Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: «Позиция Константинополя вселяет тревогу»
12.04.2005 · Религиозная ситуация на Украине
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин ответил на вопросы корреспондента интернет-сайта «Седмица» в связи с заявлением архиепископа Скопелосского Всеволода (Майданского). Ниже публикуются выдержки из этого интервью.
— Ваше Высокопреосвященство, как Вы оцениваете заявление, которое во время недавней встречи в Киеве с Президентом Украины В.А.Ющенко сделал архиепископ Скопелосский (Украинская Православная Церковь США в юрисдикции Константинопольского Патриархата) Всеволод (Майданский) о том, что Константинопольская Церковь якобы считает неканоничным присоединение в 1686 году Киевской митрополии к Московскому Патриархату?
— Наверное, считать это заявление официальной позицией Константинопольского Патриархата нельзя. Во-первых, сама форма данного заявления далека от официальной. Во-вторых, архиерей украинской епархии Константинопольского Патриархата в США — это не тот уровень, на котором делаются подобные заявления от лица всей Константинопольской Церкви. Но дыма без огня не бывает. Раз подобное прозвучало, значит, определенные настроения в Константинопольском Патриархате существуют. И если архиерей позволяет себе такие высказывания без опасения понести за них прещение от своего Предстоятеля, следовательно, можно видеть в этом определенные замыслы со стороны Фанара.
Кроме того, могу сказать, что, если бы это был первый случай, когда Владыка Всеволод допускает в отношении канонической Украинской Православной Церкви какие-то двусмысленные действия, это еще можно было бы списать на какую-то случайную ошибку. Но, к сожалению, для архиепископа Всеволода подобные недружественные шаги уже давно приняли систематический характер. Нас настораживает, что он регулярно делает провокационные заявления и предпринимает действия, враждебные по отношению к каноническому Православию в Украине.
Достаточно вспомнить провокационное участие Владыки Всеволода в работе синода Украинской греко-католической церкви в начале 1990-х годов, где он сделал ряд скандальных заявлений. В частности, тогда он предлагал объединить православных верующих Украины вместе с униатами в одну церковь, которая одновременно находилась бы в юрисдикции Папы Римского и Константинопольского Патриарха. Владыка Всеволод также вызвал скандал своим участием в погребении раскольничьего лжепатриарха Димитрия Яремы во Львове. Тогда он грубо попрал каноны Православной Церкви: не только священнодействовал в чужой епархии без ведома правящего архиерея, но и вступил в общение с раскольниками. За такие действия, согласно канонам, полагается извержение из сана.
Боюсь, что даже если считать частным мнением все недавно сказанное владыкой Всеволодом в Киеве, трудно поверить, что это сделано без согласия и без ведома Константинопольского Патриарха. Я знаю владыку Всеволода, это достаточно грамотный человек, представляющий в Америке Константинопольский Патриархат, и он вполне способен отдавать отчет в своих действиях.
Но худа без добра не бывает: своими безответственными высказываниями Владыка Всеволод дал нам повод поднять вопрос об истинной позиции Константинопольского Патриархата по вопросу о расколе в Украинском Православии. Очевидно, что этот вопрос необходимо обсудить и поставить точку.
Во-первых, как мне кажется, надо поднять архивные материалы и показать, что нельзя верить инсинуациям архиепископа Всеволода (Майданского). Я не историк, но даже мне известно, что переход Киевской митрополии под омофор Московского Патриарха имел место при совершенно других обстоятельствах, нежели те, которые описывает архиепископ Всеволод, который откровенно искажает историческую действительность, говорит неправду.
Во-вторых, я думаю, что ситуацию с недавним заявлением Владыки Всеволода следует рассмотреть еще под одним углом зрения. Весь православный мир, а тем более Константинопольский Патриархат, который является первенствующей по чести Поместной Православной Церковью, должен содействовать уврачеванию расколов, а не их углублению и консервации. А то, что делает Владыка Всеволод, — это, наоборот, поддержка раскола. Скажу резче: это «удар в спину» канонической Православной Церкви в Украине.
Знаете, кроме канонов и правил есть еще и совесть. Думаю, что еще было бы как-то оправдано участие других Поместных Церквей, и в частности — Константинопольского Патриархата, в делах Православной Церкви в Украине, если бы это действительно способствовало преодолению раскола и водворению мира в Церкви. Но ведь мы видим совсем другое: вмешательство, подобное тому, которое осуществляют архиепископ Всеволод (Майданский) и митрополит Константин (Баган), ведет лишь к одному: раскольники становятся еще более дерзкими, ощутив за собой поддержку этих иерархов Константинопольской Церкви, и еще более решительно борются с канонической Церковью в Украине:
Речь просто идет о попытке использовать трудности Украинского Православия, чтобы утвердить свое влияние. Получается, что другая Поместная Церковь поддерживает врагов Православия только в своих корыстных целях!
— Владыко, Вы полагаете, что позиция Константинопольского Патриарха по украинскому вопросу обусловлена опять же его стремлением к гегемонии в православном мире, к превращению первенства чести в первенство власти?
— Я не думаю, что следует использовать столь жесткие формулировки. Но ведь не может не удивить хотя бы то, что до сих пор вопрос о юрисдикционной принадлежности Украины не беспокоил Вселенский Патриархат. Константинополь более трех веков соглашался, что Украина — каноническая территория Московского Патриархата. А теперь его представители вдруг вспомнили, что якобы здесь что-то не так!
К сожалению, сложившаяся сегодня в связи с заявлением Владыки Всеволода ситуация показывает истинное отношение Фанара к Украинскому Православию, очень некрасивое, на мой взгляд. Ведь всегда очень неприятно выглядит, когда чьими-то нестроениями и проблемами пытаются воспользоваться третьи силы.
Если архиепископ Всеволод отразил реальное отношение Константинопольского Патриархата к церковной жизни Украины, то это весьма опасный симптом. Ему следовало бы посочувствовать тому, что происходит в Украине, где раскольники сразу воспряли, подняли головы, надеясь на то, что при новой власти им будет легче бороться с канонической Церковью. И вместо того, чтобы каноническую Православную Церковь поддержать, защитить ее и сказать слово утешения, Константинополь выдвигает свои претензии на ее каноническую территорию. Закономерно возникает вопрос: а с кем вы вообще? И кто вы?
— Владыко, а есть ли другие примеры того, что в Константинопольском Патриархате оказывают содействие украинским раскольникам?
— К сожалению, есть, и немало. Константинопольский Патриарх полагает, что без ущерба для собственной репутации он может принимать в своей резиденции раскольников, которые действуют на территории канонической Церкви-Сестры. Как видно из текстов обращений Патриарха Варфоломея, он может позволить себе называть их «собратьями» (а кто в таком случае мы, архиереи канонической Церкви?).
А между тем раскольники эти действия Патриарха Варфоломея воспринимают не просто как дань вежливости, но именно как одобрение их действий. Они широко публикуют его приветствия, письма, ответы на свои послания.
Сегодняшняя позиция Константинополя вселяет тревогу еще вот почему. Все мы хорошо знаем: произошел раскол между Римом и Константинополем. У меня сейчас постоянно возникает подозрение, что Рим Второй повторяет путь Рима Первого, который почти тысячу лет назад уже привел к трагедии Церкви Христовой, когда Римский епископ захотел стать Вселенским и быть единоличным главой в Церкви. Мы помним, чем это кончилось. Так что надо бы уроки извлекать из истории. Вместо этого Константинополь сегодня предлагает не братские отношения, а навязывает все ту же модель папского Рима, хотя и на восточный манер. Но Украина — это не Эстония. Не выйдет!
См. также: