Митрополит Кирилл: «Перед традиционными религиями России лежит обширное поле деятельности по духовному просвещению и воспитанию людей»

6 октября 2004 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил в прямом эфире на вопросы вечерней информационной программы «Страна и мир» (НТВ). Текст интервью Владыки Кирилла приводится ниже.

В нашей студии — один из участников встречи Президента России с отцами Архиерейского Собора Русской Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Здравствуйте, Владыко. Спасибо, что пришли.

На сегодняшней встрече Президент Путин призвал Церковь к сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Каким, на Ваш взгляд, может быть практический вклад Церкви?

— К сожалению, современный терроризм нередко подпитывается псевдорелигиозными идеями, поскольку лидеры террористов пытаются эксплуатировать религиозные чувства людей. Именно об этом говорил Президент страны на сегодняшней встрече.

Распространение псевдорелигиозного экстремизма в России во многом спровоцировано религиозной безграмотностью. Любая чушь, облеченная в некое подобие религиозной догмы, способна подвигнуть некоторых людей на серьезные поступки. Мы видим, что именно подобное происходит со многими несчастными, которых обманывают, заманивая в экстремистские организации и прикрываясь религиозной риторикой.

Именно поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы религиозного просвещения народа и, конечно, нравственного воспитания людей. Ибо отсутствие моральных поведенческих императивов формирует и психологический портрет, и образ действий экстремиста. Таким образом, перед традиционными религиями лежит обширное поле деятельности по духовному просвещению и воспитанию людей.

— Сейчас много говорят о планируемом внесении в общегражданский паспорт нового вида носителя информации о персональном коде человека. Почему Церковь выступает против этого?

— Мы против подобных нововведений в общегражданских документах, поскольку сегодня значительная часть верующих негативно относится к самой идее персонального кода. Настроения среди верующих варьируются от недоумения до категорического неприятия.

Суть вопроса в том, что код усваивается личности. Некоторые люди говорят: «У нас есть имя, данное нам в Крещении. Почему же кто-то без нашего ведома, без нашего участия и согласия присваивает нам нечто, что в электронном или в графическом виде заменяет имя, которое дано в Святом Крещении?» Налицо несогласие с данной системой учета граждан, обусловленное религиозными мотивами.

Существует также опасение, что личные коды — это лишь первый этап построения системы тотального контроля над человеком. Поскольку никто не может расшифровать, а значит, и контролировать информацию, которая заключается в личном коде, возникают обоснованные опасения, что в условиях глобализации может быть установлен тотальный контроль над человеческой личностью, а это вызывает протест со стороны многих мыслящих людей.

Сейчас, как вы знаете, в Государственной Думе рассматривается проект Закона «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации». Мы находим понимание среди депутатов по обсуждаемому вопросу и надеемся, что, согласно новому закону, в паспортах не будет графы, содержащей личный идентификационный код.

— Владыко, одной из горячо обсуждаемых в последнее время тем остается вопрос о канонизации Григория Распутина и царя Иоанна Грозного. Какова позиция Церкви по этому вопросу?

Собор выступил категорически против прославления в лике святых этих людей.

— Почему?

— Причина проста: в жизни этих людей не обнаружено ничего, что могло бы дать основания для рассмотрения их кандидатур в связи с возможной канонизацией. Дело в том, что существует немало фактов в биографиях обеих исторических личностей, которые входят в категорическое противоречие не только с принципами святости, традиционными для Православной Церкви, но даже и с общеизвестными категориями христианской морали.

Достаточно вспомнить, что царь Иоанн Грозный убивал сам и приговаривал к смерти многих людей, и никакой «политической целесообразностью» эти массовые жертвы оправдать невозможно. Тем менее возможно оправдать убийство святого митрополита Московского и всея Руси Филиппа и святого старца преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Нельзя найти оправдания и убийству царем Иоанном собственного сына. Из исторических документов известно также и о многоженстве Иоанна Грозного, и о том, что вследствие его безнравственности он был отлучен от Причастия до конца жизни.

Столь же неоправданна постановка вопроса о канонизации и в отношении Григория Распутина. Еще в царское время был начат консисторский процесс, то есть разбирательство церковного суда, для выяснения связей Распутина с хлыстовскими сектами. Его высказывания по религиозным вопросам проникнуты нездоровой псевдодуховностью.

Некоторые люди говорят, что царь Иоанн Грозный и Григорий Распутин были оклеветаны. Что ж, мы не против исторической реабилитации этих личностей на основе достоверных фактов и свидетельств. Давайте проводить конференции, изучать исторические документы и, может быть, в свете новых научных изысканий эти личности будут выглядеть не столь зловеще, как теперь. Но ведь историческая реабилитация вовсе не означает канонизации. На белом свете много хороших и добрых людей. Но лишь немногих подвижников благочестия Церковь прославляет в лике святых.

— Владыко, известно, что за пределами России живут миллионы православных людей, они хотели бы, быть может, переехать в Россию, но им мешают строгие законы. Как им можно помочь? У Церкви есть какие-нибудь предложения по решению этой проблемы?

— Мы выступаем за то, чтобы русские, православные люди имели возможность возвращаться на свою историческую Родину, чтобы этот процесс был максимально облегчен. Мы должны поддержать наших соотечественников, родных нам братьев и сестер по крови и по вере.