Митрополит Кирилл: «Экономика не является сферой исключительно материальных интересов»

— 4 февраля 2004 года на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора был принят документ под названием «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Вы были инициатором разработки этого документа. Каковы мотивы, побудившие Ваше Высокопреосвященство обратиться к этической проблематике в контексте экономики?

— Сейчас в России тема нравственного измерения экономических процессов как никогда актуальна. В современном российском деловом сообществе остро ощущается идеологический и ценностный вакуум: старая система социалистического хозяйствования рухнула, в то время как новая рыночная экономика строится зачастую на принципах, которые далеки от христианских и вообще от любых нравственных идеалов. В этой ситуации Русская Православная Церковь, которая объективно является самой значительной и влиятельной структурой гражданского общества России, выступила с инициативой широкого общественного диалога по вопросу о целях и принципах экономического развития страны.

Московский Патриархат придает большое значение этой теме, поскольку, по нашему мнению, экономика не является сферой исключительно материальных интересов. Не секрет, что материальная составляющая во многом определяет социальную и даже духовную сторону жизни человека. Православие, безусловно, утверждает приоритет духовных ценностей в жизни людей, но в то же время не игнорирует ценностей материальных, ибо предполагает ответственное участие человека в усовершенствовании окружающего мира. Социальная ответственность и предпринимательская активность как способ созидания материальных благ для самого трудящегося и для народа, инициативность в принятии решений всегда поддерживались Православной Церковью.

Упомянутый Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании представляет собой документ, дающий лишь основы деловой и хозяйственной этики в их духовно-нравственном понимании. В нем нашли отражение ценности, которые всегда поддерживала и воспитывала в своих чадах Русская Православная Церковь: эффективная и справедливая экономика, свободная и ответственная личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к власти, честный труд.

Безусловно, можно только приветствовать появление в России многочисленных правил и стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности, корпоративных уставов и кодексов поведения, поощряющих соблюдение принципов деловой этики и обычаев делового оборота. Однако они принципиально не решают основной задачи — задачи воспитания людей в духе ответственного служения Отечеству и ближним. Этим наш документ принципиально отличается от кодексов поведения, разработанных бизнес-сообществом.

Тему нравственного измерения экономических процессов поднял уже VII Всемирный Русский Народный Собор, который проходил в Москве в декабре 2002 года. Собор принял решение создать рабочую группу для подготовки в кратчайшие сроки Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании, с тем чтобы уже на следующем форуме одобрить его и представить на суд общественности. Мы ставили перед собой задачу дать оценку современных экономических реалий с религиозной точки зрения, обозначить основные нравственные принципы и правила хозяйственной деятельности, которыми могут руководствоваться частные предприниматели, профсоюзы, наемные работники и государственные предприятия. Глубоко убежден, что если мы найдем общие точки соприкосновения в экономической сфере, объединим общество вокруг идеи построения справедливой и конкурентоспособной экономики, то Россия будет гармонично развиваться.

Можно ли текст «Свода нравственных принципов:» считать официальным документом Русской Православной Церкви, и если нет, то каков его статус?

— Действительно, инициатива создания «Свода нравственных принципов:» была поддержана Русской Православной Церковью, но с самого начала она исходила от участников Всемирного Русского Народного Собора, который представляет собой авторитетный форум, объединяющий многочисленные общественные организации в России и за рубежом под эгидой Православной Церкви. Участвуют в его работе и представители других традиционных для России религиозных общин. Рабочая группа, занимавшаяся написанием Свода, включала в себя представителей разных политических сил и экономических школ. Мы также изначально постарались уйти от узко конфессиональной трактовки текста. Разработчики стремились создать такой документ, который в понятных всем выражениях объяснял бы основные принципы ведения дел в экономике и был бы в равной степени приемлем как для людей, исповедующих Православие, так и для представителей других религий, а также для людей нерелигиозных.

Уже в ноябре 2002 года по Вашей инициативе состоялась конференция на тему «Православие и экономическая этика». Какова была цель ее проведения?

— Упомянутая конференция действительно проводилась по инициативе Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и мыслилась нами как первый шаг на пути широкоформатного диалога с обществом по вопросам экономики. Ее задачей было показать, что Православию чужда идея экономического регресса и небрежения материальными ценностями. В преддверии VII Всемирного Русского Народного Собора мы пригласили к участию в конференции видных экономистов, политиков и богословов с тем, чтобы взаимополезный обмен мнениями дал нам возможность более конструктивно вести дискуссию о путях развития российской экономики во время работы Собора, участниками которого стали многие из тех, кто выступали на конференции в Свято-Даниловом монастыре.

— На эту конференцию Вы пригласили также докладчиков из западных стран, в том числе специалистов по протестантской традиции. Какие подходы и мысли протестантского или католического богословия в области хозяйственной этики могут быть для православного богослова или экономиста особенно интересны? Наши ли какие-то из этих подходов или мыслей отражение в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании»?

Если мы обратимся к истории западнохристианской социально-экономической теории, то увидим, что значимым рубежом здесь стали работы М.Вебера и подключение Ватикана к разработке так называемого «социально-экономического богословия», послужившие основой для возникновения целой системы взглядов, интерпретирующих различные сферы хозяйственной этики. В трудах многих католических и протестантских ученых, а также в официальных документах Римско- Католической Церкви красной нитью проходит мысль о том, что только через установление справедливого порядка распределения плодов труда, через воспитание гражданского общества в духе социальной ответственности возможно возвращение капиталистического общества, и предпринимательского сословия в том числе, к основным христианским ценностям любви и жертвенности. Данный подход во многом разделяется Русской Православной Церковью.

Запомнилось также прозвучавшее на конференции выступление профессора Роберта Макинтайра, сделавшего акцент на проблемах экономической политики переходного периода, характеризующейся, как правило, верой в экономическое всесилие свободного рынка и в капитализм как «самоорганизующуюся систему естественных равновесий». По мнению этого американского исследователя, «реальные рынки успешно функционируют только тогда, когда для этого имеется совокупность соответствующих институциональных, инфраструктурных и поведенческих условий, которые к тому же, — что не менее важно, — широко распространены и усвоены в качестве культурной нормы». С этим нельзя не согласиться, поскольку воспитание в обществе деловой этики и культуры трудовых отношений в духе социальной ответственности и инициативности как раз и является той задачей, для решения которой Церковь, бизнес и государство должны приложить сейчас максимум усилий.

Можете ли Вы назвать хотя бы некоторых из авторов, участвовавших в разработке «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании»»?

— Можно упомянуть, например, ректора Академии народного хозяйствав при Правительстве России Владимира Мау, сторонника либеральных взглядов в экономике, или, скажем, депутата Государственной Думы, члена-корреспондента Российской Академии наук Сергея Глазьева, сторонника экономического учения Кейнса, а также заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина. Все они достаточно известны в России и за рубежом как серьезные специалисты в своих областях знаний. Свой вклад в написание этого документа внесли также представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, организации малого и среднего бизнеса «Опора России» и Федерации независимых профсоюзов России, с которыми проводились консультации на заключительном этапе подготовки документа.

— «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» строится на 10 пунктах. Это случайность или осознанное намерение — стремление привнести в сознание людей принципы хозяйственной этики, изложенные именно в 10 «заповедях»?

Деловая этика бизнес-сообщества может сформироваться только по инициативе самого предпринимательского сословия, но никак не путем навязывания ему тех или иных стандартов поведения.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании предназначен для добровольного принятия хозяйствующими субъектами и работниками. Его цель — не насаждение одной безапелляционной точки зрения, а получение людьми хотя бы начального представления об основах деловой и хозяйственной этики в их духовном понимании. Эти основы до последнего времени были абсолютно недоступны большинству людей в нашей стране. Не случаен и выбор десяти заповедей Закона Моисеева в качестве схемы построения документа. Десять заповедей — это общее духовное наследие для многих верующих людей: христиан, мусульман, иудеев.

— К кому этот документ обращен в первую очередь, либо подобной очередности не существует? Обращен ли он также к структурам Русской Православной Церкви, порой выступающим в качестве работодателей или субъектов экономической деятельности?

— Свод нравственных принципов и правил адресован всем субъектам экономической деятельности. Это своего рода нравственное лекарство, принять или не принять которое волен каждый человек, вовлеченный в экономическую деятельность.

Безусловно, являясь в том числе хозяйствующим субъектом, Русская Православная Церковь неизбежно сталкивается с теми же проблемами в сфере трудовых отношений, что и любое другое юридическое лицо. В то же время надо помнить, что, с богословской точки зрения, Церковь — это народ Божий, Тело Христово, а поэтому ее экономические взгляды объемлют не только внутреннюю жизнь церковного организма, но и все, с чем сталкиваются чада Церкви во «внешнем» мире.

— Какой была реакция общественности, экономических и политических кругов на публикацию «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании»? Ощущаете ли Вы с их стороны отклик и реакцию и в чем они выражаются? Какова процедура формулирования и выдвижения новых инициатив в этом вопросе?

— В настоящий момент поступило большое количество отзывов от лиц, занимающих высшие государственные должности, в том числе федеральных министров и депутатов парламента. В основном это выражение поддержки и одобрения инициативы Всемирного Русского Народного Собора, подтверждение готовности развивать совместные начинания государства, Церкви, бизнеса и общества в области разработки и применения экономической этики.

Русская Православная Церковь, служа нравственным ориентиром для миллионов россиян, призывает государственные власти и предпринимателей добровольно руководствоваться многовековыми православными традициями ведения хозяйства. Успешный опыт объединения усилий в этой сфере уже имеется. Прошедший в мае сего года Тверской экономический форум ознаменовался торжественным подписанием трехстороннего соглашения, в соответствии с которым добровольные обязательства соблюдать и пропагандировать данный Свод приняли на себя Тверской союз промышленников и предпринимателей, администрация Тверской области, Тверская епархия Московского Патриархата.

— Порой в церковных кругах можно услышать мнение о том, что обширные труды и интересы митрополита Кирилла не умещаются в рамках функций, определенных для возглавляемого им Отдела внешних церковных связей. Так, Вы были инициатором разработки Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Ныне Вы заняты проблемой утверждения в общественном сознании темы религиозной этики применительно к сфере хозяйственно-экономической деятельности. Почему Вы считаете необходимым уделять столь пристальное внимание социальным и этическим вопросам?

— На последний вопрос ответить довольно просто. Социальные и этические вопросы, взаимодействие с миром политики и бизнеса является сферой ответственности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, выражающего официальную позицию Русской Православной Церкви по всем вопросам, отнесенным к его ведению Святейшим Патриархом и Священным Синодом.