В канун Великого поста Святейший Патриарх Алексий совершил Великую вечерню с Чином прощения

Вечером 13 марта, в Прощеное воскресенье, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великую вечерню с Чином прощения в Храме Христа Спасителя.


Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, епископы Зарайский Меркурий и Дмитровский Александр.


По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви прочел «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы» и, испросив прощение у иерархов, священнослужителей, прихожан и всех молившихся, преподал Первосвятительское благословение на Великопостный подвиг.

Затем Святейший Патриарх обратился к молившимся за богослужением:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


Дорогие мои, вновь мы стоим на пороге Великого поста. Пост есть время покаяния, время, когда человек должен оглянуться на пройденный им жизненный путь, проверить себя в свете заповедей Христовых, принести Господу раскаяние в вольных и невольных согрешениях, причаститься Святых Христовых Таин. Великий пост готовит нас к достойной встрече радостного и спасительного праздника Воскресения Христова. Заповедь Господня гласит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8). Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы очистить душу покаянием и с чистым сердцем встретить Господа Воскресшего день Святой Пасхи.

Еще за несколько недель до начала Великого поста Святая Церковь готовила нас к постному подвигу умилительными словами тропаря: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В период подготовительных недель через чтение Слова Божия за богослужением Святая Церковь поучала нас, приводя примеры покаяния и смирения, напоминала о Страшном суде, когда каждый человек должен будет дать ответ за свою жизнь.

Евангельским повествованием о молитве мытаря «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук. 18. 13) Церковь призывала нас к смирению.

Покаянию Церковь научала нас евангельской притчей о блудном сыне. Нам приводиться пример ушедшего «в страну далече» блудного сына, покаявшегося и осознавшего пагубность своего распутного жития. «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лук. 15. 21), — с этим чувством покаяния он пришел и припал к стопам отца. И милосердый отец принял его с любовью как сына, которого он считал погибшим, но обрел вновь.

В последнюю подготовительную неделю Церковь напоминает нам о Страшном суде, когда Господь спросит каждого из нас о делах милосердия: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25. 42-45).

Сегодня особый день в году — Прощеное воскресенье, когда Церковь призывает нас ко взаимному примирению. Утром за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование, где Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6. 14). Но прощаем ли мы друг другу обиды? Ведь каждая обида, которую мы держим в себе, затемняет нашу душу, лишает нас мира и радости. И сегодня — тот день, когда необходимо испросить прощения у тех, кого мы осуждали, кому не помогли в трудную минуту жизни. Необходимо взаимно примериться с ближними, чтобы с чистой совестью вступить на спасительное поприще Великого поста.

Каждый из нас ежедневно читает молитву Господню, в которой мы, дерзновенно обращаясь ко Господу, говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6.12) Но если мы не прощаем тех, кто нас обидел и огорчил, то можем ли мы просить у Небесного Отца оставления наших грехов?

Обычай взаимно испрашивать прощения накануне Святой Четыредесятницы ведет свое начало с первых веков Христианства. Перед тем как удалиться в пустыню для молитвы и поста, насельники египетских монастырей испрашивали друг у друга прощения. Некоторые из них уже не возвращались в свою обитель: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Покидая в Прощеное воскресенье родную обитель с надеждой Воскресения Христова, иноки воспевали как песнопения покаянные, так и песнопения Пасхальные, дабы, исполнившись силы и мужества, вступить на спасительное поприще Великого поста.

Сегодня нам не надо уходить в пустыню. Наш постный подвиг — воздержание не только в пище, но и в словах, делах, мыслях. Пост также время особого проявления христианской любви, время дел милосердия. И если мы воплотим в нашей жизни все эти благие начинания, то пост будет для нас действительно спасительным, обновляющим, приуготовляющим нас к достойной встрече Пасхи Христовой.

В «Молитвах в начале поста Святыя Четыредятницы», с которыми обратились сегодня к Спасителю, мы просим сподобить нас искреннего покаяния и достойного причащения Его Святых Таин, укрепляющих нас на нашем жизненном пути.

Я еще раз призываю всех вас ко взаимному прощению друг друга и прошу простить мне, если я кого-то вольно или невольно обидел, огорчил или с невниманием отнесся к чьим-либо скорбям, болезням, жизненным потерям.

Да поможет нам Господь пройти это спасительное поприще, которое святые отцы называли «весной духовной». Подобно тому, как в природе все обновляется с приходом весны, пусть и душа человеческая обновится благодатью Господней во дни Великого поста.

Аминь.