Приветственное послание Первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К.Слиска участникам IX Всемирного Русского Народного Собора

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К.Слиска выступила перед участниками IX Всемирного Русского Народного Собора.

Ваше Святейшество!

Уважаемое собрание!

Вот уже четвертый раз я с благодарностью принимаю высокую честь участия в работе Всемирного Русского Народного Собора. Велика роль этого ежегодного собрания священнослужителей, военных, ученых, богословов, государственных деятелей, дипломатов и людей творчества в осмыслении места и миссии России, а также всего православного мира в условиях глобализации. Самые важные и значимые вопросы современности выносит Собор на обсуждение широких слоев российского общества.

И справедливо, что в пятый год третьего тысячелетия от Рождества Христова IX Всемирный Русский Народный Собор приурочен к празднованию 60-й годовщины Великой Победы нашего народа над фашизмом — Победы, спасшей цивилизацию и определившей послевоенный ход мировой истории.

Но за прошедшие десятилетия неузнаваемо изменилась жизнь на планете, и вновь православный мир ищет пути спасения человечества от новых вызовов и угроз, связанных с эскалацией экстремистских религиозных течений и международного терроризма. Так я понимаю девиз настоящего форума: «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом».

И именно для разрушения этого единства давно развязана информационно-психологическая война против нашей страны — победителя фашизма. Цель ее — внедрить в жизнь многонациональной России разрушительный дух антиисторизма и антипатриотизма, вытравить живую память о ратных подвигах, великих свершениях в науке и искусстве.

Особое место в этом противостоянии занимает военная тематика. Победы над тевтонскими завоевателями на льду Чудского озера под предводительством Александра Невского, на Куликовом поле над татаро-монголами, под Полтавой над шведами, в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном и, конечно, великая Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне прославили русское оружие и русское воинство. С этими победами связаны упрочение и расширение российского государства, его влияние на ход всемирной истории, самоидентификация и самоуважение нации.

Поэтому так целеустремленно и настойчиво внешние и внутренние недруги России распространяют различные домыслы, сомнительные факты, а то и просто ложь об истории нашей страны, особенно о событиях Великой Отечественной войны.

Средства массовой информации, особенно электронные, охотно распространяют всевозможные недобросовестные «доказательства», переворачивающие вверх дном всю историческую правду о Великой Отечественной войне. Одержанную нами Победу пытаются представить заслугой «генерала мороза», пространств России и бездорожья, неисчислимости людских ресурсов, помощи союзников, — но только не заслугой нашего народа!

Но именно массовый героизм, единение и сплочённость всего многонационального народа Советского Союза принесли нам и миру Великую Победу!

Не случайно именно к единению призвал народы бывшего Советского Союза, одержавшие Великую Победу над фашизмом, Патриарх Московский и всея Руси Алексий. «Мы не должны забывать уроки прошлой войны, помня, что только единство и духовная сила ведут к победе и возрождению»,- заявил Его Святейшество, выступая по случаю 60-летия начала Великой Отечественной войны в Бресте. Святейший Патриарх отметил, что Белоруссия и России уже сделали первый шаг к новому единству и выразил надежду, что и другие народы придут к осознанию неоспоримого блага единства.

«Вместе мы одержали Великую Победу, преодолели тяготы послевоенного времени, начали духовное возрождение наших народов: Сейчас нас разделяет граница, делаются попытки поссорить и противопоставить друг другу, однако мы должны сделать все, чтобы дальше идти рука об руку, созидая жизнь в мире и правде», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

И как бы быстро ни менялись политические декорации на просторах бывшего Советского Союза, правота этих слов несомненна.

В год празднования Великой Победы следует, в поисках духовной опоры, задаться некоторыми вопросами. Где источник мужества, терпения и отваги? Что объединило и сплотило наши народы? В чем состоят духовно-нравственные основы нашей Победы и сохранились ли они в эти времена неслыханных информационных войн против России, ее истории и Православной веры?

Во многом ответ на эти вопросы я нашла у великого русского философа Ивана Ильина и позволю себе пространную цитату из его заметок военных лет «Почему мы верим в Россию»:

«Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательства других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции и любовью принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу».

Но созерцать Россию «в Божьем луче» и победить в страшной войне смог народ, за плечами которого была не только четверть века обезбоженного строя, но и века православной культуры, особой дисциплины духа и беспримерного патриотизма — деятельной любви к Отечеству. И потому в годы тяжелейших испытаний не оставляла Россию Божья помощь:

Когда немцы были уже под Москвой, в молитве за Русь в декабре 1941 года ушел в затвор митрополит Гор Ливанских Илия из Антиохийского Патриархата — просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда пошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда — сдаваться нельзя. Пусть вынесут, — сказала Она, — чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконой нужно совершить молебен в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».


Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено.


Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.

Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда — город был спасен. Снова подтвердились слова, сказанные Святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская икона ее в городе и есть молящиеся, враг не может войти в город .

После Ленинграда Казанская икона начала шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву. Разгром немцев под Москвой — это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери.

Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград, там перед ней шла неустанная служба — молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла посреди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали.

И знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где было критическое положение, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. И Сталинградская битва, во многом решившая исход войны, была выиграна.

В многовековой нашей истории России есть и многие другие свидетельства заступничества Пресвятой Богородицы за Россию.

Так, в 1395 году, в день празднования иконы Владимирской иконе Божией Матери, Тамерлан повернул домой из России. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, а в Рождество 1813 года последний неприятельский солдат покинул пределы Отечества.

Знание великих подробностей своей истории, любовь к Отечеству, крепость в унаследованной от предков вере — вот единственный путь выработки духовного иммунитета к самой изощрённой лжи. Это единственный и верный способ для нас не потерпеть поражение в информационной войне, ведущейся против России — победительницы в самой кровопролитной в истории человечества войне. И это духовная основа Победы над фашизмом, терроризмом и иными воплощениями мирового зла.

Завершить своё выступление на высокой кафедре IX Всемирного Русского Народного Собора мне хотелось бы снова словами Ивана Ильина:
«Верить в Россию — значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге и что ее история есть возрастание ее от этих корней. Если мы в это верим, то никакие «провалы» на ее пути, никакие испытания ее сил не могут нас страшить».

Сердечно благодарю за внимание.