Доклад архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «О развитии системы православного образования для мирян за период 2000 — 2004 гг.»

Ваше Святейшество!

Высокопреосвященнейшие и Преосвященнейшие Владыки!

Религиозное образование для мирян всегда было важнейшей частью церковного служения. На начало XX века в России существовало почти 35000 начальных училищ (церковно-приходских школ и школ грамоты) ведомства Св. Синода. В них проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся — почти треть всех учеников начальных училищ Российской империи. Кроме этого, во всех государственных и частных школах страны, средних и высших, изучался Закон Божий.

В годы гонений и испытаний система религиозного образования мирян была полностью уничтожена. Запрещено было и подвергалось жесточайшим преследованиям даже домашнее обучение детей основам православной веры.

Для руководства и координации религиозного образования мирян в 1991 году был создан Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Задачи Отдела принципиально отличны от тех, которые ставит себе Учебный комитет. Церковь состоит не только из клира, но и из мирян. Обучение мирянина не может и не должно ставить себе задач, специфичных для подготовки священнослужителей. Мирянин остается жить в миру, среди людей, зачастую, очень далеких от Православной Церкви. Не оставляя мира, в плодотворном соработничестве не только с верующими, но и с неверующими, а также с людьми, принадлежащими к другим конфессиям, он должен уметь сохранить чистоту Православного учения и свидетельствовать не только своими словами, но и всем своим образом, всей своей жизнью о достоинстве Святой Православной веры.

Структура Отдела соответствует направлениям его деятельности, указанным Архиерейским Собором 1994 года в его определении ‘О задачах Русской Православной Церкви в сфере религиозного образования’. В этом определении Собора была сформулирована стратегия развития религиозного образования Церкви на ближайшие десятилетия.

Основной целью деятельности Отдела является попечение о религиозном образовании и духовно-нравственном просвещении общества в соответствии с учением и традициями Русской Православной Церкви.

Отдел осуществляет:

— методическое руководство преподаванием вероучительных предметов, а также православным обучением и воспитанием в православных религиозных организациях, в православных учреждениях общего, основного, дополнительного и профессионального образования;

— методическое руководство преподаванием связанных с религией дисциплин, входящих в образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений;

— экспертизу и подготовку изданий учебной и катехизической литературы в православных религиозных организациях;

— содействие православным религиозным организациям в осуществлении православного образования, духовно-нравственного просвещения и катехизации;

— содействие в правовом обеспечении образовательной, катехизаторской и духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви;

— координацию деятельности епархиальных отделов религиозного образования;

— проведение конференций, семинаров, симпозиумов, выставок по вопросам религиозного образования и катехизации, а также по вопросам культурно-просветительской деятельности.

На Архиерейском соборе 1994 года религиозное образование было признано исключительно важной областью деятельности Церкви. За десять лет, прошедших после собора, в этой области была проделана многообразная, огромная и плодотворная работа.

Несмотря на чрезвычайные трудности, практически полное отсутствие помещений, пригодных для занятий, финансовую необеспеченность, недостаток образованных педагогов из священников и мирян, церковная система религиозного образования к настоящему времени заметно окрепла. Во всех епархиях Русской Православной Церкви ведется значительная духовно-просветительская работа. Созданы городские центры православного просвещения, православные гимназии и лицеи, все больше детей и взрослых занимаются в воскресных школах при храмах и монастырях. Значительное число светских школ вводят в программу обучения предмет «Основы православной культуры». Получили государственную лицензию на образование ведущие православные учебные заведения для мирян, такие как Российский Православный университет во имя св. ап. Иоанна Богослова и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Продолжает расширяться выпуск православной литературы, в большинстве епархий выходят православные газеты и журналы, или приложения к местным светским изданиям. Православные пастыри ведут передачи на радио и телевидении. Духовно-просветительская работа проводится в тюрьмах, в больницах, в домах ребенка, в приютах, в армии и на флоте. Почти все епархии проводят конференции, чтения, посвященные проблемам православного образования. В них принимают участие наряду с православными священниками, учителями, деятелями культуры и светские педагоги, ученые, все люди, живо заинтересованные в духовно-нравственном возрождении нашего общества.

Вместе с тем, следует учитывать, что первоначальные успехи в создании православной системы образования в значительной степени были основаны на усилиях энтузиастов, православных людей, самоотверженно и бескорыстно посвятивших свою жизнь святому делу приобщения детей и взрослых к Слову Божию. Однако на одном энтузиазме система образования существовать не может. Если мы хотим, чтобы она выстояла и укрепилась, необходимы целенаправленные усилия по ее поддержке. К сожалению, немалая часть священников, озабоченных восстановлением храмов, преодолением материальных трудностей, налаживанием жизни прихода, и до сих пор не уделяют должного внимания созданию и развитию православных школ.

Состоявшийся в августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял ряд документов, в которых уделено большое внимание религиозному образованию. Было указано, что крайне важно создание при каждом монастыре и приходе различных образовательных структур, прежде всего воскресных школ. Собор одобрил и введение преподавания богословских дисциплин в светских высших учебных заведениях, там, где предоставляется такая возможность. Архиерейский Собор отметил, что следует выработать целесообразные подходы к преподаванию религиозных знаний как в церковно-приходских воскресных школах, так и в школах светских. Православные гимназии должны поддерживать высокий общеобразовательный стандарт, при этом не забывая о воспитании подлинной церковности, укорененной в литургической жизни. Особенно важно, как гласит Определение Собора, является утверждение права верующих детей и их родителей на получение общедоступного религиозного образования, а также на то, чтобы содержание обучения в светских школах не противоречило воспитанию, получаемому в православной семье.

В принятых на Соборе Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, подчеркнуто, что Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших учебных заведениях. В этих целях Церковь также создает православные общеобразовательные учебные заведения.

Действенным средством оживления работы на местах и распространения новых, более совершенных форм духовно-просветительской работы в епархиях Русской Православной Церкви стали ежегодные Рождественские образовательные чтения, проводившиеся при участии не только церковных, но и светских образовательных структур, таких как Министерство образования РФ, Российская академия образования.

Благодаря Рождественским чтениям удалось заинтересовать православным просвещением значительное число работников управления образованием, педагогов, деятелей культуры. Конечно, не все они сразу войдут в Церковь, услышат зов призвания Божия, но интерес к родной православной традиции и понимание важности ее для жизни у них уже появился.

C 24 по 31 января 2004 года в Москве прошли Двенадцатые Международные Рождественские чтения, посвященные уяснению важности подвига новомучеников и исповедников Российских для восстановления духовных традиций русской жизни, культуры, образования, а также воспитания подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству.

Размах Рождественских чтений возрастает год от года. Всего в Чтениях 2004 года приняло участие около 12 тысяч человек. Отрадно отметить, что постепенно меняется качественный состав участников Чтений. По сравнению с Чтениями, проводившимися в 2000-м году число участников выросло более, чем в два раза. Усилился интерес к ним у светских педагогов и особенно у руководителей образованием всех уровней, в том числе всероссийского, регионального и муниципального. Из общего числа участников их было около 23 процентов (в прошлом году всего 11 процентов). Педагогов в Чтениях участвовало 29 процентов, 12 процентов священно- и церковнослужителей, свыше 25 процентов представителей науки, культуры и искусства. И значительная часть этого прироста произошла за счет притока новых людей, представляющих светскую систему образования, науку, культуру. Чтения привлекают к себе все новые и новые круги творческой и научной, вузовской интеллигенции, светских педагогов, стремящихся овладеть православным мировоззрением во всей его полноте.

Продолжает расти количество участников, представляющих самые отдаленные регионы России, страны ближнего зарубежья. На Чтениях присутствовали представители большинства епархий Русской Православной Церкви, Беларуси, Украины, стран Балтии, Средней Азии. Присутствовали гости из 15 стран дальнего зарубежья. В рамках Чтений прошло 80 секций, конференций и круглых столов, учителями московских и подмосковных школ было проведено 20 открытых уроков. Всего было заслушано более 70 пленарных докладов и свыше 800 секционных.

В рамках Чтений была организована выставка, посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских.

Участники Чтений приняли также итоговый документ, касающийся изучения православной культуры в светской школе. В нем отмечается, что ‘в курсах гуманитарных дисциплин история, традиции и культура Православия представлены неадекватно их действительному значению в прошлом и в современной жизни российского общества… Необходимо пересмотреть и доработать содержание государственных образовательных стандартов, программ дошкольного, общего и профессионального образования с целью включения в них знаний о ценностях и традициях отечественной культуры… Включение в содержание общего образования учебного предмета ‘Православная культура’ могло бы помочь духовно-нравственному воспитанию учащихся, противодействию продолжающейся массированной пропаганде среди детей и молодежи насилия, половой распущенности, социальной безответственности, что угрожает существованию и будущему российского общества и государства’.

Основой церковной системы образования являются церковно-приходские воскресные школы. Уже по самому своему определению они тесно связаны с приходами и с приходской жизнью, одним из наиболее наглядных ее проявлений. Воскресная школа дает возможность детям и взрослым глубже вникнуть в смысл православного богослужения, полюбить его незамутненную красоту, стать не номинальным, а истинным членом Церкви Христовой.

В лучших воскресных школах преподаются не только вероучительные дисциплины, растет интерес к духовно-художественным дисциплинам, музыке, словесности, истории, традиционному народному искусству. Музыка, пение, иконопись приобщают и к Церкви, и к великой христианской культуре. Воскресные школы зачастую превращаются в художественные, музыкальные школы, прекрасные центры дополнительного образования детей. Богослужение ведется у нас на церковно-славянском языке, и изучение его не только углубляет понимание богослужения, но и прививает вкус к родной словесности.

В воскресных школах отрабатываются педагогические приемы и методы воспитания и образования, которые могут быть успешно применены и в муниципальных и государственных школах.

Обучение Закону Божию в воскресной школе нельзя сводить к отвлеченному знанию, нужно прежде всего научить детей жить по-христиански, помочь его нравственному возрастанию, приобщить к делам церковной благотворительности, а этого не сделать без оживления приходской жизни. В таких приходах, где развивается православное образование, активизируется издательская деятельность, социальное служение, проводятся культурные и просветительские мероприятия, к приходу начинают тянуться люди.

Современному священнику нелегко приходится на приходе. А воскресная школа это всегда немалые дополнительные заботы, нужно и где-то разместить учащихся, найти достойных преподавателей или самому взять на себя это совсем непростое бремя. Но несмотря на все трудности, сопутствующие организации воскресных школ, значительная часть духовенства сознает важность и необходимость обучения детей на приходе. Наличие воскресной школы, ее благополучие, один из самых точных и достоверных показателей нормального развития приходской жизни, гарантия ее будущего.

Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый приход, в особенности там, где есть дети, постепенно становился настоящим духовно-просветительским центром. Таких приходов становится все больше. При крепких приходах развиваются различные формы образовательной деятельности, например, курсы катехизации крещаемых, библиотеки, сестричества, ведется миссионерская деятельность, посещаются воинские части, заключенные в тюрьмах.

При дальнейшем развитии работы с детьми естественно возникают летние лагеря, паломнические поездки, фестивали детского творчества, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Интересен опыт работы с воскресными школами и налаживание межприходского общения в Андреевском округе г. Москвы (благочинный — протоиерей Анатолий Кожа), где стали регулярными фестивали и выставки детского творчества. Заслуживает особого внимания детский православный дом творчества, созданный на базе воскресной школы храма в честь иконы Божией Матери ‘Живоносный Источник’ в Царицыно.

В настоящее время в значительном числе епархий создана целая сеть воскресных церковно-приходских школ, курсы для подготовки и повышения квалификации преподавателей воскресных школ. Прекрасно поставлена работа по созданию воскресных школ в Кемеровской, Московской, Воронежской, Екатеринбургской, Ставропольской, Саранской, Якутской и ряде других епархий.

На основании анализа имеющихся в Отделе отчетов общее количество воскресных школ по данным на конец 2003-го года превысило 3500 из общего числа 16350 приходов (по сравнению с 2000-м годом возросло на 30%), в них обучается свыше 100 тысяч детей. В Москве по сведениям, собранным Отделом, на сентябрь 2004 года было 188 церковно-приходских воскресных школ (число их увеличилось за тот же период на 54, однако количество их все еще остается недостаточным, поскольку богослужение совершается в 480 храмах). Всего в них обучалось около 10 тыс. учащихся. Больше всего воскресных школ в Московской епархии — 566 (более, чем в половине храмов, с 2000-го года число их возросло вдвое). Число учащихся за этот же срок увеличилось не так сильно с 10400 до 12640 человек.

В Кемеровской епархии, в которой религиозное образование поставлено образцово и воскресные школы созданы практически в каждом храме. Кроме того, существует трехуровневая система воскресных школ. Во-первых, это воскресные школы, организованные по типу кружков, где производится первичная катехизация детей и взрослых, обучение их элементарным основам церковного вероучения, христианской нравственности и правилам поведения в храме. Имеются и приходские катехизаторские школы семейного типа, ориентированные на вовлечение всей семьи в церковную жизнь православной общины, в ее социальное служение. На втором уровне находятся церковно-приходские школы, дающие систематизированное начальное православное образование. Самый высокий уровень образования дает воскресная богословская школа, которая наряду со школами второго уровня позволяет юношам подготовиться к поступлению в духовные учебные заведения.

К сожалению, состояние дел с воскресными школами по епархиям не может пока считаться в целом удовлетворительным. Наряду с епархиями, в которых прекрасно поставлена работа, есть и такие, где воскресная школа пока все еще большая редкость.

Со времени проведения Архиерейского собора 1994 года, предписавшего создание в каждой епархии развитой системы религиозного образования, прошло уже 10 лет. Значительно улучшилось положение дел с религиозной литературой, с учебными пособиями по Закону Божию, появилось немало детской литературы, разработаны программы и методические материалы, их можно найти и в интернете. На приходах многих епархий нередки люди, получившие богословское образование. Тем не менее, воскресные школы созданы далеко не везде, хотя, безусловно, практически каждый приход в состоянии уделить детям несколько часов в неделю.

На сегодня очевидно, что устойчивыми точками роста нашей Церкви являются те приходы, общины, братства, монастыри, подворья, в которых развивается образовательная деятельность.

Необходима помощь Воскресно-школьному движению в обретении им масштаба, соизмеримого с его ролью и местом в Церкви.

Епархиальные отделы религиозного образования должны обратить сугубое внимание на развитие сети воскресных школ на приходах. В настоящее время для стимулирования образовательной деятельности на приходах целесообразно ввести при каждом благочинии должность помощника благочинного по образованию. А для повышения образовательного уровня педагогов воскресных школ при епархиальных отделах религиозного образования должны быть организованы двух или трехгодичные курсы повышения квалификации законоучителей и созданы комиссии для аттестации воскресных школ. Следует регулярно проводить инспектирование воскресных школ, как это делается уже в Кемеровской епархии.

Необходимо предусмотреть введение на приходе штатных единиц для педагогов Воскресной школы. Тяжелый труд учителя должен быть оценен по достоинству.

При Синодальном отделе религиозного образования и катехизации ведется систематическая работа по налаживанию образовательной деятельности в приходах Москвы, оказывается и помощь другим епархиям. В истекшем году Отделом проведено шесть семинаров и три педагогических мастерских для преподавателей воскресных школ.

Важное значение для дальнейшего укрепления системы приходского образования г. Москвы и развития межприходской образовательной деятельности в благочиниях имел Пастырский семинар ‘Проблемы воскресных школ’, проведенный 17 ноября 2003 г. Отделом религиозного образования и катехизации совместно с Московской епархиальной Комиссией по церковному просвещению и воскресным школам, возглавляемой протоиереем Анатолием Кожа, где присутствовало свыше 100 священнослужителей, руководителей и преподавателей воскресных школ.

Нужно отметить, что за последнее время существенно возрос образовательный ценз педагогов воскресных школ. Повысился уровень учебно-методической работы. Проводится постоянная аттестация воскресных школ. Восьмой год при Отделе функционируют трехгодичные Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея Тверского. На них ведется подготовка и переподготовка церковных педагогов и учителей Закона Божия для воскресных школ Москвы и Московской области. Курсы начали готовить преподавателей по предмету ‘Основы православной культуры’. В настоящее время на Курсах обучается около 100 человек. Курсы окончили около 200 человек, почти все они трудятся в области религиозного образования на приходах Москвы и Подмосковья. В настоящее время ведется подготовка к преобразованию Курсов в факультет Российского православного университета с вечерней формой обучения.

В конце обучения предусмотрена аттестация Епархиальной комиссией, дающая право на преподавание Закона Божия в воскресных школах. Подготовлены и утверждены Положение о церковно-приходской воскресной школе и Положение об аттестации работников церковно-приходского образования.

Православные начальные и средние общеобразовательные учебные заведения — гимназии, лицеи осуществляют наряду с базовым средним образованием, требуемым государственной системой образования, углубленное изучение основ православного вероучения, ознакомление учащихся с богатейшим миром православной культуры, ставят задачу формирования у них целостного христианского мировоззрения, прививают и закрепляют у них навыки добродетельной жизни. Этому как нельзя лучше способствует вся атмосфера православного учебного заведения с его благочестивым устроением, а также наличие в нем духовника-воспитателя, с любовью и внимательностью наблюдающего за возрастанием в добре детских душ.

В отличии от воскресных школ, православные гимназии выполняют задачу беспрецендентную. Выпускники православных учебных заведений должны обладать гармоничным сочетанием веры и знания, целостным православным миропониманием. В православных гимназиях осуществляется принцип целостности в образовании и воспитании, базирующийся на православной основе. Их выпускники — будущее нашей Церкви и нашей страны.

Лучшие православные гимназии удачно соединяют в себе высокий уровень знаний и дух православной культуры, без которого знания не могут служить нравственному возрастанию личности. Сочетание веры и знания, энтузиазма и опыта наставников и учителей православных гимназий, лучших русских педагогических традиций, сделало их уникальными центрами традиционной культуры и образования, представляющими интерес не только для православных учителей, но и для отечественной системы образования в целом.

Решениями Архиерейского Собора 1994 года было предписано каждой епархии иметь образцовую православную гимназию. Эти гимназии, помимо своего основного назначения учить детей, являются своего рода учебно-методическими лабораториями православной педагогики, возрождения лучших традиций отечественного образования. От того, есть ли в епархии православная гимназия, во многом зависит и успех православного образования в региональных светских школах. В настоящее время имеется 19 общеобразовательных православных учебных заведений в Москве. В Московской епархии также 19 православных учебных заведений, в Ставропольской епархии — 6, во Владимирской — 5, в Оренбургской — 4, в Ивановской 4, в Калужской 2. Во многих епархиях создано по одной гимназии. Однако следует отметить, что в масштабе всей России количество православных школ и учащихся в них пока еще совершенно недостаточно. Приходится констатировать, что не во всех епархиях архиереи и пастыри, да и православные миряне ясно осознали важность создания православных общеобразовательных учебных заведений и их значение для возрождения Русской Православной Церкви и нашего Отечества.

Конечно, организация и содержание православной гимназии дело достаточно сложное. Но, можно с уверенностью сказать, что труды по ее созданию окупятся сторицей. Тем более, что рядом епархий накоплен превосходный опыт, которым можно сейчас воспользоваться. Для его обобщения и решения проблем, присущих православным общеобразовательным учебным заведениям, при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации в 1997 году создан Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования. В Совет входят директора и духовники 25 православных школ Москвы и Подмосковья. Советом директоров проводятся для гимназистов совместные богослужения, встречи, олимпиады по математике, физике и биологии. В июне 2004 года в храме Христа Спасителя состоялось вручение аттестатов зрелости 152 выпускникам 16-ти православных школ Москвы и Подмосковья. Практически все выпускники православных гимназий поступают в Высшие учебные заведения, а некоторые из них идут в духовные школы. После окончания Божественной литургии каждому выпускнику вручается Священное Писание на церковно-славянском языке как благословение на добрую христианскую жизнь во благо Церкви и Отечества.

К сожалению, материальное положение православных гимназий продолжает оставаться весьма затруднительным. На заседаниях Совета обсуждаются проблемы выживания православных школ в условиях непростой государственной экономической налоговой политики, типовой устав православной школы, содержание и подходы к преподаванию вероучительных и общеобразовательных предметов, пути и формы приобщения детей к почитанию новомучеников и исповедников Российских.

Мы переживаем исторический период, когда вся система государственного образования находится в глубоком кризисе, о чем свидетельствует и новая редакция закона РФ ‘Об образовании’, принятая в августе 2004 года. В соответствии с этой редакцией Закона негосударственные учебные заведения, в том числе и православные, прошедшие аккредитацию, лишаются государственного финансирования для освоения образовательного стандарта. Новая редакция Закона отменяет освобождение негосударственных образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Надежды на определенную поддержку государством православных школ в настоящее время оказались неосуществленными. В таких обстоятельствах необходима деятельная помощь им со стороны Церкви.

Чрезвычайно важное значение для сохранения системы православного образования имело бы обращение священноначалия Русской Православной Церкви к руководству страны о целевой поддержке лучших православных учебных заведений, являющихся уникальными культурно-образовательными центрами, возрождающими культурные и духовные традиции дореволюционных русских гимназий.

Поддержка и развитие церковных школ является достаточно эффективным средством консолидировать и активизировать жизнь творческих, созидательных сил нашей Церкви. К сожалению, до сих пор приходится встречаться с предубеждением некоторой части духовенства, недооценивающего благотворные возможности православных школ и не желающих принять деятельное участие в их поддержке. Между тем, нравственный климат во многих государственных и муниципальных общеобразовательных школах продолжает ухудшаться. Однако на церковное воздействие, направленное на преодоление негативных тенденций в школе, пока рассчитывать не приходится. В этих условиях православные учебные заведения могут представить реальную альтернативу нравственной и духовной деградации и стать продолжением церковной ограды, хотя бы для части православных детей. К этому должны быть приложены усилия не только приходского духовенства, но и родителей, являющихся прихожанами наших храмов. Не излишне напомнить, что святой Иоанн Златоуст обличал грех верующих родителей, отдающих детей в языческие школы.

Настоятельно назрела потребность определить учебных заведений для мирян в нашей Церкви. До сих пор о них нет даже упоминания в Уставе Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Мы предложили поправки в Устав, подготовили Положение о Православной общеобразовательной школе и другие нормативные документы. Узаконенный статус Православных школ дал бы благотворный импульс к развитию как религиозного, так и всего образования в нашей стране.

Целесообразно было бы предоставить ЦЕРКОВНЫЙ СТАТУС успешно действующим православным учебным заведениям для мирян, для чего необходимо внести дополнения в Устав РПЦ, предусматривающие наличие во всех епархиях православных гимназий и регламентирующие их взаимодействие с епархиальным управлением (например, с епархиальным ОРОиК) через ответственность дирекции и духовника (куратора) школы перед правящим архиереем. Необходимо, чтобы епархии материально поддерживали гимназии, имеющие такой церковный статус.

Современная православная школа стала значимым явлением в общественной жизни России и ее вклад в российское образование достаточно весом. Подлинное возрождение нашей страны невозможно без решения задачи духовно-нравственного воспитания детей, которая невыполнима без сотрудничества с Церковью. Это осознают и руководители государственной системы образования. Сотрудничество с Министерством образования Российской Федерации является важным направлением развития религиозного образования. В 1999 году был подготовлен и заключен договор о сотрудничестве Министерства образования и Русской Православной Церкви. В нем отмечалась особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также высказывались намерения по осуществлению сотрудничества в воспитании детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, заявлялось о содействии реализации программ, направленных на развитие духовности и образования России, подтверждалась готовность к противодействию деятельности деструктивных сект, осуществляемой в образовательных учреждениях.

Министерство образования также обязалось содействовать организации преподавания предмета «Основы православной культуры» в составе вариативной компоненты содержания образования, то есть в рамках учебной программы. В целях осуществления сотрудничества создан постоянно действующий Координационный Совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Русской Православной Церкви, призванный согласовывать совместные действия Министерства образования и Русской Православной Церкви по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Важнейшим результатом работы Координационного совета было введение стандарта по специальности и направлению Теология. Обучение по направлению ‘Теология’ для степени бакалавра проходит в нескольких вузах России уже в течение 6 лет. В 2000 году по специальности ‘Теология’ (020500) создано Учебно-методическое отделение (УМО).

В сотрудничестве с Министерством был подготовлен проект информационного письма Министерства образования РФ ‘О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений’, в котором предлагается конкретный механизм реализации права религиозных организаций вести преподавание в государственной школе. Хотя это право ограничивается целым рядом условий, однако для всех радеющих за дело православного просвещения нашей молодежи появилась реальная возможность вести духовно-просветительскую работу в стенах школ.

Однако в настоящее время, в связи со сменой руководства Министерства, перспективы дальнейшего взаимодействия с ним пока не вполне ясны. Едва ли может удовлетворить духовные и нравственные запросы детских душ новая установка на введение изучения в средней школе ‘исторических и культурных основ ведущих мировых религий’. Есть опасность, что такой предмет может превратиться в слегка обновленный вариант так называемого ‘научного’ атеизма, ведущий к поверхностному знакомству с вопросами веры, способствующий неразличению добра и зла, порождающий безразличие и даже циничное отношение к подлинной религиозной жизни.

Немаловажным фактором в деле налаживания сотрудничества Церкви и государства является заключение договоров между епархиями и региональными органами управления образованием, отдельными ВУЗами. Такие договора позволяют на местном уровне конкретизировать сотрудничество, разрешить многие затруднительные вопросы. Наличие правовой базы православного образования гарантирует успешное претворение задуманных планов в жизнь. Тем епархиям, которые уделяют образованию должное внимание, как правило, подобные договора удалось заключить. Хорошие примеры такой работы дают нам Курская, Кемеровская, Московская, Смоленская и Калининградская, Новосибирская, Ставропольская, Ивановская епархии и другие. В этих епархиях уже создана определенная правовая база для конструктивной работы православных педагогов в государственных школах.

Значительное число светских школ вводят в программу обучения предмет «Основы православной культуры». Примером успешного осуществления этого может послужить Курская епархия. Здесь этот предмет преподается в 525 общеобразовательных школах из 870, т. е в 60% всех школ. Это было достигнуто благодаря созданию при Курском педагогическом университете лаборатории православной педагогики, где проводилась систематическая подготовка педагогических кадров для преподавания православной культуры. В Московской епархии духовно-просветительская работа ведется в 178 общеобразовательных школах, в Кемеровской — в 160, в Ивановской в 86, и это тоже отличный результат. Он обеспечен целой системой подготовки педагогов, использующий как государственные Вузы и ИПК учителей, так и православные высшие учебные заведения и курсы подготовки педагогов.

Епархиальным отделам религиозного образования нужно не пренебрегать работой с педагогами всех специальностей, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов. Необходимо постепенно преодолевать наследие атеистического прошлого и интегрировать православное содержание в школьные предметы.

Без крепкой церковной духовной и профессиональной основы участие в любой государственной программе изучения Православия может не принести желаемых для Церкви плодов. Такой церковной основой всей нашей образовательной деятельности должна являться система Православных учебных заведений для мирян (церковных школ, воскресных и общеобразовательных, вместе с системой подготовки кадров для них).

Многообразны те формы учебной деятельности, которые развернуты в епархиях Русской Православной Церкви по подготовке православных педагогов — это педагогические и катехизаторские курсы, открытые университеты, православные лектории, педагогические школы, средние учебные заведения, учительская семинария, курсы усовершенствования православных педагогов, Новосибирский православный институт, имеющий катехизаторский факультет.

Необходимость подготовки кадров для православного образования осознана и в ряде светских высших учебных заведений. Например, в Курском и Рязанском государственных педагогических университетах, Алтайском, Красноярском, Орловском и Тверском государственных университетах, в Новокузнецком институте повышения квалификации учителей удалось создать кафедры и лаборатории православной педагогики, кафедры теологии и уже ведется подготовка православных педагогов. Начинать можно и со чтения студентам светского вуза православно-ориентированных курсов, таких как История Церкви, Православная педагогика и т.п. Главное научиться сотрудничать с руководством, профессорами и педагогами государственных вузов. Учитывая потребность введения предмета «Основы православной культуры» в школах и трудность создания особых православных высших учебных заведений, необходимо всемерно расширять и перенимать в епархиях подобного рода опыт.

В настоящее время в ряде епархий развивается также такая форма религиозного образования, как православные классы в государственных школах. Думается, что эта разновидность работы одна из достаточно перспективных. Но здесь многое зависит от директоров школ и от местных органов управления образованием.

Тем епархиям, где пока еще не готовы педагогические кадры для преподавания основ православной культуры, можно воспользоваться дистанционным обучением, которое предлагает для педагогов Московская Духовная Академия.

Большое внимание уделяет Отдел развитию системы высшего образования для православных специалистов-мирян. При Отделе существует Российский Православный университет св. Иоанна Богослова, получивший государственную аккредитацию в ноябре 1999 года. Уровень подготовки студентов РПУ по всем общеобразовательным и специальным дисциплинам соответствует государственному стандарту для высших учебных заведений. Он готовит специалистов широкого — в первую очередь гуманитарного — профиля, способных работать, как в светских научно-исследовательских и научно-образовательных структурах, так и в структурах Русской Православной Церкви. Для преподавания привлекаются лучшие профессора и ученые. На сентябрь 2004 года общее количество преподавателей составляет 180 человек, из них 49 кандидатов наук, 25 — докторов наук. Студенты получают фундаментальную подготовку не только по своей специальности, но и глубокие богословские знания по предметам, которые входят в церковную традицию. К общегуманитарным и профессиональным дисциплинам на всех факультетах добавляются богословские предметы, такие как патрология, история Древней и Русской Церкви, Ветхий и Новый Завет, догматическое и нравственное богословие и др.

Студенты философско-богословского, исторического, филологического, юридического, экономического и экологического факультетов РПУ получают дипломы государственного образца (выпускники университета получили в 2004 году 110 государственных дипломов, из них 7 с отличием). 13 выпускников продолжили обучение, поступив в аспирантуры по специальности. 5 лучших выпускников прежних лет снова пришли в РПУ, но уже в качестве преподавателей. Количество студентов РПУ составляет на сентябрь 2004 года свыше семисот человек. В вузе обучается 6 студентов из других стран (Украина, Казахстан, Молдова). В университете 10 факультетов и регентско-певческое отделение.

Итоги работы приемной комиссии 2003 года подтвердили высокую востребованность православного высшего образования. Конкурс в РПУ составлял в среднем 4 человека на место.

Важно начинать православное воспитание детей, как можно раньше, когда детская душа формируется в раннем возрасте, дети восприимчивей к духовной реальности. Этой цели служат православные детские сады, дошкольные учреждения с русским этно-культурным компонентом и православные группы в государственных и муниципальных детских садах. В настоящее время действуют в 20 епархиях православные детские сады и в муниципальных и государственных детских садах имеются православные группы. Общее число таких садиков около 100. Наибольшее количество их в Москве: 4 православных садика и 10 православных групп в государственных детских садиках, в Калининградской области 14 детсадов с православными группами, во Владимирской епархии 10 групп и 1 православный детсад.

За прошедшие 10 лет много сделано и в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Совершенствуется содержание воспитательной работы: разрабатываются и внедряются авторские программы по духовно-нравственному воспитанию. В качестве примера можно назвать программу, разработанную иереем Олегом Оводковым и Г.Г. Паткиной из г. Ступино Московской епархии, программу «Семейный лад» коллектива авторов-педагогов московского Клуба родительского опыта «Рождество», «Сначала — слово» Н.В. Веселовской, оздоровительную программу «К здоровой семье через детский сад» коллектива авторов г. Санкт-Петербурга. Дипломами Всероссийского Выставочного Центра награждены коллектив детского сада 24 г. Ступино и семейный клуб ‘Рождество’. Для последних лет характерно начало процесса научного осмысления значимости духовно-нравственного воспитания детей с первых лет жизни. На базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования в Москве и регионах регулярно проходят курсы «Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении». Каждый год на Рождественских чтениях неизменным успехом пользуется секция, посвященная дошкольному воспитанию. В 2004 году в ней приняли участие более 200 человек Желающие открыть православный детский сад или православную группу в государственном детском саду могут воспользоваться опытом, накопленным Синодальным отделом.

В рамках XII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось общее собрание руководителей епархиальных отделов религиозного образования, на котором при Синодальном Отделе был создан Совет руководителей епархиальных отделов религиозного образования. Сотрудники Отдела регулярно выезжают по приглашению правящих архиереев в епархии Русской Православной Церкви для оказания консультативно-методической помощи на местах. Основная цель этих поездок — содействовать активизации деятельности епархиальных Отделов, совершенствованию их структуры, развитию новых направлений в их работе. Отделом религиозного образования и катехизации РПЦ было разработано новое положение об епархиальных отделах образования, которое утвердил Священный Синод в марте 1999 г. Один из важнейших пунктов этого документа предусматривает необходимость создания во всех благочиниях помощников благочинного по религиозному образования.

К сожалению, хотя со времени проведения Архиерейского собора 1994 года прошло десять лет до сих пор не во всех епархиях созданы даже Отделы религиозного образования. В ряде епархий их работа совсем не обеспечена материально. Необходимо, чтобы правящие архиереи приняли меры для исправления положения дел в области образования, продолжающего оставаться приоритетным направлением для Русской Православной Церкви. Несмотря на то, что ежегодно Его Святейшеством предписывается представление отчетов об образовательной епархии в Синодальный отдел, не все епархии выполняют это предписание. Такое отношение к делу общецерковной важности нельзя считать удовлетворительным.

Учитывая повсеместное распространение компьютерных технологий, в настоящее время довольно легко можно обмениваться информацией, а также создавать базы данных, посвященные религиозному образованию в епархиях. К сожалению, до сих пор не у всех епархий есть официальные сайты в интернете, освещающие все многообразие епархиальной жизни, в том числе и образовательную деятельность епархии, а существующие сайты далеко не всегда своевременно обновляются. Не в достаточной степени используются удобства, предоставляемые электронной связью для взаимного обмена информацией.

Каждая епархия должна создать и постоянно поддерживать свой официальный сайт, а также регулярно взаимодействовать с Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации для участия в создании общецерковной базы данных по религиозному образованию, где аккумулировались бы сведения о развитии системы религиозного образования в епархиях и находил отражение накопленный ими опыт.

Синодальный отдел оказывает помощь в организации и проведении епархиальных образовательных чтений, педагогических конференций, в установлении контактов с местными государственными органами власти и образования. В 2003-2004 году была оказана помощь Пермской епархии в организации Строгановских чтений в г. Усолье, Архангельской епархии в организации и проведении Шестых и Седьмых Иоанновских образовательных чтений. Сотрудниками Отдела прочитан курс и проведены семинары по ‘Основам православной культуры’ для педагогов в Архангельске, Владимире, Обнинске, Козельске, Мытищах, Лыткарино. Представители Отдела помогали проводить педагогические конференции в Курске, Ярославле, Печорах.

Синодальным отделом возобновлено издание журнала ‘Православное образование’. Изданы тематические листки информационного вестника ‘Православное образование’ по теме ‘Дошкольное воспитание’ и ‘Рождественские образовательные чтения’. По результатам Рождественских образовательных чтений издаются сборники докладов пленарных заседаний, сборник докладов конференции ‘Православная культура в светской школе’, ‘Христианство и наука’, ‘Православное краеведение’, сборники ‘Православие и народная культура’, ‘Христианство и философия’, выпущен 21-й номер альманаха ‘К Свету’, посвященный 100-летию прославления преп. Серафима. Разработано и издано ‘Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста’, выпущены брошюры ‘Подарок к празднику’ (Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности), ‘Мамина школа’ (Программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов).

Его Святейшество благословил создание при Отделе Научно-методический экспертный совет по православному образованию, целью которого является рецензирование учебно-методической литературы по Закону Божию и Православной культуре. Вся учебно-методическая литература, издаваемая в епархиях, должна представляться в Синодальный отдел религиозного образования для прохождения экспертизы на предмет соответствия православному вероучению и пригодности для учебного процесса.

Раз в неделю по часу, каждую субботу, продолжает выходить в эфир радиопрограмма Отдела на волнах радиостанции ‘Центр’ на средних волнах ( частота 1503 кГц). Программа посвящена церковным праздникам, насущным вопросам православного образования и проблемам православной культуры, нравственному и патриотическому воспитанию, социальному служению Церкви, освещению работы Рождественских Чтений и других православных конференций.

Анализ общего состояния православного образования в епархиях Русской Православной Церкви показывает, что преодолеть исторически сложившийся на протяжении последнего столетия разрыв между Церковью и школой, в которой активно насаждалось атеистическое и рационалистическое мировоззрение можно только на путях развития православной системы образования, глубокого осмысления состояния современной школы и ее педагогической системы, понимания ее сильных и слабых сторон, возвращения ее к ценностям, выработанным православной традицией, к духовно-нравственным началам жизни. Нужно не только поднять общественный статус учителя, но и вернуть ему осознание себя наставником, водителем детей к свету Истины. Учитель должен не только быть передатчиком знаний, но и приобщать детей к подлинному смыслу жизни, уметь сам отделить важное и главное от второстепенного и побочного.

При этом следует отметить особую роль пастырей, духовных наставников учителей-мирян и учащихся. Нужно утвердить Положение о статусе духовника (который может быть также куратором или инспектором) православного учебного заведения.

Православные учебные заведения должны проходить обязательное лицензирование в Епархиальных отделах религиозного образования.

На заседании Священного Синода было бы целесообразно: утвердить типовые положения о церковно-приходской Воскресной школе; о православном среднем общеобразовательном учебном заведении; об Епархиальной Аттестационной комиссии и о порядке аттестации работников религиозного образования; о статусе духовника (куратора или инспектора) церковного учебного заведения; о статусе катехизатора, учителя Закона Божьего, церковного педагога, православного методиста в системе церковно-приходского образования; о системе подготовки кадров и повышении квалификации работников религиозного образования; об Инспекции православных учебных заведений для мирян.

Основываясь на п. 3 ст. ХVIII (Об изменениях настоящего Устава РПЦ), предлагаю на рассмотрение Архиерейского Собора проект поправки Устава Русской Православной Церкви после ст. XIII (Духовные учебные заведения).

Проект поправки в Устав Русской Православной Церкви.

XIV. Православные учебные заведения для мирян.

Православными учебными заведениями для мирян являются детские дошкольные учреждения, начальные и средние общеобразовательные школы, детские учреждения дополнительного образования, высшие учебные заведения, катехизаторские курсы, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, осуществляющие свою деятельность в строгом соответствии с православным вероучением и находящиеся под окормлением священноначалия Русской Православной Церкви.

1. Православные учебные заведения для мирян состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемом через Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации.

2. Канонически Православные учебные заведения входят в юрисдикцию того епархиального архиерея, на территории епархии которого они находятся.

3. Православные учебные заведения для мирян учреждаются физическими и юридическими лицами по их добровольному согласию, с благословения правящего архиерея. В числе учредителей должна быть хотя бы одна из религиозных организаций Русской Православной Церкви.

Для получения статуса юридического лица Православное учебное заведение для мирян регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения Православного учебного заведения для мирян.

4. Православное учебное заведение для мирян приступает к своей деятельности после благословения правящего архиерея. С благословения правящего архиерея утверждается духовник (куратор) Православного учебного заведения для мирян.

5. Православные учебные заведения для мирян в своей гражданско-правовой, образовательной деятельности обязаны соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения.

6. В случае невыполнения положений, указанных в п. 5 настоящей статьи, а также, в случае принятия Православным учебным заведением для мирян решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, Православное учебное заведение для мирян лишается подтверждения принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности Православного учебного заведения для мирян как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на использование в своем наименовании названия и символики Русской Православной Церкви’.

В связи с этим возникает необходимость внести соответствующие поправки и в ст. XV. (Имущество и средства) по пунктам: 1, 5, 7, 21 — 23, 25, 26 — 28. в виде добавления записей ‘Православные учебные заведения для мирян’ после записи ‘Духовные учебные заведения’.

Смотрите также