Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на конференции «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война»

Уважаемые члены Президиума,

уважаемые участники и гости конференции!

Великая Отечественная война, победоносно завершившаяся 60 лет тому назад, явилась одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа в минувшем XX столетии.

Миллионы прерванных жизней, искалеченных судеб, разрушенных семейных очагов: В сердцах и душах уцелевших — душевная боль, которая не затихала десятилетиями. И сегодня еще чувствительны последствия ран минувшей войны.

Но, как это не раз бывало в отечественной истории, именно в военное время с особой силой проявляются замечательные черты национального характера нашего народа, его лучшие качества, веками воспитывавшиеся в нем нашей Святой Православной Церковью. Стойкость в скорбях, способность принять чужое горе как свое, готовность к самопожертвованию, — несомненно, это отличительные черты духовного склада людей военного поколения, лучших его представителей.

Русская Православная Церковь всегда рассматривала долг защиты Отечества как обязательный для христианина и благословляла своих верных чад на ратный подвиг. В первый же день Великой Отечественной войны Церковь в лице Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия благословила защитников священных рубежей Отчизны, благословила грядущий общенародный подвиг. И затем на протяжении всех суровых военных лет Священноначалие, духовенство и миряне Русской Православной Церкви вносили свой посильный вклад в дело борьбы с вероломным и безжалостным врагом, духовно противостояли бесчеловечной идеологии фашизма.

Раскрытие роли нашей Церкви в событиях тех теперь уже далеких лет — одна из главных задач настоящей конференции. Выражаю надежду, что ее участники, церковные и светские исследователи, представят богатый исторический материал, свидетельствующий об этом историческом периоде в жизни нашей Церкви и нашего Отечества.

Как известно, к началу войны Русская Православная Церковь пережила самое страшное гонение в своей истории, которое не прекращалось почти четверть века. Закрывались монастыри и храмы, осквернялись святыни, физически уничтожались духовные лица и активные верующие миряне. В конце 30-х годов церковная структура на территории СССР была почти полностью уничтожена.

Но когда на нашу землю пришла беда, обескровленная гонениями Церковь вновь явила свою нравственную силу, вдохновляющую народ на борьбу с поработителями, а ее верные чада встали на путь жертвенного служения Отечеству, объятому пламенем войны. Гонители Церкви потерпели моральное поражение: Церковь сохранила свое каноническое устройство и осталась верна своей патриотической позиции, освященной тысячелетней традицией российской истории.

Именно такая позиция Русской Православной Церкви, вызывавшая симпатии и сочувствие в народе, заставила вчерашних гонителей изменить модель церковно-государственных отношений в сторону относительной нормализации и признать за Церковью право на существование в обществе, которое «творцами нового мира» изначально мыслилось как антирелигиозное.

События военных лет особенно ярко продемонстрировали тот факт, что значительная часть населения нашей страны, несмотря на годы репрессий и попытки тотального господства принудительного атеизма, осталась православной, верной заветам и традициям предков, идеалам Святой Руси.

Эти люди — военачальники и рядовые воины, труженики тыла и партизаны — рассматривали свое участие в грозных событиях военного времени как религиозный долг, как исполнение данного Церковью благословения. Забыв о личных трагедиях и перенесенных страданиях, о своем положении «граждан второго сорта», они поистине взошли на высокую ступень христианского сознания и явили себя верными чадами Церкви и земного Отечества.

Патриотическая позиция Cвященноначалия и церковного народа не позволила, вопреки планам гитлеровских стратегов, расколоть общество в час испытаний. Напротив, она во многом способствовала укреплению того единения, которое все народы нашей страны явили перед лицом внешнего агрессора, единения, которое позволило выстоять и победить. Верующий народ в годы войны подтвердил, что он хочет «быть православным» и в то же время «сознавать Советский Союз своей гражданской Родиной».

Годы Великой Отечественной войны — годы духовного возрождения нашего народа после долгих лет господства безбожного режима. И это возрождение проявилось не только в восстановлении церковных структур и открытии духовных учебных заведений. Все это были лишь следствия. Причиной же было массовое религиозное воодушевление, охватившее многих наших соотечественников, отошедших от Церкви в годы гонений или же с рождения насильственно лишенных возможности духовного окормления, а теперь вступающих в церковную ограду, возвращающихся в Отчий Дом.

Я хотел бы рассказать о своих детских впечатлениях по этому поводу. Когда в годы войны многие наши соотечественники из центральных областей России были вывезены фашистами в Эстонию и помещены в лагеря, духовенству города Таллина было позволено духовно окормлять этих людей. Меня, тогда еще мальчика, мой родитель брал на богослужения, которые он совершал в этих лагерях. Духовный подъем, который царил среди узников, высказывавшееся многими из них желание принести покаяние, креститься, принять Святые Тайны Христовы свидетельствовали о том, что Православие в России не уничтожено, что люди возвращаются к отеческой вере. Одним из тех, кто прошел эти лагеря, был будущий протоиерей Василий Ермаков. Обращение к вере наблюдалось не только среди узников лагерей в Эстонии.

На наш взгляд, этот феномен военных лет требует особо пристального изучения и внимания со стороны современных исследователей. Весьма важно осмысление того исторического факта, который ясно свидетельствует нам о том, что в час испытания значительная часть нашего народа обрела духовно-нравственную опору в ограде Православной Церкви по молитвам благочестивых предков и новомучеников Российских, оросивших своей невинной кровью ниву духовного возрождения России.

Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в общественном сознании нашего народа. Она всегда будет привлекать внимание исследователей, раскрывающих новые обстоятельства уже известных событий, вводящих в научный оборот новые исторические свидетельства и документы, проливающие свет на ранее неизвестные страницы нашей истории.

Ушли в прошлое времена, когда в угоду официальной идеологии замалчивались отдельные эпизоды истории Великой Отечественной войны, искажалась история всенародного подвига.

Сегодня у нас есть все возможности для воссоздания полной и объективной картины тех великих и трагических лет. Есть эти возможности и у тех, кто посвятил себя изучению истории Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. Мы призываем их бережно и скрупулезно отнестись к своему труду, избегая поспешных выводов и мифотворчества, представляя исторические события, сыгравшие огромную роль в истории Отечества и нашей Православной Церкви, во всей полноте и истине, прежде всего для того, чтобы подрастающее поколение россиян не только обладало объективной информацией, но и обретало в событиях минувшего нравственные ориентиры и примеры для подражания.

В связи с этим я вспоминаю миротворческую конференцию, которая проходила в Колонном зале Дома Союзов в 60-х годах. Известный писатель Константин Симонов свое выступление начал вопросом: «Нужно ли через 20 лет после окончания Великой Отечественной войны говорить и писать о ней?» И, отвечая себе, сказал: «Нужно, потому что это имеет огромное воспитательное значение». Уверен, что и через 60 лет после Победы нужно помнить о великом подвиге, который совершили наши отцы и деды, весь наш народ, защищая свою Родину.

И в связи с этим мы призываем вас, современных историков Великой Отечественной войны, осознать всю полноту лежащей на вас ответственности перед грядущими поколениями, желаем вам помощи Божией в ваших трудах и поздравляем с грядущим славным юбилеем Великой Победы.