Вышел в свет очередной выпуск бюллетеня «Вместе»

6.04.2005 ·  

Общественная организация «Движение за поместное Православие русской традиции в Западной Европе«, учрежденная год назад в Париже, 2 апреля 2005 года выпустила третий номер своего информационного бюллетеня «Вместе» (на французском и на русском языке).

В размещенных в номере материалах, в частности, рассказывается о прошедшем недавно «круглом столе» Движения. Главной темой обсуждения на этой встрече был проект устава Западноевропейской митрополии, о котором шла речь в беседе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с журналистом Виктором Лупаном («Русская мысль» ? 40, 4-10 ноября 2004 года).

. Французский журналист и член движения Виктор Лупан в статье «Митрополия, Архиепископия и принцип реальности» подчеркивает, что на состоявшемся семинаре «речь шла о конкретных моментах: на следующем этапе предстоит учредить консультативную комиссию, которой предстоит решить ряд конкретных вопросов, провести необходимые доработки устава».

Вместе с тем в статьях, опубликованных в новом номере бюллетеня, отмечается, что если первоначальная инициатива создания Западноевропейской митрополии исходила от руководства Архиепископии православных приходов русской традиции в юрисдикции Константинопольского Патриархата, в лице покойного архиепископа Сергия (Коновалова; +2003), то сегодня руководство Архиепископии от этой инициативы отказалось. Это становится ясно из различных заявлений её Совета. В частности, отмечает редакция, «в своём заявлении от 13 декабря 2004 года Совет Архиепископии не признал ни за Московской Патриархией, ни за ‘какой-либо территориальной Церковью’ никаких юрисдикционных прав над ‘нашими странами’, то есть прав организовывать церковную паству, которая в этих странах от них зависит». Позднее, читаем мы дальше, нынешний глава Архиепископии архиепископ Гавриил (де Вильдер) заявил, что «мы все должны признать служение, свойственное Константинопольской Церкви. Именно Вселенская Патриархия, и только она, как Новый Рим, получила от Церкви эту миссию нас опекать, нас направлять, нас вести к объединённой Церкви в Западной Европе, в Америке, везде, во всём мире». Руководство Архиепископии сегодня пытается разными способами поставить под сомнение сам факт диалога между архиепископом Сергием (Коноваловым) и Московским Патриархатом, тем более факт совместной работы по созданию проекта устава митрополии. В бюллетене одно из таких заявлений руководства Архиепископии подробно, на основе общеизвестных фактов и документов, опровергается В.Н. Тизенгаузеном — членом правления движения, в недавнем прошлом секретарем Архиепископии, в течение 10 лет — близким сотрудником покойного архиепископа Сергия.

Комментируя реакцию нынешнего руководства Архиепископии В.Лупан подчеркивает: «Движение было создано вследствие глубокого разочарования, постигшего нас в связи с игнорированием Патриаршего послания со стороны руководства нашей Архиепископии Эти люди запутались в экклезиологическом мировоззрении и фразеологии, коренящихся в схемах римского католицизма, они мечтают о православном Папстве». «Факты, однако, — добавляет Лупан — упрямая вещь, мы существуем, растёт наша активность. С каждым месяцем наши ряды пополняются новыми членами, наше влияние становится всё ощутимей». Лупан напоминает о целях движения: «Мы осознаем все трудности, которые переживает Православие в Западной Европе. Действительно, наличие нескольких епископов на одной территории представляется абсурдным. Одна лишь Константинопольская Патриархия, например, неизвестно почему представлена в Париже двумя епископами. Именно во исправление этого несуразного положения OLTR и ратует, в качестве первого шага, за объединение в единую Митрополию трёх ветвей Русской Церкви в Западной Европе. Эта мирная инициатива, ведущая к большей каноничности церковного устроения, воспринимается вполне благосклонно не только епископами Русской Православной Церкви и РПЦЗ, но и священноначалием других Православных Церквей».

Подробнее об этом пишет председатель движения Серафим Ребиндер: «Мы не стремимся, как об этом говорилось, к созданию «всерусской Митрополии», ни к тому, чтобы навязать русскую традицию всем православным в Западной Европе, ни к защите интересов Русской Православной Церкви, ни тем более, Российского государства: Мы просто стремимся способствовать созданию подлинной Поместной Церкви: Объединение трёх ветвей Русской Церкви, разделившейся в тридцатые годы прошлого века, в самоуправляемую Митрополию, было бы первым шагом на этом пути и наметило бы перспективы для Поместной Церкви. Митрополия стала бы своего рода «прототипом» того, что каждая Мать-Церковь могла бы сделать для достижения подлинного единства. Действительно, именно такие, очень автономные Митрополии могли бы объединиться между собой».

Наконец, в апрельском выпуске «Вместе» приводится письмо читателя — коренного француза Франсуа Делагарда, обратившегося из католичества в православие, по его словам, через «русское рассеяние, которое позволило мне встретиться с традицией, истинность которой, при содействии Святого Духа, меня затронула до глубины души». Ф.Делагард отмечает: «Поскольку сегодня не существует (или, больше не существует) французской православной традиции, есть ли необходимость таковую изобретать? И не лучше ли её воспринять у тех, кто сумел её сохранить?» Да, добавляет он, «не будь разделения Церквей, Римский епископ был бы сегодня нашим территориальным патриархом, и вопрос вообще бы не ставился». Ныне же необходимо искать иные пути к построению Православной Поместной Церкви, из которой, «обогащённой местными христианами, родятся, может быть, святые и священники, которые приведут её к автокефалии, как это имело место в России». Ф.Делагард подчеркивает: «До нынешнего дня ни один Патриарх не предлагал нам автономную митрополию. Раз один Патриарх нам её предлагает, не должны ли мы благодарить Господа за каноничность этого предложения?» «Я выражаю своё доверие Его Святейшеству Патриарху Алексию II, потому что он прежде всего пастырь истинно христианской традиции, а лишь затем уже русский», — заключает автор письма.


См. также: