«Будем укрепляться словами Господа».
16.02.2005 · Архив 2005, Интервью, Слово Патриарха
«Будем укрепляться словами Господа»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы журнала «Валовой внутренний продукт» (№ 2 (9), 2005)
— Ваше Святейшество! Прошедший год выдался до краев наполненным событиями. Что прежде всего запомнилось? Какие вехи вы отметили бы?
— Весь мир был потрясен серией чудовищных террористических актов в России, унесших жизни сотен людей. Бессмысленная злоба преступников, убивавших детей в бесланской школе, явила миру поистине дьявольское лицо терроризма.
Вызов, брошенный нам, был страшен. Однако общество с Божией помощью устояло перед искушением отчаяния и страха, межнациональной и межрелигиозной вражды. К злу, содеянному террористами, не приложилось зло слепого мщения. В дни трагических событий, особенно во время трагедии Беслана, Церковь молилась об упокоении погибших, об исцелении раненых, о смягчении сердец враждующих.
Но, по милости Божией, прошедший год был наполнен не только горем и скорбями. Безусловно, важным событием для страны стало повторное избрание Владимира Владимировича Путина на пост президента России. Это явилось свидетельством того, что граждане поддерживают избранный им курс на обновление и укрепление страны, повышение ее авторитета в мире, создание достойных условий жизни народа.
Среди событий церковной жизни следует выделить освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. С великой радостью мы отпраздновали 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского, великого святого нашей Церкви, любимого и почитаемого народом. Нужно отметить также возвращение в Россию чтимых святынь, особенно Тихвинской иконы Божией Матери. Это событие стало радостным символом преодоления нашим народом мрачного наследия революции и гражданской войны, в результате которых чудотворная икона оказалась в изгнании. Поклониться ей пришли десятки тысяч людей. Упомяну и о пребывании в России святых мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. За время путешествия мощей по городам России, других стран СНГ и Балтии более четырех миллионов верующих смогли им поклониться. Преподобномученицы Елизавета и Варвара явили миру пример глубокой и твердой веры, ясного и бескомпромиссного церковного сознания, преданности служению милосердию, готовности следовать за Христом на всех путях жизни, и следование их примеру будет способствовать нравственному возрождению народа, воссозданию его внутренней крепости, построению достойного и справедливого уклада жизни людей.
Меня в 2004 году Господь сподобил отметить 75-летний юбилей. Я благодарю Бога за те силы, которые он дает мне в несении нелегкого Патриаршего креста. Благодарю за молитвы и помощь наших архипастырей, пастырей и мирян, всех, с кем приходится вместе трудиться на благо Церкви и Отечества.
— Расскажите, пожалуйста, более подробно о прошедшем нынешней осенью Архиерейском Соборе, о принятых им решениях и документах.
— Церковь — это динамично развивающийся живой организм. Ее миссия в мире совершается непрерывно, и вехами на ее историческом пути являются Соборы, которые выявляют мнение Церкви по актуальным вопросам современности, отвечают на вызовы времени, ориентируют православных христиан в непростых обстоятельствах жизни. В конечном счете вопросы, обсуждавшиеся на Соборах, — это вопросы жизни народа.
Участники Архиерейского Собора 2004 года отчетливо сознавали это, поэтому предметом особого внимания Собора стало нравственное состояние современного общества, в котором ведется ожесточенная битва за человеческие души. Мы с горечью констатировали, что искушение свободой для многих наших соотечественников оказалось непосильным. Культ роскоши, потребления, комфорта, нравственной распущенности, межнациональные, социальные, политические распри истощают духовные силы народа.
Прямым следствием нравственного упадка в обществе является острый демографический кризис, поразивший окормляемые нашей Церковью народы. Очевидно, что такое явление, как сокращение численности населения, имеет множество социальных, экономических и даже политических причин. Однако Собор счел необходимым подчеркнуть, что именно эгоистическое и потребительское отношение к жизни занимает одно из первых мест в перечне причин, влияющих на сокращение рождаемости. Кризис семьи, отход от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, греховные попытки принизить или изменить смысл семейного служения — все это несет угрозу самой жизни народа, ставит под вопрос сохранение им своей самобытности и культуры. Напомнив о нравственной ответственности каждого человека за будущее его народа, Собор призвал государственную власть уделить самое пристальное внимание проблеме демографии, ибо в противном случае плодами нынешних трудов по преобразованию экономики просто некому будет воспользоваться.
Отметив все более широкое распространение в России и мире идеологии секуляризма, Собор ясно и недвусмысленно осудил попытки построения такой системы общественных отношений, при которой религия остается лишь частным делом человека, а под предлогом защиты прав человека защищается грех, который провозглашается нормой жизни. Вытеснение Церкви на периферию общественного внимания неизбежно усугубляет нравственное неблагополучие людей, в подлинном смысле слова лишает народ будущего. Церковь убеждена, что православие и проповедуемые им ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы всего народа или значительной его части.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви рассмотрел и вопрос восстановления единства Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, одобрил документы, совместно подготовленные комиссиями Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, созданными для рассмотрения вопроса о нашем сближении. Разобщенность русского православия, возникшая в годы гонений на Церковь, должна быть преодолена. Это станет зримым свидетельством воссоздания исторического преемства жизни нашего Отечества и его народа.
На Соборе были также рассмотрены вопросы внутренней жизни Церкви, подведены итоги ее трудов за последние четыре года, намечены планы на будущее. Собор сопричислил к лику святых нескольких подвижников благочестия, причем некоторые из них ранее были канонизированы как местночтимые святые, а Архиерейский Собор прославил их для общецерковного почитания.
— Братская Украина ввергнута в пучину смуты. Православная Церковь там находится в сложнейшем положении. Какие пути выхода из сложившейся ситуации видит Ваше Святейшество?
— С самого начала предвыборной кампании каноническая Украинская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля — Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира — призывала жителей Украины сохранять единомыслие в вере и христианскую любовь к своим ближним независимо от того, какой из кандидатов одержит победу. Такой призыв особенно громко звучал в дни острого политического кризиса, когда возникала опасность массовых столкновений.
Любые радикальные действия в данной ситуации могли спровоцировать гражданскую войну. В эти драматические дни я и члены Священного Синода нашей Церкви обратились к православным жителям Украины с призывом твердо следовать своему христианскому долгу — хранить мир и согласие в обществе. В нашем обращении особо подчеркивалось, что «Православная Церковь со времен Киевской Руси выступала против вражды и междоусобиц. Вокруг Киева и его святынь происходило собирание наших земель, отсюда свет православия распространялся среди восточнославянских народов: Мы знаем, что воля большинства граждан Украины стремится к широкому православному единству. Она не приемлет радикализма, вражды по отношению к России и другим сопредельным странам».
Сегодня, когда церковная жизнь в Украине возрождается, когда наметились основные пути церковно-государственного партнерства во многих областях, вновь возникает опасность использования религиозного фактора, особенно церковного раскола, в политических целях. И пока эта опасность сохраняется, она угрожает единству народа и государства.
Вот почему события начала 1990-х годов, когда власти напрямую вмешивались во внутреннюю жизнь Церкви, пытаясь воспользоваться религиозными чувствами украинского народа в политических целях, не должны повториться. Новое руководство страны должно прислушаться ко мнению всех граждан независимо от сделанного ими выбора, в том числе религиозного.
Исторически Украина, Россия, Беларусь, Молдова принадлежат к единой православной традиции святой Руси, рожденной в Киевской купели. Глубоко убежден, что братские славянские народы, скрепленные единой верой, и в будущем должны быть вместе.
Верю, что здравый смысл и чувство ответственности победят, что переживаемые ныне нестроения разрешатся мирно и достойно, что новоизбранное руководство Украины будет укреплять братские взаимосвязи своей страны с народами, с которыми она объединена общей исторической судьбой.
— Невиданными масштабами по всей стране сегодня идет восстановление и строительство храмов и монастырей. Можно ли говорить о возрождении религиозного сознания россиян?
— Возрождение веры и церковности, воскрешение в душах людей памятования о Боге является основной нашей целью. Но для того, чтобы это произошло, людям надо иметь возможность участвовать в храмовом богослужении, чувствовать особое светлое состояние, в которое возводит человека единение с Богом, общаться со священнослужителями и получать от них необходимую духовную помощь. Поэтому восстановление храмов и монастырей в современной России — это необходимое условие для духовного возрождения нашего народа, его подлинного воцерковления.
Пока мы, конечно, не можем говорить, что эта задача выполнена. Мы лишь на пути к возрождению веры в народе. И успех движения по этому пути зависит от личного выбора каждого из нас. Несмотря на то, что в прошлом остались времена прямого гонения на Церковь и верующих, сегодня испытание насилием сменилось не менее опасным испытанием свободой, которое, как отмечено в Послании Архиерейского Собора, многие не выдерживают. Перед Церковью остро встала миссионерская задача противостояния греху и пороку, возрождения в душах людей идеалов добра и правды, верности и чистоты.
Верю, что наш народ, в котором так много стремящихся к добру и жаждущих истины людей, преодолеет все соблазны современного мира. Если мы с чистым сердцем обратимся ко Господу в покаянии, Он простит нам совершенные беззакония и даст благословение на новую жизнь во славу Его.
— Читатели нашего журнала — представители самых различных слоев нашего общества. Это и политическая, и бизнес-элита нашего Отечества: руководители городов, районов и областей, крупные предприниматели и бизнесмены, а также священники, архиереи и обычные граждане. Что бы вы, Ваше Святейшество, пожелали всем им в новом году?
— Прежде всего всем нам следует возблагодарить Господа за многие Его милости, явленные нам в прошедшем году. Господь, «повелевающий солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылающий дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5. 45), дал нам духовные силы пережить все трудности и, когда это необходимо, поддержать своих ближних.
С чувством благодарности Господу и надеждой на Его помощь мы вступаем и в новый, 2005 год. Каким бы он ни был для нас, в какие бы жизненные ситуации мы ни попадали, я призываю всех возложить упование на Бога и поступать по Его заповедям. Часто многим из нас кажется трудным или даже невозможным исполнять заповедь христианской любви. Но будем укрепляться словами Господа, говорящего, что «иго Его благо, а бремя Его легко» (Мф. 11. 30), ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18. 27).
Дорогие братья и сестры! Помощь Божия да сопутствует вам во всех добрых делах на протяжении грядущего года. Те из вас, кому вверено попечение о людях, пусть исполняют свои обязанности со тщанием и вниманием, помня: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12. 48). Каждому из вас и всему нашему народу желаю мира, благоденствия, следования воле Господа, ведущего нас к вечному спасению.
См. также: