В Великую среду в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх совершил последнюю в году Литургию Преждеосвященных даров и удостоил наград ряд московских клириков

27 апреля 2005 года, в Великую среду, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Литургию Преждеосвященных даров в Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност.

За последней в этом году Литургией Преждеосвященных даров Святейший Патриарх Алексий удостоил церковных наград ряд московских священнослужителей.

За усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство и труды по восстановлению порушенных храмов права ношения наперсного креста удостоены:



  • священник Алексий Батаногов, клирик храма Образа Спаса Нерукотворного в Гирееве;

  • священник Вадим Бащук, клирик Борисо-Глебского Аносина монастыря;

  • священник Игорь Белов, клирик храма во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, подворья Валаамского монастыря;

  • священник Владимир Борисов, клирик храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском;

  • священник Тарасий Вдовин, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Городке, в Звенигороде;

  • священник Владимир Вигилянский, клирик храма во имя святой мученицы Татианы при МГУ;

  • священник Андрей Галухин, настоятель храма Архангела Михаила при Военной академии Генштаба Вооруженных Сил России и клирик храма Архангела Михаила в Тропареве;

  • священник Владимир Головков, настоятель храма иконы Божией Матери «Владимирской» в Виноградове;

  • священник Владимир Голубцов, помощник настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, представительства Болгарской Православной Церкви;

  • священник Александр Доколин, настоятель храмов во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и иконы Божией Матери «Тихвинская» при Центральной клинической больнице Московской Патриархии;

  • священник Олег Егоров, настоятель храма преподобного Василия Исповедника за Рогожской заставой;

  • священник Геннадий Зерин, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках;

  • священник Андрей Карпенко, клирик храма Спаса Преображения в Богородском;

  • священник Игорь Киреев, клирик храмов Патриаршего подворья в Высокопетровском монастыре;

  • священник Николай Клинов, клирик Покровского женского монастыря у Покровской заставы;

  • священник Николай Крикота, клирик храма во имя святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине;

  • священник Алексий Круглик, клирик храма «Малое Вознесение» на Большой Никитской;

  • иеромонах Варфоломей (Лукин), клирик храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисове;

  • священник Сергий Минаев, клирик храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря;

  • священник Максим Миров, клирик храма Ризоположения на Донской;

  • священник Валерий Мишин, клирик Богородице-Рождественского монастыря;

  • священник Валентин Мысовский, клирик Зачатьевского монастыря;

  • священник Иоанн Никишин, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском;

  • священник Илия Одяков, исполняющий обязанности настоятеля храма иконы Божией Матери «Целительница» при научном центре психического здоровья и клирик Ризоположенского храма на Донской улице;

  • священник Андрей Привалов, клирик храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря;

  • священник Александр Прокопчук, клирик храма Трех святителей на Кулишках;

  • священник Николай Пушкин, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе;

  • священник Валерий Размахнин, клирик храма во имя Сорока мучеников Севастийских;

  • священник Андрей Речицкий, исполняющий обязанности настоятеля храма во имя пророка Божия Илии на Новгородском подворье;

  • священник Виктор Сандар, настоятель храма во имя преподобного Сергия Радонежского на Рязанке;

  • священник Владимир Сахаров, клирик храма во имя святителя Николая в Пыжах;

  • священник Андрей Смирнов, настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Русского в Кунцеве;

  • священник Сергий Тришкин, клирик храма Рождества Христова в Черневе и настоятель строящегося храма во имя иконы Божией Матери «Владимирской» в Бутове;

  • священник Геннадий Трохин, клирик храма Спаса Преображения в Богородском;

  • священник Филипп Филатов, клирик храма во имя святителя Николая в Ржавках;

  • священник Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади;

  • священник Павел Хондзинский, клирик храма во имя святителя Николая в Ржавках;

  • священник Димитрий Шумов, клирик храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле.

  • Священник Алексий Шумак, клирик храма Всех святых на Соколе, награжден правом ношения камилавки и наперсного креста.

  • Клирики Христа Спасителя награждены: протодиакон Александр Агейкин — правом ношения камилавки, диакон Андрей Марушак возведен в сан протодиакона, диаконы Николай Филатов и Дионисий Пряхин удостоены права ношения двойного ораря.

По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к молившимся с Первосвятительским словом:

«Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня, в Великую Среду, в последний раз в этом году мы совершали Литургию Преждеосвященных даров. В последний раз сегодня читалась молитва преподобного Ефрема Сирина, которую мы только что слышали и к которой так привыкли за время Великого поста. И хотя сегодня прекращается чтение этой замечательной молитвы, каждый из нас должен вынести для себя урок из ее удивительных и глубоких слов.

Давайте еще раз вдумаемся в слова этой молитвы: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…»

Празднословие — это грех. Поэтому когда мы празднословим, мы согрешаем и прибавляем ко многим грехам, которые мы делаем, новый грех. Любоначалие — не меньшее прегрешение. Мы все очень любим учить других, нам часто хочется выглядеть умнее других, наставлять их, проявляя любоначалие. «Дух праздности», праздность — это ведь тоже грех. Каждый человек должен занимать себя трудом, а если у него есть свободное время, — читать Священное Писание и молиться, но главное — не пребывать в греховном безделье. Уныние — как часто оно постигает нас! Мы подвергаемся унынию, нам кажется, что тот крест, который нам дан, — выше наших сил, и мы впадаем в уныние. Это большой грех, потому что всегда нужно помнить о том, как нес Свой Крест Спаситель мира, о том, что Господь промышляет о каждом из нас и не посылает креста и испытания свыше наших человеческих сил. А значит, нельзя впадать в уныние. Празднословие — тоже частый наш грех. Как часто мы праздно говорим то, от чего можно и нужно было бы воздержаться, не сказать! И вот в этой молитве словами святого Ефрема Сирина мы просим, чтобы Господь избавил нас и от праздных слов.

Вторая часть молитвы: «…Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему…»

Целомудрие — это нравственная чистота. Смиренномудрие — это мудрость: когда мы не превозносимся, но в сердце своем сохраняем смирение пред Богом. Вспомните о смиренномудрии мытаря, который в евангельской притче о мытаре и фарисее не смел даже поднять очей своих к небу, но произносил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» (Лк. 18. 13). Мы просим у Бога в этой молитве терпения и любви. И верно, как мало бывает у нас терпения на нашем жизненном пути. Любое испытание, болезнь, трудности, с которыми мы встречаемся, очень скоро лишают нас дара терпения. Поэтому мы словами преподобного Ефрема Сирина вновь и вновь просим у Господа терпения, несмотря на все испытания, несмотря на болезни, которые встречаются на нашем жизненном пути. Но больше всего мы просим любви, которой особенно недостает в нашей жизни, той любви, которая столь часто оскудевает в нас. Прежде всего — любви по отношению к ближним, с которыми мы живем вместе, к которым должны проявлять христианскую любовь. Ведь если мы являемся последователями Господа и Спасителя, Который Сам есть Любовь, то должны прежде всего свидетельствовать об этом, являя свою христианскую любовь к ближнему. Но как часто нам ее не хватает в нашей жизни!

Третья часть молитвы, обращенная ко Господу: «…Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» Не всегда легко увидеть свои грехи, не всегда легко осознать свои согрешения, а тем более — покаяться в них. Но в этой молитве мы просим, чтобы Господь помог нам осознать наши грехи. Как говорил святой псалмопевец и пророк Давид: «Грех мой предо мною есть выну» (Пс. 50. 5). Он видел свой грех и каялся в нем. Если же мы не видим своих грехов, то как нам возможно приносить Господу покаяние, которое только и очищает, которое помогает нам избавиться от скверны грехов? Молитва преподобного Ефрема Сирина призывает нас не только каяться в своих грехах, но и не осуждать своего ближнего. Часто мы осуждаем других, часто видим, как говорил Господь в Евангелии, сучок в глазе брата, а в своем глазу не замечаем бревна. Образное выражение, но верное, потому что мы себе все прощаем, а у нашего ближнего видим каждый грех, каждый дурной поступок и осуждаем наших ближних за эти поступки. Но в молитве преподобный Ефрем учит нас «не осуждати брата моего».

Несмотря на то, что сегодня завершается чтение этой великой и глубокой покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина, мы должны помнить те наставления, которые она давала нам Великим постом и продолжать жить в нашей повседневной жизни так, как она нас научает. Если мы вынесем полезные для нас уроки из этой молитвы, то, следовательно, мы вынесем урок и из подвига Великого поста и постараемся преодолеть те грехи, в которых мы каемся.

Будем же видеть свои грехи, не будем осуждать своих ближних.

Я еще раз приветствую всех вас и поздравляю с последней Литургией Преждеосвященных даров в этом году. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Молитвенно желаю, чтобы эти предстоящие святые дни Великого Четверга, Великой Пятницы и Благословенной Субботы все мы провели в молитвенном подвиге, воздерживаясь от грехов. И тогда мы сподобимся особой радости в праздник Пасхи Христовой, встречая Господа Воскресшего».