Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании города Москвы
15.12.2004 · Архив 2005-2009, События
15 декабря 2004 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялось очередное заседание Епархиального собрания города Москвы.
В заседании участвовали митрополит Калужский и Боровский Климент, викарные епископы Московской епархии — архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Аркадий (Афонин), Никон (Миронов).
Кроме того, присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.
Заседание началось с общей молитвы. Затем Святейший Патриарх Алексий кратко рассказал о своей деятельности как главы Московской епархии и Русской Православной Церкви в целом.
Публикуемый ниже текст доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Епархиальном собрании города Москвы будет также напечатан в «Журнале Московской Патриархии».
Прошедший год изобиловал многими событиями, как в церковной, так и в общественной жизни. Главным из них явился Архиерейский Собор, проходивший в Москве с 3 по 8 октября сего года, в котором приняло участие около ста пятидесяти архиереев.
На Соборе были обсуждены многие проблемы церковной жизни, возникающие в новых условиях бытия Церкви. Принято «Положение о церковных наградах», «Временное положение о церковном суде», ряд других документов, имеющих общецерковное значение.
На этот же год пришелся мой 75-летний юбилей. И хотя я многократно говорил, что с этим юбилеем следовало бы не поздравлять, а выражать по этому поводу сочувствие, тем не менее Священный Синод настоял на торжественном праздновании этой даты как юбилея Предстоятеля Церкви. В юбилейные дни, получая многочисленные поздравления, начиная от членов Священного Синода, Президента нашей страны и других стран, а также высокие церковные и государственные награды, я отвечал, что принимаю их не как награды за личные заслуги, а как дань почтения и уважения к Русской Православной Церкви.
Кроме Архиерейского Собора было много и других событий. Мы имели радость встречи с Предстоятелями Александрийской, Сербской, Грузинской и Американской Поместных Церквей. В середине мая мы встречались и вели переговоры с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром и сопровождавшей его делегацией. Эта встреча помогла преодолению трудностей в наших взаимоотношениях и способствовала возобновлению молитвенного общения. Нами была достигнута взаимная договоренность о принесении в Россию мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. 25 июля сего года святые мощи были привезены в Москву, и православные москвичи имели счастье молиться перед ними. Позднее многие тысячи православных людей в других городах и регионах России и в странах СНГ также получили возможность поклониться святыне.
В августе мы имели встречу с главой Лютеранской Церкви Норвегии, а в середине октября — с Верховным Католикосом-Патриархом всех армян Гарегином II.
Дважды мы встречались с делегацией Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером. Во время последней встречи нам был передан список Казанской иконы Божией Матери, хранившийся в Ватикане, который мы приняли с благодарностью.
Еще более радостным событием стало возвращение в Россию Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Мы участвовали в ее встрече в Храме Христа Спасителя, в многолюдном крестном ходе при ее проводах из Москвы в Петербург. После пребывания в Петербурге икона была доставлена в город Тихвин, где Нами также было совершено торжественное богослужение.
В минувшем году в Храм Христа Спасителя были перенесены честные мощи святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, прежде почивавшие в Троице-Сергиевой Лавре. Были совершены и первые богослужения перед честными мощами святителя в день его памяти — всенощное бдение и Божественная Литургия в Храме Христа Спасителя, в разработке и строительстве которого святитель Филарет принимал самое активное участие.
Кроме председательства на сессиях Священного Синода, которых в этом году было три, мы принимали участие во многих мероприятиях как церковного, так и гражданского характера. Это встречи с Президентом Российской Федерации, которых в этом году было девять, включая церемонию инаугурации, встречи с депутатами Государственной Думы, общественными и государственными деятелями нашей страны, а также с президентами, премьер-министрами, послами других стран.
Мы участвовали в открытии VIII Всемирного Русского Народного Собора, в церемонии вручения премий Международного фонда единства православных народов, в открытии XII Международных Рождественских чтений и II Межрелигиозного форума, в заседании Совета во взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, в церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России», в I Фестивале православных средств массовой информации «Вера и слово» и по традиции, воздавая дань памяти вождям и воинам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны, принимали участие в возложении венка к могиле Неизвестного солдата.
Я перечисляю лишь наиболее значимые события в церковно-общественной жизни, связанные с Нашим участием, на которых нередко решались весьма важные для Церкви вопросы, не упоминая при этом о повседневных приемах, встречах, переговорах, на которых обсуждались проблемы церковноприходской жизни.
Однако первейшей Нашей обязанностью, как и в прежние годы, являлось совершение богослужений, освящение храмов, часовен, участие в крестных ходах, встречах святынь, посещение приходов и обителей.
За этот год Нами совершено 119 богослужений, из них 19 — в древних соборах Московского Кремля, 40 — в кафедральных соборах, и 54 — в обителях и приходских храмах.
Совершались диаконские и священнические хиротонии, две епископские хиротонии, состоялось посещение Санкт-Петербургской епархии, многих приходов и обителей Москвы и Московской области.
Прежде чем перейти к основной части своего доклада, я хотел бы привести некоторые статистические данные о нашей Церкви в целом.
В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 132 епархии. Число архиереев на сегодняшний день — 167, из них 131 — епархиальный, 24 — викарных, 12 — находящихся на покое.
Действуют 652 монастыря, в том числе в России -189 мужских и 205 женских; на Украине-79 мужских и 76 женских; в Белоруссии -7 мужских и 18 женских; в Молдавии-25 мужских и 24 женских.
Общее количество приходов — 26590, из них в России — 12638.
Количество воскресных школ в России — 4696.
В Патриаршем ведении находится 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женские обители в Москве.
Далее Святейший Патриарх привел статистические сведения по Москве.
Система духовного образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 3 Богословских института, 31 Духовную семинарию, 39 Духовных училищ, пастырские курсы.
Подготовку кандидатов в священство, а также других церковных работников для Москвы осуществляют Московские Духовные академия и семинария, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, а также Сретенская, Николо-Угрешская и Перервинская Духовные семинарии.
Далее Святейший Патриарх привел статистические данные по Духовным школам, а также по московскому клиру.
Затем архиепископ Истринский Арсений как заместитель председателя Епархиального собрания и Патриарший викарий представил собранию отчет о деятельности Епархиального совета и комиссий при нем за прошедший трехлетний срок.
После доклада архиепископа Арсения состоялись выборы нового состава Епархиального совета, поскольку полномочия прежнего, избранного 15 декабря 2001 года, в нынешнем году истекли. Епархиальный совет избирается сроком на три года, председателем его по Церковному Уставу является правящий епископ. Для Москвы это Патриарх.
После выборов Святейший Владыка поздравил новый состав Епархиального совета, отметив, что вскоре встретится с его членами и обсудит с ними те задачи, которые предстоит решать. Он также выразил надежду на то, что Епархиальный совет будет добросовестно помогать ему, как правящему епископу Москвы, осуществлять управление большой Московской епархией.
Затем Святейший Патриарх обратился к собравшимся.
Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет… от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр. 1, 4-6).
Жизнь Церкви, как и жизнь каждого человека, есть книга, запечатленная семью печатями (см.: Откр. 5, 1). Пишут в этой «книге жизни» или просто оставляют в ней свой автограф и сам человек — своими мыслями и делами, и многие другие люди, с которыми он встречается на своем жизненном пути, и Господь Бог, и святые Ангелы. Писания эти бывают часто загадочными и неясными, но по своему человеколюбивому Промыслу Господь никогда не оставляет человека в неведении до конца. В угодное для Господа время, когда человек созревает для понимания, Бог через происходящие события и явления «снимает печати», открывает сокровенное и как бы говорит: Иди, смотри и разумей все совершившееся и все совершающееся (Откр. 6, 1). И тогда становится очевидным и ясным, что на всех событиях и явлениях нашей жизни всегда лежит десница Божия и начертано Божие имя.
Свидетелями и участниками многих событий в жизни нашей Церкви, особенно в последние десятилетия, поставил нас Господь. Событий разных по значимости, по духовной сути, по общественному влиянию и резонансу. О событиях благих и созидательных, творческих мы стараемся помнить, прославляем за них Бога и благодарим добрых людей, трудами которых они совершились.
О явлениях негативных, печалящих нас, мы также не должны умалчивать, но говорить о них откровенно, с тем чтобы изжить, преодолеть имеющиеся недостатки и пороки. Нам, христианам, полезнее говорить о своих недостатках, чем трубить на площадях о своих совершенствах и добродетелях, — о них знает Бог. Поэтому сегодня я с тревогой и печалью вновь, как и в прежние годы, буду больше говорить о наших проблемах.
Проблемы современности
Проблемы общества
Прежде чем перейти к описанию основных направлений деятельности Церкви, следует сказать несколько слов об основных чертах современной церковно-общественной жизни, обозначить наиболее значимые проблемы.
Сегодня в этой области нам приходится наблюдать ряд явлений отрицательного характера: это общая статичность церковного быта, отсутствие динамики в приходской деятельности, слабая посещаемость храмов молящимися, отсутствие религиозных интересов у подрастающего поколения.
Причины этого весьма разнообразны. Одна из самых главных — общая секуляризация жизни общества. К сожалению, мы живем в эпоху постоянно возрастающего натиска секуляризма, апеллирующего к низменным человеческим страстям. На фоне общей коммерциализации общественных отношений это приводит к тому, что некоторые средства массовой информации предпочитают открыто эксплуатировать животные инстинкты, зарабатывая на этом деньги, нежели противостоять пороку, поскольку такое противостояние всегда связано с материальным ущербом.
Соблазны мира с особой силой действуют на молодое поколение, не готовое к тому, чтобы противостать им, поскольку молодые люди еще не имеют твердых духовно-нравственных убеждений. Кроме того, некоторые технические достижения (телевидение, интернет) сделали соблазны мира гораздо более привлекательными, чем во все прошедшие времена.
К тому же жизнь большинства наших сограждан часто сводится к добыванию хлеба насущного, отчего все действия человека подчиняются единому стремлению обеспечить себе и своей семье уверенность в завтрашнем дне.
Одновременно с этим происходит расслоение общества на людей, обладающих огромным состоянием, и тех, кто не может обеспечить себе уровень достатка, соответствующий человеческому достоинству, увеличивается количество беспризорных детей, а также иных социально беззащитных лиц. Ситуация приобретает еще большую серьезность в связи с имеющейся опасностью террористических актов, жертвой которых может стать любой человек.
Статистические данные являют нам поистине ужасающую картину: большинство браков кончается разводом, количество рожденных детей значительно меньше числа убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, умножается количество самоубийств. Все это является прямым следствием жизни без Бога, утраты чувства нравственного долга, забвения добра.
И все же в нашем народе есть много, очень много добрых, чистых, честных, стремящихся к добру людей, жаждущих истины. Кто, как не пастыри, должны утолить эту жажду, указать истину, свидетельствовать о ней всей своей жизнью.
Христианину гораздо легче преодолеть житейские трудности, поскольку его опорой, прибежищем и покровом является Сам Бог. Любовь ко Христу, срастворенная страхом Божиим, помогает переживать все невзгоды, и наш с вами долг — прививать эти благие чувства всем окружающим. Однако наша проповедь отнюдь не всегда бывает успешной, и причина этого кроется прежде всего в том, что жизнь проповедника не являет полного соответствия его словам.
Демографические проблемы
Советский период в жизни нашей страны не прошел для нее бесследно. Очевидно, что его последствия мы будем ощущать еще очень долго. Старшему поколению наших сограждан памятна прошедшая эпоха со всеми ее отрицательными чертами. Массовые аресты и расстрелы, всеобщее доносительство, предательство даже близких родственников, стали живым воплощение слов Евангелия о предании братом брата на смерть (Мф. 10, 21). Ныне мы все еще пожинаем горькие плоды той эпохи.
Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа. Смертность в центральных районах России превышает рождаемость в несколько раз. Депопуляция, демографический кризис — мы все чаще слышим эти слова и, к сожалению, начинаем привыкать к ним. Речь идет о настоящем вымирании нашего народа, которое идет нарастающими темпами и грозит стать необратимым. Многочисленные мигранты с окраин бывшего Советского Союза, прибывающие в Россию, частично компенсируют этот процесс, но это не спасает положения. Пора посмотреть правде в глаза и указать настоящую причину катастрофы. Чаще всего говорят об экономической подоплеке, но исследователи знают, что благосостояние чаще всего тормозит рождаемость, а не стимулирует ее.
Со всей ответственностью мы можем сказать, что причина вымирания имеет духовные корни. Люди, потерявшие Бога, теряют смысл жизни, теряют представление о добре и зле, помрачают в себе образ Божий, забывают свое человеческое призвание, разучиваются любить. Именно в этом кроется причина кризиса семейной жизни в России. Мужчины не хотят быть мужьями и отцами, женщины разучились быть женами и матерями.
Церковь всегда учила, что убийство ребенка во чреве матери — страшнейший, смертный грех. В наше же время в России ежегодно совершается огромное, поражающее любое воображение, количество абортов. Что же удивительного, что народ вымирает? Спрашивается, достоин ли вообще такой народ священного дара жизни? Не справедливо ли становится он поношением человеков? И не должна ли Церковь возвысить свой голос в защиту нерожденных детей? И не падет ли на нас — пастырей народа, вина в их смерти, если мы будем молчать? Разве не должны мы, пастыри, считать своей обязанностью неустанно противоборствовать детоубийству?
Замысел Божий о рождении детей необыкновенно глубок и величествен. Супружеская любовь, приводящая к зачатию ребенка, неразрывно соединена с целомудренной и самоотверженной готовностью и желанием носить во чреве, родить, вскормить, вырастить и воспитать нового человека. Этот подвиг соединяет родителей, очищает их чувства, возгревает любовь. Народная мудрость говорит, что дети — это дар Божий, это счастье.
Напротив, эгоистическое желание обезопасить плотские отношения супругов от рождения детей лишает мужа и жену предусмотренного Богом подвига. На первое место в их жизни выходит плотская похоть, которая подменяет собой любовь.
Другим следствием неуважения к бытию человеческой личности становится пренебрежение к своей собственной жизни. Нет ничего хуже самоубийства, однако количество этих страшных грехов с каждым годом растет. Основная причина этого явления — отсутствие цели в жизни, неверие в жизнь будущего века.
Наряду с этим широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе звучат голоса, требующие легализовать это греховное «право». Предпринимаются попытки обозначения самоубийства медицинским термином «эвтаназия». Ужас ситуации состоит в том, что исполнителями убийств предполагается сделать врачей, которые по долгу службы обязаны заботится о сохранении жизни человека.
Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении это крайняя степень отпадения от Бога, Подателя жизни. Человек, совершающий данный акт, своим поступком утверждает, что жизнь для него потеряла всякую ценность и смысл, что Бог более не является Промыслителем, перестал быть заботливым, любящим Отцом Небесным.
Стремление к небытию, обнаруживаемое актом эвтаназии, несовместимо с христианским упованием на вечную жизнь и исповеданием всеобщего воскресения. Самоубийство всегда есть акт протеста, вызова и бунта против Бога, горделивое желание утвердить себя через противопоставление Богу.
В утверждении своих позиций сторонники эвтаназии никогда не доходят до логического конца, ибо тогда для всякого здравого рассудка становится очевидной абсурдность и противоречивость их идеи.
К счастью, у большинства людей сохраняется инстинкт самосохранения и здравый смысл, и они отвергают эти псевдогуманные, порожденные диаволом идеи самоуничтожения.
Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе, как скрытый или явный сатанизм, диавольщину. Основанием для такого утверждения являются слова Господа нашего Иисуса Христа, Который засвидетельствовал, что именно диавол есть человекоубийца от начала (Ин. 8, 44).
Внутрицерковные проблемы
Следует сказать, что тлетворное влияние секуляризма заметно и в среде духовенства, и не всегда современные пастыри сильны духом для того, чтобы противостать его натиску. Отчасти это является печальным наследием того богоборческого времени, которое пережила наша Церковь в XX веке.
Современные пастыри — наследники священнослужителей, чье становление пришлось на период 1960-1970 годов. Опыт церковного бытия того времени весьма сложен и неоднозначен, и, к сожалению, заимствуя у умудренного опытом духовенства внешние манеры и традиции служения, молодые священнослужители далеко не всегда восприемлют душевное горение и молитвенность, сопутствовавшие служению того времени.
Одной из наиболее очевидных отрицательных черт современной церковной жизни является оскудение молитвенного горения. Нередко ежедневное домашнее правило или сокращается, или вовсе опускается. Нередко также происходит подмена живой молитвы формальной «вычиткой» правила, что ведет к созданию ложного чувства самоуспокоенности, самодовольства, фарисейского отношения к молитве.
Люди теряют ощущение небесной красоты молитвы, забывают, что молитва — это насущный духовный хлеб, без которого остается лишь пустота и ничем неутолимый внутренний голод. Теперь не часто услышишь или встретишь самозабвенное вдохновенное славословие, благодарение Богу или сокрушенную просьбу, мольбу ко Всевышнему.
Молитва — это духовный воздух, которым человек дышит и живет. Она, как кислород в легкие, входит в душу, насыщает ее, преображает жизнь человека, становится образом его бытия и в то же время изливается на весь мир, преображая и исправляя его в соответствии с замыслом Творца всяческих.
Молитва — это величайший и первейший дар Бога человеку для достижения богообщения и единства с Богом. Без молитвы нет и не может быть никаких других даров Святого Духа. В молитве человек узнает Бога, вступает с Ним в неразрывное личностное общение и единство. Через общение с Богом человек сам в полной мере становится личностью. Она творит чудеса, наполняет и преобразует пространство и время. Мир живет, пока жива молитва.
И этому наиважнейшему делу христианской жизни, от которого зависит наше спасение и спасение мира, мы, к сожалению, по своему неразумию или лености уделяем недопустимо мало времени и сил, забывая апостольский призыв: непрестанно молитесь, за все благодарите… Духа не угашайте (1 Фес. 5, 17, 19). <…>
Отсутствие молитвенной настроенности, духовного горения перед Богом пагубно сказывается на всей пастырской деятельности священника.
Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют «церковными услугами».
Приведу несколько негативных примеров. В некоторых храмах существует негласная такса за запивку после Причастия, за освящение автомобиля. Это касается и освящения магазинов, банков, коттеджей, квартир. Ограничивается число имен в поминальных записках (от 5 до 10 имен в одной записке). Чтобы помянуть всех родственников прихожанам приходиться писать две-три и более записок и за каждую платить отдельно. Что это, как не скрытое вымогательство.
В течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов. Чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием Таинства Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей.
Корыстолюбие, сребролюбие — страшный грех, неизбежно приводящий к безбожию. Корыстолюбец всегда поворачивается к Богу спиной, а лицом к деньгам. Для зараженного этой страстью деньги становятся реальным божком, идолом, которому подчиняются все мысли, чувства и действия.
Во многих храмах действует определенный «прейскурант цен», и заказать какую-либо требу можно, лишь уплатив означенную в нем сумму. В храме, таким образом, идет открытая торговля, только вместо обычного продается «духовный товар», то есть, не побоюсь сказать прямо, — благодать Божия. При этом ссылаются на тексты Священного Писания о том, что труждающийся достоин пропитания, что священники питаются от алтаря и т. п. Но при этом совершается бессовестная подмена, так как в Священном Писании говорится о том пропитании, которое составляется из добровольных пожертвований верующего народа, и никогда и нигде не говорится о «духовной торговле». Напротив, Господь наш Иисус Христос ясно говорит: Туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). И Апостол Павел трудился и не брал даже пожертвований, чтобы не положить препятствий евангельской проповеди.
Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом. Спаситель изгнал торговцев из Иерусалимского храма бичом, и мы вынуждены будем поступать так же с торговцами святостью.
Читая воспоминания наших русских священников-эмигрантов, оказавшихся после революции за границей, поражаешься их вере и терпению. Находясь в нищенском состоянии, они считали для себя нравственно недопустимым брать плату за совершение богослужения или требы у таких же, как они, нищих людей. Они поступали на гражданскую работу и тем зарабатывали себе на жизнь. Совершение богослужений они считали для себя великой честью.
Сегодня же наше духовенство находится отнюдь не в нищенском состоянии, хотя, может быть, и довольно скромном. Православные люди никогда не оставят его без вознаграждения — порой отдадут последнее.
Злоупотребления, вымогательства пожертвований, к сожалению, имели место в жизни духовного сословия и до революции. Именно это и создало образ жадного, сребролюбивого попа, презираемого трудовым народом, тем народом, который одновременно трогательно любил своих бескорыстных пастырей и готов был разделить с ними все скорби и гонения.
Сегодняшняя практика «церковной торговли» возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение «исполнительного органа», чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка «торговать» требами осталась.
В некоторых храмах она приобрела скрытый характер. Желающим приобрести свечу, утварь, заказать требу предлагается предварительно сделать пожертвование — опустить деньги в церковную кружку, без этого заказ не принимается. Если человек опускает крупную сумму, благодарят, если малую, говорят, что этого недостаточно и нужно пожертвовать еще. На просьбы разменять крупную купюру отвечают, что денег нет — все они в кружке. В результате просителю приходится либо уходить, либо опускать крупную купюру, иногда и последнюю.
Священнослужители, занимающиеся социальным служением, знают, в какой нищете живет сейчас значительная часть нашего народа. И когда человека спрашивают, почему он не ходит в храм, он часто отвечает: «Если пойти в храм, надо поставить свечку, подать записочки, отслужить молебен, а за все это нужно платить. А денег у меня нет — едва хватает на хлеб. Вот совесть и не позволяет мне идти в храм». Это печальная реальность наших дней. Таким образом мы теряем для Церкви множество людей, которые могли бы быть ее полноправными членами.
В последние годы по Нашему благословению совершались десятки миссионерских поездок в разные епархии Русской Православной Церкви, в том числе весьма удаленные. Почти везде они констатировали существование значительного недоверия и даже предубеждения по отношению к православному духовенству. Очень часто в ответ на призыв креститься люди сначала не откликались. Оказывается, они были уверены в том, что приезжие священнослужители хотят «подзаработать», приехали собирать деньги. Когда ошибка выяснялась, и они убеждались в том, что миссионеры крестят и служат бесплатно, являлись толпы людей, желающих принять Крещение, исповедаться, причаститься, пособороваться или повенчаться. Много случаев, когда люди крестятся сотнями, прямо в реке, подобно тому, как было при Крещении Руси.
Интересно, что в ответ на вопрос: «Почему вы не идете к священникам, которые служат неподалеку?», часто дается ответ: «Мы им не доверяем!» И это не удивительно. Если в деревнях Карелии православные священники требуют от простого народа по 500 рублей за каждого крещаемого, а рядом действуют множество протестантских миссионеров, которые всегда и везде не только крестят бесплатно, но и одаривают народ обильными подарками, то можно ли удивляться тому, что народ идет к протестантам?
Нам известны многочисленные случаи, когда местные священники и даже правящие епископы не соглашаются принять в свои районы миссионеров потому, что они будут крестить бесплатно и испортят, так сказать, рынок, подорвут экономическое благосостояние епархии. Разве можно в наше время, когда Господь по молитвам новомучеников даровал нам свободу, забывать свой миссионерский долг? Когда же мы станем миссионерами, если не теперь, после многих десятилетий гонений от воинствующего атеизма, породившего целые поколения ничего не знающих о Боге людей? Когда мы начнем проповедовать слово Божие, если не сейчас, в тот момент, когда наш народ гибнет от безнравственности, алкоголизма, наркотиков, блуда, продажности и корыстолюбия?
В ответ на бескорыстный, самоотверженный подвиг священника-пастыря благодарный народ сам принесет ему все необходимое и в количестве гораздо большем, чем «наторгует» наемник в своем храме, превращенном в торговую лавку. Народ поможет благоговейному священнику, в котором он узнает любящего отца, ремонтировать храм. Господь пошлет ему добрых жертвователей и помощников и через него обратит к вере и спасет тысячи людей.
Нам не раз приходилось говорить на Епархиальных собраниях духовенства города Москвы о нежелательности взимания какой-либо платы за исполнение треб. В первую очередь это касается совершения Таинства Крещения или Причащения на дому. Это отнюдь не означает, что труд священника останется невознагражденным, однако вознаграждением должно служить добровольное пожертвование участников Таинства, но никак не строго определенная выплата мзды, согласно установленному за свечным ящиком тарифу.
А потому мы полагаем, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, а особенно за Святое Крещение, дабы не отвечать нам на Страшном суде за то, что препятствовали спасению множества людей. Одновременно мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения не должны быть назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием.
В настоящее время мир кардинально изменился, открылись новые возможности для проповеди веры и благоустроения церковной жизни, но не все священнослужители оказались к этому готовыми. В новых условиях хорошо заметен «непрофессионализм» пастырей, воспитанных в советскую эпоху. Это зачастую усугубляет уже имеющиеся изъяны, проистекающие от недостаточного образовательного уровня.
У некоторых священнослужителей обнаруживается теплохладность, равнодушное отношение к своим обязанностям, нежелание следовать призыву Апостола Павла, начертанному на иерейском кресте: Образ буди верным, словом, житием, верою, любовию и чистотою (1 Тим. 4. 12).
Сложившееся положение вещей ставит вопрос о дополнительной подготовке духовенства. Нам необходимо готовить пастырей, которые не только способны совершать богослужение, но и нести благую весть о Христе повсюду: в воинские части, образовательные учреждения, интернаты для престарелых, больницы, в места лишения свободы. Нежелание или неспособность православного духовенства решать подобные вопросы приводит к тому, что вместо заботливого пастырского слова наши сограждане встречаются с открытой пропагандой сектантских миссионеров, вместо проповеди истины в души людей широким потоком вливаются различные религиозные суррогаты.
Думается, Епархиальному совету следует внимательнее относиться к испытанию кандидатов в священство и, принимая решение о возможности посвящения ставленника в сан, обращать самое пристальное внимание на соответствие его способностей требованиям времени.
Соблазны и искушения
На прошлых Епархиальных собраниях уже говорилось о соблазнах и искушениях, идущих с разных сторон. Имеются в виду проблемы, возникающие в результате деятельности как безудержных «прогрессистов», реформаторов-неообновленцев, так и закостенелых неоконсерваторов, неостарообрядцев, фанатично цепляющихся за старое, боящихся всего нового. На это последнее явление, которое можно было бы назвать тоталитарным неостарообрядчеством и которое не менее опасно и агрессивно, чем религиозный модернизм, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание.
На основе анализа истории русского старообрядчества мы можем выделить некоторые характерные черты этого явления. Во-первых, это «канонизация» конкретного национального бытового уклада определенного времени — начала XVII века. В восприятии сторонников подобных идей эти и предшествующие времена святы, а все последующие века жизни Церкви определяются не Промыслом Божиим, а действием бесовских сил. Религиозная цель уже достигнута, она позади, впереди же все мрачно — время антихриста. Надо возвратиться назад, поскольку впереди цели нет. Второе Пришествие Спасителя воспринимается не как светлое и радостное событие встречи с Господом, а исключительно как переживание ужаса от предшествующего ему явления антихриста. Светлый рай только для тех, кто живет по укладу и традициям XV