Очередной «круглый стол» Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе состоялся в Париже

6 марта 2005 года состоялся «круглый стол» Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе.

Это уже третий семинар такого рода, организованный Движением в рамках дискуссий, развившихся в связи с Обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года, в котором был поднят вопрос о достижении церковного единства различных частей русского рассеяния в странах Западной Европы.

Данный семинар был посвящен проекту устава Западноевропейской митрополии, о котором шла речь в беседе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с журналистом Виктором Лупаном, опубликованной в парижской газете «Русская мысль» ( 40, 4-10 ноября 2004 года).

Первый доклад, представленный вниманию более ста слушателей, был зачитан В.Н.Тизенгаузеном — членом правления Движения, в недавнем прошлом секретарем Архиепископии православных приходов русской традиции в юрисдикции Константинопольского Патриархата, близким сотрудником покойного главы Архиепископии архиепископа Сергия (Коновалова; 2003).

Докладчик очертил путь Архиепископии со времени избрания на ее кафедру Владыки Сергия в 1993 году. В.Н.Тизенгаузен указал, что устав, представленный вниманию участников «круглого стола», является промежуточным результатом совместных работ архиепископа Сергия и его сотрудников с представителями Московского Патриархата. Целью этих работ, к сожалению, оставшихся незавершенными, подчеркнул докладчик, было найти приемлемый путь восстановления канонического единства Русской Православной Церкви и Архиепископии. Именно этот поиск, который велся с учетом специфических черт исторического и канонического бытия Архиепископии, привел к мысли о создании самоуправляемой Митрополии, интегрирующей Архиепископию и нынешние западноевропейские епархии Московского Патриархата, и к началу работ над созданием проекта устава такой церковной единицы. Результаты этих работ, как было сказано митрополитом Кириллом в упомянутой выше беседе и подчеркнуто в журналах Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 года, отображают принципиальную позицию Московского Патриархата в вопросе благоустройства православной диаспоры.

В своем докладе В.Н. Тизенгаузен, в частности, сделал несколько замечаний по поводу документа, недавно опубликованного нынешним руководством Архиепископии, в котором ставится под сомнение сам факт совместных работ архиепископа Сергия и представителей Русской Православной Церкви и, во всяком случае, безоговорочно отрицается определяющее значение этих работ в видении будущего своей епархии приснопамятным Владыкой Сергием.

Указав на ряд фактических неточностей в этом документе, В.Н.Тизенгаузен подчеркнул, что десятилетний период сотрудничество с архиепископом Сергием позволяет ему подтвердить, что данный устав есть «недописанное завещание Владыки Сергия».

Второй доклад был представлен монахом Саввой (Тутуновым), уроженцем Франции и клириком Корсунской епархии Московского Патриархата, ныне студентом Московской Духовной академии. Доклад был посвящен анализу представленного проекта устава с точки зрения истории института митрополий, его канонических рамок и решений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов. Докладчик подчеркнул, что проект ясно указывает на высокую степень самоуправления, которую Московский Патриархат был готов предоставить проектируемому церковному округу. С другой стороны, заметил докладчик, этот проект является, так сказать, фотографией промежуточного этапа не завершенной совместной работы. Поскольку в основе проекта лежит действующий устав Архиепископии, то дальнейшая работа над проектом требовала бы его доработки в целях большей гармонизации с основами митрополитанской системы. Именно к такой работе призывал Святейший Патриарх, указывая что предложенный митрополичий округ может быть устроен «на основе устава, который надлежит разработать при участии представителей всех групп православного русского рассеяния в западноевропейских странах», — заключил докладчик.

Третий и последний доклад был представлен епископом Сергиевским Василием, управляющим Сурожской епархией Московского Патриархата. Владыка Василий указал, что главной целью православных в Западной Европе должно стать построение местной — «региональной» Церкви. Однако, заметил Владыка, поскольку кириархальные Церкви не могут пока найти взаимно приемлемый путь к объединению раздельных юрисдикций, первым этапом построения этой местной Церкви могла бы стать организация региональных структур в рамках каждой из юрисдикций — «диаспор».

Русская Церковь, через Обращение Святейшего Патриарха от 1 апреля 2003 года, первой вступила на этот путь уврачевания положения Православия в Западной Европе. Отвечая позднее на вопрос из зала, Владыка Василий подчеркнул, что отклик приснопамятного митрополита Сурожского Антония на полученное им Патриаршее письмо был однозначно положительным: «Наконец-то», — воскликнул он. То, что упомянутое предложение не было принято всеми «русскими юрисдикциями», заметил Владыка Василий, свидетельствует о необходимости трудов по уврачеванию многолетних ран и повышению экклезиологического сознания клира и мирян. Напомнив, что Русская Церковь первой подала пример устроения своей диаспоры в Северной Америке, — пример, который со временем оказался важным и для других Поместных Церквей, — Владыка Василий назвал Обращение Святейшего Патриарха Алексия пророческим действием Русской Церкви, указывающим другим Церквам возможный путь к решению Православной диаспоры.

В последовавших дискуссиях был поднят, в частности, вопрос о необходимости установления межъепархиального диалога, а также диалога внутри Архиепископии православных приходов русской традиции в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

Председатель Движения Серафим Ребиндер в ходе семинара с удовлетворением отметил, что в упомянутом выше недавнем документе руководства Архиепископии, наконец, было признано существующее расхождение во мнениях в лоне паствы Архиепископии. Поскольку до сих пор значимость течения, не согласного с воззрением руководства Архиепископии на ее исторические и канонические рамки, отрицалась, то теперь появилась надежда на то, что впредь будет установлен подлинный диалог.

Кроме того, в ходе дискуссий обсуждался вопрос о дальнейших возможностях осуществления призыва Святейшего Патриарха. При этом была отмечена необходимость учитывать ряд новых, по сравнению с периодом разработки представленного проекта, параметров, в частности — начавшийся диалог Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

Вместе с тем, если изначально инициатива совместного поиска исходила от архиепископа Сергия, то теперь руководство Архиепископии не готово, судя по всему, развивать тот подход к решению проблемы православной диаспоры, которым руководствовался почивший архипастырь.

Наконец, было подчеркнуто и то, что, трудясь над устроением Поместной Церкви, необходимо учитывать и реальные пастырские нужды, не терять из виду специфику каждой из составляющих западноевропейской паствы: коренных или укорененных жителей Западной Европы и вновь приехавших эмигрантов.

В конце собрания к его участникам обратился с кратким приветствием секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, находившийся в Париже в связи с совместным заседанием комиссий по диалогу Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

Поблагодарив организаторов за приглашение, отец Николай подтвердил, что собеседования с представителями Зарубежной Церкви развиваются конструктивно, а также поделился впечатлениями от услышанного на «круглом столе».

Начиная с 1960-х годов, когда тема православной диаспоры была поставлена на обсуждение в ходе всеправославных совещаний, сказал секретарь ОВЦС, Русская Православная Церковь неоднократно выражала свою принципиальную позицию: путь к подлинно каноническому урегулированию этого сложного вопроса видится в созидании новых Поместных Церквей при участии всех православных, проживающих на данной территории, и, конечно же, их материнских Церквей, положивших начало церковной организации в соответствующих странах.

Первым шагом к такому устроению может быть предоставление большей самостоятельности тем церковным структурам, которые действуют в диаспоре. Основная роль в дальнейшем сближении должна принадлежать им самим. При этом важно, чтобы носители различных языковых и культурных традиций не испытывали никакого ущерба или притеснения, чтобы их чаяния и пастырские нужды не приносились в жертву «великой идее». Обсуждавшееся Обращение Святейшего Патриарха Алексия стало еще одним подтверждением этой позиции. Если предложение Его Святейшества и не оказалось осуществленным в краткие сроки, то оно остается пророческим указанием; за этим путем — будущее, которого мы достигнем, если у нас окажется достаточно смирения, терпения и послушания воле Божией», — сказал в заключение протоиерей Николай Балашов.