делу, к пастырству и священнослужению, строго следя за собой, за своею внутреннею жизнью. Я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства, свои тайные молитвы ко Господу, свои благодарные чувства за избавление от искушений, скорбей и напастей и постоянную помощь».
Священник должен много времени уделять чтению и самообразованию. Благой навык в этом вы должны были получить в этих стенах, обучаясь в семинарии. Но нельзя останавливаться на достигнутом. В наше время, когда в храм приходят люди начитанные и разносторонне образованные, священник должен дать «ответ всякому вопрошающему о вашем уповании» (1 Пет. 3. 15). Особое место должно занять чтение святоотеческой литературы, жизнеописаний святых и подвижников благочестия, которое возгревает дух, укрепляет благую ревность в христианине.
Какие еще качества необходимы пастырю в его служении? Послушание Церкви и Священноначалию. Священник не выбирает место своего служения, но принимает волю архипастырскую о себе как волю Божию. Апостол Павел призывал христиан «пленять всякое помышление в послушание Христу» (1 Кор. 10. 5). В настоящее время широкое поле различного общественного служения в больницах, школах, приютах, воинских частях и тюрьмах лежит перед священником, и он должен быть готов идти туда, куда призовет Его Господь.
Наконец, как же должны строиться отношения пастыря и пасомых? Я думаю, что никакие слова не будут более убедительны, чем живой пример. Не для того священник поставлен пастырем, чтобы возлагать «бремена неудобоносимые» (Мф. 23. 4). «Не господствовать над наследием Божиим, а подавать пример стаду» (1 Пет. 5. 3) призывает пастырей святой апостол Петр. «Образ буди верным словом, житием, любовью духом, верою и чистотою» (1 Тим. 4. 12), как бы раскрывая слова Первоверховного собрата, говорит апостол Павел. Пастырь никогда не должен забывать, что не ему, а он должен служить людям, служить «не для гнусной корысти, а из усердия» (1 Пет. 5. 2). Власть пастыря — не власть авторитета внешнего, а власть любви. По словам святого праведного Иоанна Кронштадского, «Церковь есть наилучший небесный друг всякого искреннего христианина; священник должен быть носителем и выразителем Её духа любви ко всем». Учиться любви нужно через внимательное и бережное отношение к людям. Как уже много значит для человека, когда его терпеливо выслушают, искренне посочувствуют. Как осторожен должен быть священник в своих словах. Не страшно, если чего-то не знаешь, можно искренне признаться в этом и помолиться за человека. И это окажется самой действенной помощью. Страшнее, когда твой необдуманный совет может принести вред душе, стать соблазном.
Наконец, подводя итоги всему сказанному, вспоминается Святейший Патриарх Алексий I, который, обращаясь к студентам Духовной академии, говорил, что, многие слабости готов простить своему пастырю народ церковный, но никогда не простит небрежного и пренебрежительного отношения к свом пастырским обязанностям. Призываю вас помнить и слова апостола Павла, обращенные к Тимофею «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе с возложением рук священства» (1 Тим. 4. 14).
Посему увещеваю всех вас «возогревать дар Божий» (2 Тим. 1. 6), «подвизаясь добрым подвигом веры» (1 Тим. 6. 12), «сохраняя его в чистой совести» (1 Тим. 3. 9).
Чего в наше время ждет от пастырей Господь Иисус Христос? Того же, чего и за 600 лет до преславного Рождества своего: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40. 1), — говорит Господь через Исайю пророка. Пусть ваше служение Церкви будет утешением и отрадой народу Божию, пусть оно станет и верным свидетельством того, что Христос пребывает с нами в Церкви Своей «до скончания века» ( Мф. 28. 20).
С ответным словом от лица выпускников Сретенской Духовной семинарии выступил чтец Сергий Архипов:
«Ваше Преосвященство, дорогой Владыко Александр!
Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Тихон!
Дорогие преподаватели, уважаемые отцы и братия!
Мне сегодня придется говорить от лица всех выпускников. Я надеюсь, что мои слова будут созвучны тем чувствам, которые переживает сейчас каждый выпускник. Чувств много, и они очень разные.
Есть и волнительное ожидание той новой жизни, которая наступит у каждого из нас сразу после того, как только мы выйдем из стен семинарии.
Есть и чувство удивления от того, насколько быстро полетели годы нашей учебы. Всего лишь пять лет назад мы все впервые вошли в стены семинарии и даже представить себе не могли, что так скоро наступит этот день выпуска из дорогой семинарии. Время пролетело очень быстро.
Есть чувство грусти расставания с теми, кто нас окружал и расставания с той атмосферой беззаботной семинарской поры, которая была вокруг нас все эти годы.
Но есть еще одно особое чувство в сердце, и оно главенствует надо всеми остальными — чувство благодарности монастырю и семинарии за все то, что они дали нам. Все, что мы сейчас имеем — то знание Церкви, то знание жизни, тот духовный опыт, — все это появилось только благодаря незабываемым годам семинарской жизни. Мы пришли сюда юными неопытными мальчиками, которые к тому же не всегда понимали, что им нужно делать, как им нужно жить. Нас же здесь научили всему, снабдили необходимыми советами, дали знания того, что необходимо иметь христианину и священнику. Самое главное — вы нас приобщили к церковной жизни, научили распознавать лучшее от худшего, научили отличать добро от зла. То, что вы в нас вложили за эти годы, останется в нас навсегда.
Хочется выразить благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, заботой и благословением которого существует наша семинария.
Особенную и отдельную благодарность говорим лично отцу Тихону, столько трудов и сил отдавшему нашему воспитанию. Мы все восхищены Вашей мудростью, Вашей заботой, которая постоянно сопровождала нас все эти годы. Ваш вклад неоценим, поскольку Вы учили нас спасению, лепили из нас настоящих людей, настоящих христиан. А выше души, выше спасения ничего не может быть. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк. 8. 36).
Мы благодарим священноначалие семинарии, преподавателей, которые несли доброе и нужное нашему сердцу. Беседы с опытными педагогами, даже иногда просто нахождение рядом с ними приносили огромнейшую пользу всем нам.
Благодарим и братию монастыря — каждый из вас незаметно воспитывал нас своим личным примером, молился за нас, терпел те неприятности, которые мы порой доставляли своей юношеской задорностью и неуемностью.
Мне кажется, если сейчас каждый из нас, выпускников, внимательно заглянет в свое сердце, то увидит: все самое прекрасное и лучшее, что у него есть, дала семинария. И её дар находится в самой глубине наших сердец. Этот дар — вера и любовь к Богу. Её в нас взращивали и её нам подарили, чтобы мы и сами смогли сообщать другим, от сердца к сердцу огонек веры, который сами получили в эти годы.
Спасибо Вам, дорогой Владыко, дорогой отец Тихон, дорогие преподаватели за вашу заботу, за вашу любовь, за ваше терпение, за силы, вложенные в нас. Мы вас очень любим и никогда не сможем забыть вас и вашу школу жизни, через которую вы нас провели».
По материалам сайта
Православие.Ru