Митрополит Кирилл принял участие в работе XXIX Академических чтений по космонавтике

27 января 2005 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял участие в работе секции «Исследование научного творчества пионеров освоения космического пространства» XXIX Академических чтений по космонавтике. Нынешнее заседание было посвящено памяти академика Б.В.Раушенбаха в связи с отмечаемой в эти дни 90 годовщиной со дня рождения выдающегося русского ученого.

В работе секции приняли участие академик Б.Е.Черток, проректор Московского государственного технического университета им. Баумана К.Е.Демихов, декан факультета МГТУ имени Баумана профессор В.В.Зеленцов, ученый секретарь Комиссии по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства РАН А.К.Медведева.

Митрополит Кирилл рассказал о своих встречах с академиком Раушенбахом, о диалогах ученых и богословов, проходивших в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата в начале восьмидесятых годов прошлого столетия, об участии Церкви в миротворческих усилиях по снижению уровня ядерного противостояния в 70-е и 80-е годы XX века.

Выступая перед научной аудиторией, митрополит Кирилл, в частности, сказал:

«В одном из своих последних интервью академик Б.В.Раушенбах говорил, что он никогда не проявлял интереса к общественным проблемам. Вот его слова: «Я вообще всегда был очень далек от общества, занимался своей узкой наукой, остальное меня просто не интересовало». Выдающийся ученый предпочитал все свое время и силы тратить на занятие любимыми темами: авиацией, космонавтикой, искусством, богословием. Но все, чем интересовался Борис Викторович, имело и имеет важное общественное значение, поскольку затрагивает основные проблемы личного и общественного бытия».

Говоря о трудах академика Раушенбаха в области авиации и космонавтики, Владыка Кирилл отметил: «Его работы находились в русле одного из ведущих научных направлений двадцатого века, которое изменило не только общественную жизнь, но затронуло каждого современного человека. Верующий человек способен восхищаться этими достижениями в не меньшей степени, чем атеист, потому что данные труды рассматриваются им как исполнение заповеди, данной Богом первому человеку, о возделывании и освоении тварного мира. Исследования космоса и его освоение играют сегодня важную роль в техническом развитии человеческой цивилизации».

Коснулся Владыка митрополит в своем выступлении также причины рождения и бытования ложного мифа о якобы имеющем место противостоянии веры и знания: «Действительно, когда были открыты законы механики, то казалось, что весь мир прост и объясним, и потому религия могла кому-то показаться вещью излишней и ненужной. То было время наивного триумфализма и младенчества науки. Но дальнейшее продвижение в научном исследовании открыло бесконечность и принципиальную неисчерпаемость познания мира человеком. По моему мнению, это значительно облегчило отношения веры и науки, сделало возможным гармонизацию научных выводов с учением о всемогуществе и бесконечности Бога».

Говоря о вере и науке в жизни академика Раушенбаха, митрополит Кирилл отметил: «В век, который отвергал религию и провозглашал приоритет позитивизма и так называемого научного мировоззрения, видный представитель науки опроверг этот тезис собственной жизнью и своими научно-богословскими изысканиями. Пребывая в различных плоскостях системы миропознания, наука и вера не могут препятствовать существованию друг друга. Более того, они призваны быть в согласии. Указание на точки пересечения религии и знания на новом витке научного развития и их глубокое осмысление являются одной из заслуг Бориса Викторовича».

В заключение митрополит Кирилл сказал о сегодняшнем значении трудов Бориса Викторовича Раушенбаха: «Его открытия и достижения не должны оставаться лишь предметом восхищения и эстетического любования. Они должны входить в нашу жизнь, становиться основанием для дальнейшего научного и общественного развития. Вера дает незаменимый духовный инструментарий для нравственной и философской оценки научного знания, а научные открытия способны углубить богословские положения и явить их в новом свете».