Святейший Патриарх Алексий: «Церковь неотделима от своего народа».
22.03.2005 · Архив 2005, Интервью, Слово Патриарха
Святейший Патриарх Алексий: «Церковь неотделима от своего народа»
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы городской газеты «Московская среда» (? 9(115), 16-22 марта 2005 года)
— Православные граждане России, как и весь народ, готовятся отметить важную историческую дату — 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта война стала одним из самых тяжких потрясений в истории России. Что, по мнению Вашего Святейшества, помогало и помогает нашему народу с честью выходить из подобных испытаний?
— Церковь всегда пребывала неотделимой от своего народа. Победа в Великой Отечественной войне — это величайшее событие не только в истории нашей страны, но и в истории Церкви. В первый же день войны Русская Православная Церковь, к тому времени более двух десятилетий подвергавшаяся невиданным по силе и жестокости гонениям, призвала своих чад встать на борьбу с врагом. В военные годы в храмах собирались пожертвования на нужды фронта, возносилась горячая молитва о даровании нашему народу победы над врагом, о тех, кто сражался с оружием в руках, о трудившихся в тылу, об исцелении раненых, об освобождении плененных, об упокоении павших:
Уже много лет День Победы является для нашей Церкви днем особого поминовения усопших, положивших, по слову Спасителя, «душу свою за друзей своих» (Ин. 15.13).
Наш народ выстоял и победил не только благодаря военной мощи — вспомним, что в начале войны она уступала мощи неприятеля. Убежден, что Победа стала возможной в силу сохранявшегося, несмотря на государственный атеизм тех лет, православного воспитания простых людей, которое заложило в них готовность к самопожертвованию за свою Родину, за ее духовную свободу.
Наша Церковь планирует широко отметить юбилей Великой победы. В дни торжеств будут совершаться богослужения, за которыми Церковь будет молиться о здравии ветеранов войны, о блаженном упокоении погибших и умерших во время военного лихолетья. Планируется проведение церковно-общественных мероприятий, конференций и выставок, издание книг и демонстрация фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, вкладу Русской Православной Церкви в достижение Победы. Представители Церкви будут участвовать в мероприятиях, проводимых Министерством обороны, Министерством иностранных дел, Министерством внутренних дел и многими другими государственными ведомствами. Теме 60-летия Победы и исторических уроков войны был посвящен недавний IX Всемирный Русский Народный Собор.
Нас не могут не беспокоить участившиеся в последнее время попытки переписать историю, оклеветать, оболгать, принизить и предать забвению бессмертный подвиг нашего народа. Мы должны сделать все возможное, чтобы эти попытки не удались, чтобы весь мир сохранил благодарную память о тех, кто сражался за Родину, сражался с сильнейшей армией Европы и победил. Потому что память о подвигах мужества, ожертвенности, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его, полагается в основу новых свершений.
— Преобразования в стране длятся без малого 20 лет. Возрождаются храмы, возрождается вера, растет число прихожан в церквах. Казалось бы, и жизнь должна все заметнее входить в берега христианских заповедей. Однако налицо — озлобление, агрессивность, мутный вал необузданных пороков. Что это — метастазы лицемерия, пронизавшие все общество, или неотвратимый процесс нравственной деградации человечества? В силах ли Церковь противостоять этому?
— Общество сегодня пожинает плоды десятилетий безбожия и последующего периода опьянения свободой, понимаемой как вседозволенность, как отсутствие каких бы то ни было обязанностей.
Слишком многое тянет вниз — последствия гонений на Церковь, порожденное ими нравственное безразличие. Экономические и социальные потрясения зачастую не позволяют человеку осмыслить происходящее с ним, обрести твердые нравственные ориентиры. Мы не обманываемся: преодоление этого наследства может занять жизнь не одного поколения. У нас нет возможности в одночасье преобразить окружающий мир, но мы должны использовать все наши силы и возможности ради утверждения людей в христианской нравственности, просвещения их верой в Бога, приобщения их к церковной жизни. Другого выхода нет, ибо иначе нас ожидает ниспадение в бездну греха и историческая гибель нации. И напротив, по слову святителя Макария (Невского), митрополита Московского, «чем больше мы преуспеем в христианской вере и благочестии, тем славнее будет процветание нашего Отечества».
Впрочем, только упорствующий человек может отрицать, что духовное возрождение России — процесс реальный. Люди в самых разных слоях общества полагают в основание своей жизни евангельские ценности, открывают для себя и своих близких сокровенные глубины жизни во Христе — глубины, которых не достигают бушующие волны житейского моря. Много ли таких людей? Много, но не думаю, что цифры имеют значение. Апостольская проповедь почти два тысячелетия назад, подобно закваске, преобразила лицо тогдашнего мира, положила начало христианскому бытию десятков народов. Немощные силы людей, твердо решившихся следовать заповедям Божиим, были приумножены всесильным действием Божественной благодати. Эта сила и сегодня может изменить облик России и всего человечества.
Преподобный Варсонофий Оптинский часто говорил приходившим к нему людям: «Человек, во всем надеющийся на Бога, никогда не бывает посрамлен». Пусть эти слова поддерживают каждого из нас в минуты сомнений, утешают в скорбях и трудностях, вдохновляют на дальнейшие труды.
— Многие молодые люди, стремясь служить Богу, идут в монастыри, число которых растет. Каким Ваше Святейшество видит будущее этих юношей и девушек — наиболее здоровых в нравственном отношении членов общества? Сумеют ли они реализовать свои силы и таланты на благо общества, страны?
— Монашество — это особый путь христианского благочестия, путь, идти по которому дано немногим. Однако было бы неправильным считать, что люди, избравшие монашеский путь жизни, становятся бесполезными для страны и общества. Вспомним роль, которую играли монастыри в истории России. Помимо исключительного вклада в духовную жизнь народа, монашеские обители много послужили собиранию русских земель, защите Отечества от неприятелей, просвещению народа, созиданию культурного богатства страны. Многие монастыри отличались широкой благотворительностью и весьма эффективным, образцовым хозяйствованием.
Важно помнить: монашеская жизнь может быть полноценной только там, где заложено прочное основание благочестия в миру. Наблюдаемое нами возрождение монашества свидетельствует о том, что такое основание в нашем обществе есть, и приток молодых людей в обители — это свидетельство определенной зрелости церковной жизни, ее достойного развития. Вот почему я твердо надеюсь, что силы и таланты людей, становящихся сегодня на путь монашества, не погибнут втуне, но будут востребованы, принесут пользу и Церкви, и обществу, которое, как и столетия назад, нуждается в молитве, в слове назидания, в служении милосердия.
— В мире обостряются не только межнациональные, но и межрелигиозные конфликты. В этих условиях вызывают глубокое уважение усилия Московского Патриархата по преодолению раскола с Русской Православной Церковью За границей, по взаимодействию с мусульманами России в контексте борьбы с терроризмом. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этих непростых процессах?
— Восстановление единства Русского Православия, расколотого трагическими событиями минувшего века, станет зримым свидетельством воссоздания исторического преемства жизни народа, уврачевания ран, нанесенных богоборцами Телу Христову — Церкви. Отрадно, что стремлением к единству сегодня проникнуты люди по обе стороны некогда возникшего разделения. Сейчас идет работа специальных комиссий Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви, которые разрешают спорные вопросы, ведут поиск взаимоприемлемых решений. Промежуточные итоги этой работы получили одобрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви За границей.
В основе современных взаимоотношений нашей Церкви с традиционными нехристианскими религиозными общинами России лежит уникальный опыт совместной жизни людей разных национальностей и вер. На протяжении веков последователи различных религий сообща трудились ради блага нашей страны. Православных и мусульман, иудеев и буддистов объединяют и десятилетия атеистических преследований, и общая озабоченность вызовами современности, в числе которых не последнее место занимает терроризм.
Подчеркну: межрелигиозный диалог никогда не предполагал размывания вероисповедных основ религий, участвующих в нем. Напротив, сохранение религиозно-культурной идентичности было и остается залогом успеха наших совместных действий во имя укрепления мира и согласия в обществе.
Нередко приходится слышать скептические оценки самой идеи межрелигиозного диалога. Его участников упрекают в том, что они ведут кабинетную работу, не оказывающую никакого влияния на жизнь простых людей. Это не так. Благодаря совместным заявлениям и трудам религиозных лидеров не единожды удавалось предотвратить попытки взорвать межрелигиозный мир, придать межнациональным конфликтам характер противостояния религий. Мы стараемся разъяснять обществу позицию религиозных общин по наиболее значимым вопросам. Судите сами: если несколько лет назад вполне обычными были слова о терроризме как о глобальном противостоянии христианства и ислама, то сегодня обществу очевидно, что такого рода суждения далеки от истины и к тому же чреваты разжиганием новых конфликтов, тогда как борьба с терроризмом — общее дело верующих разных религий.
— В демократической России провозглашена свобода совести, свобода вероисповедания. В связи с этим возникают вопросы: почему Церковь так активно борется с разного рода религиозными сектами? Нет ли здесь зародыша новых конфликтов на религиозной почве? Как сочетать начатки православного образования в школе с атеистическими убеждениями многих родителей?
— Свобода совести — это норма, которая определяет жизнь государства, и Церковь с уважением относится к этому установлению. Но это не есть внутренняя норма ее жизни. Церковь не вправе отречься от своей миссии, направленной на проповедь единственной Истины Христовой и на спасение человека от греха. Она не обязана следовать правилам «политкорректности», не властна отказаться от апологетики Православного учения, не может прекратить полемику с атеизмом и неправославными взглядами, ибо сознает возложенную на нее Богом ответственность за спасение человеческих душ, для которых отравление ядом лжеучения может стать смертельным, привести к вечной погибели.
Особенно активно мы развенчиваем доктрины псевдорелигиозных организаций, которые не только уводят человека от истины, но и порабощают его волю, создают опасность для его здоровья, разрушают семейные и социальные связи. Однако борьбу, которую Церковь ведет с сектами, неверно воспринимать как ненависть к их последователям.
Дело в другом: мы убеждены, что государство и общество должны развивать социальное партнерство в первую очередь с теми религиозными организациями, к которым относит себя большинство граждан России и которые сыграли особую роль в формировании российской государственности, культурной самобытности нашей страны.
Что же касается упомянутой опасности конфликтов атеистических убеждений некоторых родителей с фактом преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах, то здесь, на мой взгляд, нет причин для беспокойства. Во-первых, Основы православной культуры — это предмет скорее культурологический, и его преподавание не является воспитанием в религиозном духе. Во-вторых, я глубоко убежден, что изучение Основ православной культуры должно быть добровольным делом. Православные христиане старшего и среднего возраста, чье взросление пришлось на годы господства атеистической идеологии, помнят, какие нравственные страдания может приносить мировоззренческий диктат. Вот почему нельзя действовать методами принуждения в такой деликатной сфере.
Знать православную культуру, во многом сформировавшую национальный характер нашего народа, было бы полезно и мусульманину, и иудею, и неверующему. Это не мешает им оставаться верными своим убеждениям. Тем же, кто желает возрастать в Православной вере, данный предмет поможет почерпнуть знания из чистого источника, отвергнув суеверия и прочие искажения Православия. Именно такой плод мы видим во многих регионах, где преподаются Основы православной культуры. Надеюсь, что так будет в Москве и по всей стране.
См. также: