Состоялась встреча представителей Совета Федерации с членами Межрелигиозного совета России
28.10.2004 · Архив 2004
28 октября 2004 года в гостинице «Даниловская» в рамках программы «День сенатора» состоялась встреча представителей Совета Федерации с членами Межрелигиозного совета России.
Среди участников встречи были председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ю.А.Шарандин, заместитель председателя Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Н.В.Косарев, член Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.В.Сударенков, председатель Комиссии СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Н.П.Тулаев, заместитель председателя Комитета СФ по правовым и судебным вопросам М.Н.Умаров, председатель подкомитета по общественным объединениям и религиозным организациям Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии С.Е.Шеблыгин, а также заместитель руководителя пресс-службы Совета Федерации В.Ф.Мисюченко и заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы О.Ю.Васильева.
Межрелигиозный совет России представляли председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, от Федерации еврейских общин России — раввин А.М.Лакшин, от Координационного центра мусульман Северного Кавказа — муфтий Шафиг Пшихачев, от Буддийской традиционной сангхи России — Санжей Лама, от Центрального духовного управления мусульман России — муфтий Мухаммадгали Хузин, от Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России — раввин З.Л.Коган, руководитель аппарата Совета муфтиев России Харис Хазрат Саубянов, заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Михаил Дудко и исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Р.А.Силантьев.
«Необходимы прямые контакты между религиозными организациями и Советом Федерации, чтобы вместе выявлять болевые точки, — подчеркнул во вступительном слове заместитель руководителя пресс-службы Совета Федерации В.Ф.Мисюченко. — Представители Межрелигиозного совета России должны знать, с кем из членов Совета Федерации они могут напрямую взаимодействовать по тем или иным вопросам».
После обмена приветствиями законодатели и представители традиционных религий страны обсудили вопросы демографической политики, безопасности государства, законодательного обеспечения религиозной деятельности.
В своем выступлении митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил: «Я считаю большой ошибкой ограничивать наш интерес к законодательному процессу только той его частью, которая касается функционирования самих религиозных организаций. К сожалению, многие вопросы и озабоченности, которые высказывают религиозные деятели, не находятся среди главных тем общественной дискуссии».
Экология — один из вопросов, имеющих огромное значение для нашей страны. А значит, и для религиозных организаций он не может быть безразличным, считает председатель ОВЦС МП. «К прискорбию, наши общественные дебаты по законопроектам, касающихся этих проблем, нельзя назвать достаточно вразумительными, — отметил митрополит Кирилл. — Из сообщений СМИ нельзя сделать вывод о том, как проходят эти дебаты, какие темы имеют наибольшую значимость для страны. Например, если спросить прохожего, каково его отношение к Киотскому протоколу, он, скорее всего, просто пожмет плечами. Этот документ, имеющий огромное значение для страны и мира, не был в центре общественной дискуссии. Я не припомню ни одной телевизионной передачи, в которой по-настоящему поднималась эта тема.
Поэтому для нас как представителей религиозных организаций в контексте обсуждения такого рода законов желательно иметь непосредственный диалог с членами Совета Федерации. Нам хотелось бы услышать ваше компетентное мнение, а вам, возможно, интересно было бы узнать наше смиренное понимание проблемы, которое могло бы обогатить общественную дискуссию».
Вторая проблема, которая вызывает особую озабоченность, — демографическое состояние российского общества. По словам митрополита Кирилла, «временами средства массовой информации обвиняют Церковь в том, что мы недостаточно громко говорим о демографической катастрофе, разразившейся в России. Это неправда. Мы постоянно поднимаем эту тему. Однако язык религиозного человека отличается от языка политика или ученого. Обращаясь к людям с церковного амвона, мы не оперируем цифрами, процентами смертности и рождаемости. Но мы говорим о самом главном: о том, что этот кризис имеет своей причиной не столько экономическое состояние страны, сколько состояние души человека.
Наши деды и прадеды не были богаче нас, однако у них не возникал вопрос, иметь ли детей. Сегодня же, исходя из опыта самых богатых стран мира, в которых стремительно уменьшается численность коренного населения, мы видим, что вопрос рождения детей никак не связан с уровнем потребления, с уровнем благополучия той или иной семьи. Люди просто не хотят брать на себя бремя, не хотят собой жертвовать. Воспитание ребенка — это жертва: вы тратите свое время, отнимаете от себя материальные средства, лишаетесь досуга. Жертва — это всегда подвиг, а подвиг есть нравственное делание. За деньги подвиг не совершается. Возможно, тот факт, что в нашей жизни стало меньше героизма, подвижничества, тоже имеет в своей основе нравственное состояние общества.
Мы говорим о демографическом кризисе именно в этих категориях. Наша специфическая ответственность — будить совесть людей, их нравственное чувство. И мы будем продолжать это дело».
Владыка Кирилл считает полезным более активное участие религиозных организаций в разработке и обсуждении законов, касающихся охраны здоровья нации, здравоохранения, демографии. С этой проблемой тесным образом связана тема государственной поддержки института семьи, защиты материнства и детства, сохранения человеческой жизни. Не может быть реальной борьбы с демографическим кризисом, если общество не поддержит многодетные семьи, если эта проблема по-прежнему будет находиться на периферии общественного сознания.
«На сегодняшний день основными темами дебатов в обществе стали экономика и безопасность, а все остальное находится на периферии, — подчеркнул митрополит Кирилл. — Но возникает вопрос: зачем нам развитая экономика и безопасность, если наш народ вымирает?
Считаю очень важной координацию усилий религиозных организаций, законодателей и других представителей государственной власти, а также средств массовой информации для разрешения актуальных проблем общества. Жизнь человека, его благополучие, здоровье нации — то, что мы называем полнотой жизни, а ученые качеством жизни, — все это является темой церковной проповеди».
Обратившись к теме законодательства, регулирующего деятельность религиозных организаций, митрополит Кирилл подчеркнул: «Складывается впечатление, что при разработке и принятии законов, связанных с налогообложением, имуществом, землей, законодатели под религиозной деятельностью понимают то же самое, что и советские руководители в прежние годы. При советской власти религиозной деятельностью считалась только культовое служение, потому и религиозные деятели назывались служителями культа. Все, что выходило за рамки молитвы и богослужения, религиозной деятельностью не признавалось и находилось под запретом. Запрещалась образовательная деятельность, благотворительность. Даже внутри одной религиозной организации богатый приход не мог оказать помощь бедному.
Сегодня общество ждет от нас не только культовых действий, хотя конечно, богослужение и сейчас является центральной частью религиозной практики человека, но и участия в решении вопросов, относящихся к качеству жизни. Это в первую очередь вопросы образования, культуры, защиты человеческого достоинства. Это темы, связанные с социальным благополучием общества, защитой семьи и человеческой личности. Церковь не только может, но должна участвовать в разрешении этих проблем, поскольку в понятие исповедания религии входит все то, что религия может адресовать личности и обществу, все, что может быть использовано для положительного развития общественной жизни.
Эта область деятельности Церкви не воспринимается законодателем как религиозная и поэтому подвергается налогообложению. Законодательство загоняет религиозные организации в прокрустово ложе культовой деятельности, навязанное советской атеистической идеологией.
Нам приходится объяснять, что когда мы говорим об объектах религиозного назначения, речь идет не только о храмах, синагогах и мечетях, что религиозное назначение в широком смысле слова имеют и больницы, и богадельни, и приюты для сирот. Из этих объектов Церковь не извлекает прибыль, наоборот, приходы и епархии вкладывают свои средства в эти учреждения, чтобы поддержать нуждающихся в помощи. Уверен: вопрос о том, что такое религиозная деятельность, должен стать темой для серьезного, мировоззренческого диалога. Хотелось бы, чтобы законодатели понимали, что закон не должен ограничивать религиозную деятельность культовым служением. Надеюсь, что этот рудимент атеистического мышления постепенно исчезнет из общественного сознания».
Представители традиционных религиозных организаций России в своих выступлениях коснулись наиболее болезненных проблем современного общества: терроризма, социального неравенства, экологии, демографической ситуации.
В частности, раввин З.Л.Коган посвятил свое выступление вопросам благотворительности.
Муфтий Равиль Гайнутдин подчеркнул, что благодаря совместным усилиям Русской Православной Церкви и исламских организаций России на территории Чечни нет конфликтов на религиозной основе. «Межнациональные войны быстро заканчиваются, а вот межрелигиозные противостояния длятся веками. Мы должны приложить все силы, чтобы на территории Российской Федерации не возникало конфликтов на религиозной почве», — подчеркнул он.
Со стороны члена Совета Федерации М.Н.Умарова и других сенаторов прозвучало предложение членам Межрелигиозного Совета России один или два раза в месяц выступать в телевизионной передаче, в рамках которой они бы разъясняли позицию религиозных организаций по актуальным проблемам современности, в том числе по проблеме терроризма.
В заключение беседы обеими сторонами было высказано пожелание регулярно проводить встречи между представителями Совета Федерации и Межрелигиозного совета России.
См. также: