Святейший Патриарх Алексий: «Миллионы людей полагают в основание своей жизни следование заповедям Божиим»
30.04.2005 · Архив 2005-2009, События
— Ваше Святейшество! Как вы оцениваете духовно-нравственное состояние современного российского общества? Какую роль в его жизни сейчас играет Русская Православная Церковь?
— Должен сказать, что духовное и нравственное состояние общества по-прежнему доставляет много поводов для беспокойства. Рубеж 80-х и 90-х годов прошлого века, когда свобода нередко стала пониматься и трактоваться как вседозволенность, обрушил многие из тех нравственных устоев, которые, несмотря ни на что, продолжали сохраняться в обществе. В результате многие люди совершенно утратили моральные ориентиры, оказались растерянными и беспомощными в ситуации, когда стремительно меняющаяся и жесткая действительность на каждом шагу требует от человека верного нравственного выбора.
Насаждаемое и культивируемое частью наших сограждан презрение к духовной жизни, к жизни по нравственному закону, вложенному в наши души Богом, стало одним из горьких знамений новейшего времени. Сложилась целая индустрия, формирующая в обществе «идеал» человека потребляющего, ориентированного на достижение успеха любой ценой, эгоистичного, безответственного и ненасытного раба своих страстей. Это особенно губительно сказывается на молодом поколении, которому предстоит взять на себя ответственность за судьбу России в ближайшие десятилетия.
Росту нравственного нигилизма Церковь противопоставляет проповедь вечной Христовой Истины повсюду — в армии и на флоте, в образовательных и научных учреждениях, в средствах массовой информации, на международной арене. Церковь преодолела те узкие рамки, в которые ее пытались заключить в недавнем прошлом, и сегодня трудится ради духовного возрождения России. Мы ведем открытый диалог с обществом — диалог подчас нелегкий, но плодотворный. Он имеет вполне зримые результаты: возрождаются традиции духовного образования и воспитания, расширяется просветительская деятельность Церкви, осуществляются различные социальные, медицинские и благотворительные программы.
Церковь пользуется высоким доверием народа, ибо именно в ней его весьма значительные здоровые силы находят реальную моральную поддержку в своем противостоянии негативным явлениям современной жизни. Миллионы людей полагают в основание своей жизни следование заповедям Божиим, обретают в Церкви благодатный источник сил, обращаются к ее нравственному авторитету, видят в ней хранительницу непреходящих евангельских ценностей, содействуют преображению мира своим добрым примером. Убежден, что незаметный на первый взгляд подвиг этих людей, которых Христос назвал «солью земли» (Мф. 5. 13), способен изменить к лучшему нравственную атмосферу в обществе.
— Несомненно, что с каждым годом влияние Русской Православной Церкви в нашем обществе возрастает. Предприниматели, видные политики, даже сам Президент страны принимают теперь участие в торжественных богослужениях, охотно встречаются с иерархами Церкви. Меценаты и благотворители жертвуют средства на восстановление храмов и обителей. Но как отделить благой душевный порыв от следования модным течениям, от стремления шагать в ногу со временем?
— Мода — явление весьма непостоянное и переменчивое, и модные тенденции никогда не бывают долговечны. Возрождение церковной жизни в России продолжается уже полтора десятилетия, что свидетельствует о значительно более глубинных истоках этого процесса — о подлинной духовной жажде, об осознании людьми невозможности созидания достойной жизни без следования вечным, Богом данным нравственным нормам, исконной отеческой традиции жизнеустроения.
Что же касается совершающегося в сокровенных глубинах человеческой души, то это знает и об этом может судить только Сердцеведец Христос. Впрочем, наши собственные поступки лучше всего свидетельствуют об искренности и глубине нашей веры, либо обличают нас в недостатке ее. Вообще же люди церковные в своем отношении к тем, кто впервые приходят в храм, чаще всего придерживаются своего рода презумпции веры и искренности, стремясь поддержать таких людей на пути к Богу.
— Чем было вызвано принятие на заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании?
— Внутри Церкви давно зрело убеждение, что настало время для более широкого диалога с обществом и властью по целому ряду актуальных проблем экономического развития страны. Первым шагом на этом пути стало проведение Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата в ноябре 2002 года конференции «Православие и экономическая этика», идеи которой развил прошедший в декабре 2004 года VIII Всемирный Русский Народный Собор, избравший тему «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России». Тематика, затронутая на этих форумах, вызывает немало споров и противоречий. Не скрою, высказывались мнения, что Церковь и экономика — понятия несовместимые, что Православие изначально не способно сформулировать с позиции веры отношение к процессам и явлениям, имеющим место в современном хозяйствовании. В то же время мы отчетливо понимали, что российское общество ожидает оценки экономических реалий с религиозной точки зрения.
В ответ на эти вызовы Собором было принято решение о создании рабочей группы для составления документа, который, с одной стороны, давал бы ясную нравственную оценку положению в экономике, а с другой — помогал бы светской власти, бизнесу, профсоюзам и работникам выработать общее видение того, как гармонизировать во благо Отечества и отдельного человека их интересы, как успешно и эффективно вести хозяйственную деятельность, результаты которой приносили бы добрые плоды не только тем или иным участникам системы экономических отношений, отдельным группам населения, но и обществу в целом, включая обездоленную, нуждающуюся в социальной поддержке его часть.
Главный вывод, который можно сделать из проведенной работы, по моему мнению, заключается в том, что представители самых разных политических сил, различных политэкономических школ сумели в рамках инициированного Церковью широкого и открытого обмена мнениями отчетливо осознать: настало время для активного и ответственного диалога власти, предпринимателей и общества по экономическим и социальным вопросам, причем позиции, выработанные в ходе такого диалога, должны влиять на принятие ключевых решений в сфере народного хозяйства.
Поэтому подготовка Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании объединила усилия представителей государственной власти, Церкви, деловых кругов, профсоюзов, широкого спектра общественных объединений. Хотел бы особо подчеркнуть, что данный Свод принят Всемирным Русским Народным Собором как объединением общественных организаций России, дальнего и ближнего зарубежья, и не является внутрицерковным документом.
Рабочая группа, готовившая проект Свода, приняла решение разработать его на основе десяти библейских заповедей, интерпретировав их применительно к сфере экономической жизни. Во многом такое решение было основано на том, что заповеди Господни объемлют собою те базовые этические ценности, которые разделяются подавляющим большинством нашего общества вне зависимости от вероисповедания.
В результате совместных соборных трудов получился емкий и предельно ясный документ, дающий основы деловой и хозяйственной этики. В нем нашли отражение ценности, которые всегда поддерживала и воспитывала в своих чадах Православная Церковь: эффективное и справедливое хозяйствование, свобода и ответственность личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к законной власти, честный труд, неприятие преступности, коррупции, крайнего ожесточения в конкуренции.
Православная традиция имеет богатый опыт организации трудовых отношений и справедливого использования экономических ресурсов. Этот опыт может и должен быть востребован сегодня. Очень важно знать, что православная вера, утверждающая приоритет духовных ценностей в жизни людей, не игнорирует ценностей материальных, ибо предполагает ответственное участие человека в преображении мира, в созидании достойной жизни для ближних и дальних.
За время, прошедшее со времени принятия документа, его официально поддержали, приняв решение следовать его принципам, многие федеральные и местные структуры светской власти, крупные и средние предприниматели, профсоюзы. Весьма знаменательно, что о своей поддержке идей, заложенных в Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, заявили духовные лидеры ислама, иудаизма, буддизма, католичества и протестантизма.
— Ваше Святейшество регулярно встречается с представителями всех слоев российского общества, в том числе с писателями. Насколько велико, с Вашей точки зрения, значение литературного творчества и его влияние на духовный мир современников, воспитание подрастающего поколения на духовных традициях русской культуры?
— История нашей страны свидетельствует о том, что литература всегда оказывала огромное влияние на умы и нравственное чувство соотечественников. Богатство литературно-художественных традиций, преемственно передаваемых из поколение в поколение и заботливо развиваемых мастерами слова, снискало России репутацию самой читающей страны в мире.
Современная русская литература неоднородна. Радует, что многие писатели в своих творениях обращаются к высшим духовным идеалам, к примерам подвижничества в истории и в нынешнем времени, к духовному и культурному богатству нашей Родины.
В то же время последние годы принесли нам немало угнетающего примитивизма и пошлости, безнравственных поделок, воспевающих низменные человеческие страсти, эстетизирующих разврат и насилие, оправдывающих цинизм и криминал. Данный Творцом талант человек может поставить на службу Богу или диаволу. Церковь призывает писателей и поэтов помнить об их огромной ответственности перед обществом, ибо слово способно окрылить человека надеждой или повергнуть в бездну отчаяния, вдохновить на самоотверженное служение ближнему или заставить опустить руки, подвигнуть на миротворчество или насадить вражду и разделения, а подчас даже спровоцировать кровопролитие. Церковь благословляет творчество, содействующее нравственному возрождению личности и общества. Она не устает напоминать, что следование заповедям Христовым нисколько не умаляет творческой свободы человека — напротив, оно обогащает и облагораживает его труд, ибо свобода, которой ищет душа верующего, есть прежде всего свобода от греха.
— Как Вы оцениваете разделения православных на Украине, а также осуществляемую в отношении них политику католического прозелитизма?
— Мы скорбим о наших братьях, ушедших в раскол, молимся о преодолении существующих нестроений, о том, чтобы те, кто отделились от канонической Украинской Православной Церкви, обратились от своего заблуждения и вернулись в лоно Матери-Церкви, которая в духе братолюбия терпеливо ожидает возвращения своих заблудших чад и всегда готова принять их в свои объятия.
Что касается католического прозелитизма на Украине, то мы считаем данную политику Ватикана абсолютно неприемлемой и нарушающей основные принципы межцерковного сотрудничества. Это является одной из ключевых проблем на пути улучшения наших взаимоотношений с Ватиканом.
— Возможен ли и нужен ли вообще диалог между Русской Православной Церковью и Ватиканом?
— Диалог между Русской Православной Церковью и Ватиканом необходим, поскольку многие острые проблемы, омрачающие отношения между нашими Церквами, требуют скорейшего разрешения. В первую очередь, это проблема миссионерской деятельности католического духовенства и монашествующих на территории России и других стран СНГ. К сожалению, вместо попечения о своей традиционной пастве католические священнослужители и представители монашеских орденов осуществляют миссию среди православного населения, что однозначно воспринимается нами как прозелитизм, то есть переманивание из одной Церкви в другую, своего рода уловление душ. Еще одной болевой точкой в наших отношениях является конфликт между православными и греко-католиками на Западной Украине, где продолжаются притеснения православных верующих со стороны представителей Украинской греко-католической церкви.
Русская Православная Церковь никогда, даже в самых кризисных для наших отношений ситуациях, не стремилась к прекращению контактов с Ватиканом. Мы неоднократно заявляли и подтверждаем вновь: Русская Православная Церковь готова вести честный, открытый, взаимоуважительный диалог с Римско-Католической Церковью, однако он должен вести к принятию конкретных мер по разрешению конфликтных ситуаций, вызывающих боль и тревогу нашей паствы. За этим, надеюсь последует полномасштабное сотрудничество — в созидании мира между народами, в утверждении гармоничного и справедливого мироустройства, в распространении христианских ценностей, в преодолении нравственного кризиса современного человечества. Именно такого сотрудничества ждут от нас люди многих стран. И пусть ему не препятствует миссионерская конкуренция.
— Как Вы полагаете, будет ли расширяться процесс воцерковления россиян в XXI веке?
— Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, что будет сделано нами сегодня, от того, насколько мы готовы к самоотверженному труду во имя торжества евангельского идеала в нашей стране, в нашем народе. Наверное, у нас есть основания для известного оптимизма. Посмотрите на прихожан наших храмов. Они значительно помолодели — поколение «бабушек», наполнявших храмы пятнадцать лет назад и самоотверженно сохранивших для нового поколения начатки веры, уступает место порой совсем молодым людям — тем, кто уже сегодня созидают для нашей страны достойное будущее. Отрадно, что с каждым годом таких прихожан становится все больше. И задача Церкви на ближайшие годы и десятилетия состоит в том, чтобы не только укоренить в сердцах людей истину Христовой веры, но и побудить людей руководствоваться ею как абсолютным нравственным законом и критерием во всех жизненных обстоятельствах.