Епископ Венский и Австрийский Иларион представил «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», выступив на Богословском факультете Фрибургского университета

24.01.2005 ·  

24 января 2005 года Представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион выступил в зале сената Государственного университета Фрибурга (Швейцария) с лекцией на тему «Экклезиологические основы социального учения Церкви». Основная часть лекции была посвящена представлению «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», а также анализу этого документа в сравнении с «Компендиумом социальной доктрины Церкви», опубликованным в 2004 году Папским советом «Правосудие и мир».

 

Особое внимание епископ Иларион обратил на раздел «Основ социальной концепции», посвященный взаимоотношениям между Церковью и государством. В западных средствах массовой информации нередко говорится о том, будто Русская Православная Церковь, следуя византийской традиции церковно-государственной симфонии, пытается занять место государственной церкви, сделав Православие государственной религией. «Основы социальной концепции» убедительно свидетельствуют о беспочвенности таких обвинений. Церковь прекрасно сознает опасность, связанную с потерей свободы через включение ее в структуру государственного механизма. Более того, Церковь в этом документе заявляет о своей независимости от государства вплоть до возможности гражданского неповиновения в том случае, «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям».

 

В данном пункте учение, содержащееся в «Компендиуме социальной доктрины» Католической Церкви, практически идентично православному, отметил докладчик. Есть и много других пунктов, по которым социальная позиция православных и католиков совпадает. Однако рассматриваемые документы различаются по своим исходным предпосылкам и по своей общественной направленности. «Компендиум», в частности, исходит из утверждения непререкаемой значимости «естественного права» и утверждает абсолютный примат человеческой личности над социумом. «Основы социальной концепции» делают акцент не столько на антропологической, сколько на экклезиологической основе социального учения Церкви. У двух документов разные адресаты: если «Основы» обращены к верным чадам Православной Церкви, то «Компендиум» претендует на универсальную значимость и адресован не только христианам, но и представителям других религий, а также всем «людям доброй воли».

 

Епископ Иларион указал на необходимость совместного свидетельства православных и католиков Европы перед лицом стремительно набирающего обороты воинствующего секуляризма. В «Основах социальной концепции» Русская Православная Церковь выражает уважение принципу светскости государства, господствующему в большинстве стран Европы, но считает недопустимым понимать этот принцип как означающий «радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач». Противостояние такому ложному пониманию принципа светскости должно стать общим делом православных и католиков объединенной Европы, подчеркнул докладчик.

 

По окончании лекции состоялись дебаты, в ходе которых выступили декан Богословского факультета Фрибургского университета профессор Б.Халленслебен и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже диакон Николай Лосский. Епископ Иларион ответил на многочисленные вопросы профессоров и преподавателей факультета. Дебаты, как и сама лекция, проходили на французском языке.

 

Вечером того же дня решением профессорско-преподавательской корпорации Богословского факультета епископу Илариону было присвоено звание приват-доцента Фрибургского университета, дающее право преподавания в Университете, чтения публичных лекций, проведения семинаров и руководства написанием магистерских и докторских диссертаций. Как отметил в своем приветственном слове по этому случаю вице-ректор университета профессор Г. Фергаувен, епископ Иларион стал первым в более чем вековой истории университета православным богословом, которого профессорско-преподавательская корпорация приняла в свои ряды. «Вы оказали нам большую честь тем, что приняли наше предложение. Мы гордимся этим, дорогой Владыко, и мы искренне и сердечно благодарны Вам за это, — сказал вице-ректор, обращаясь к епископу Илариону. — Ваше присутствие для нас особенно драгоценно, поскольку на нашем факультете учатся православные студенты. Отныне они получат возможность заниматься с православным наставником».


См. также: