В Москве прошла конференция «Православное паломничество: традиции и современность»

27 октября 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Паломническом центре Московского Патриархата прошла общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность».

Приветствие Предстоятеля Русской Православной Церкви организаторам и участникам конференции огласил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

С приветствиями в адрес участников мероприятия выступили также представители Государственной Думы, Совета Федерации, Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, Правительства Москвы.

В приветствии руководителя Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму В.Фетисова, в частности, говорится: «Федеральное агентство разделяет позицию Русской Православной Церкви и Межконфессионального совета России в вопросе о том, что паломничество не является туризмом, и считает необходимым законодательно разделить эти понятия».

В конференции приняли участие 234 человека, в том числе председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, заместитель председателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк, представители 30 епархий Московского Патриархата, находящихся на территории России, гости из Украины и Молдовы, а также представители органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, сотрудники Синодальных учреждений, Духовных учебных заведений, наместники и настоятели монастырей, руководители паломнических организаций и служб из различных регионов России, а также ряда туристских организаций.

С основным докладом по теме конференции выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Рассказав об истории и современном состоянии паломнической деятельности в России, митрополит Кирилл сообщил, что в епархиях, приходах, монастырях Русской Православной Церкви в настоящее время работают 88 паломнических служб, отделов, центров, организаций, а также 47 гостиниц паломнического класса и 25 странноприимных домов.

«Накопленный в течение нескольких лет опыт организации паломнических поездок позволил Отделу внешних церковных связей выйти на новый уровень и создать в 1999 году Паломнический центр на базе гостиницы «Университетская». Главной задачей Центра является возрождение православного паломничества, создание церковной гостиничной сети. Паломнический центр осуществляет работу по организации поездок православных верующих, проживающих за рубежом, к российским святыням. Возрождена традиция издания паломнического журнала, который издается с 2000 года под названием «Православный паломник». Открыт интернет-сайт Паломнического центра.

Ведется работа по возрождению Императорского православного палестинского общества, которое до революции занималось организацией паломничества во Святую Землю. В ближайшее время планируется открыть курсы по подготовке специалистов в сфере паломничества для епархий, монастырей и приходов.

На базе Крутицкого подворья в Москве создан Музей путешествий и паломничеств по Святым местам.

Помимо официальных церковных структур, в России действуют 29 общественных православных организаций, которые также занимаются организацией паломнических поездок.

Около двух миллионов россиян ежегодно совершают паломничество к православным святыням страны.

Согласно статистическим данным, в 2004 году число паломников, выезжавших для поклонения православным святыням за границу, составило около 50 тысяч человек, с учетом стран СНГ — более 200 тысяч. Внутри страны совершили паломничество около двух миллионов россиян. Поток паломников в Россию из-за рубежа после трагических событий 11 сентября 2001 года резко сократился. По оценкам специалистов, их число не превышает 15-20 тысяч паломников в год.

Несмотря на достигнутые успехи в церковной организации паломничества, значительная часть как зарубежных, так и внутрироссийских паломнических поездок по-прежнему организуется туристическими фирмами. К сожалению, не все эти фирмы отвечают своему назначению. Нередки жалобы людей на организацию этими фирмами поездок к святым местам.

В некоторых епархиях вопросы организации паломничества переданы в ведение коммерческих структур, — отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Делается это сознательно, по причине отсутствия собственной паломнической структуры. К сожалению, сохранение подобной тенденции может привести к монополизации паломнического дела группой туристических фирм, как это произошло в Греции, в Турции, во Святой Земле, — предупредил митрополит Кирилл.

Следует отметить, что духовные потребности паломников и многовековые традиции православного богомолья, как правило, игнорируются коммерческими фирмами. Существенным отличием православного паломничества от туризма является то, что главным для паломника является поклонение святыне, а не только осмотр исторических достопримечательностей в храме или монастыре. Паломники осмысленно принимают участие в богослужении, причащаются Святых Христовых Таин, молятся перед чудотворными иконами, поклоняются честным мощам угодников Божиих. Соблюсти такие высокие требования к паломническим поездкам коммерческим турфирмам практически невозможно. Таким образом, Русской Православной Церкви предстоит важный выбор: каким путем идти. Или мириться с тем, что православное паломничество будут организовывать зарубежные и отечественные туристические организации, что грозит искажением самого смысла паломничества, либо взять организацию паломничества в свои руки, тем самым оставив его в церковной ограде. Думаю, что постановка этого вопроса очень своевременна.

Надо понимать, что паломничество в современных условиях для многих людей является средством воцерковления. Так, особое место в молодежной работе Церкви занимают паломнические поездки по монастырям и храмам, — подчеркнул митрополит Кирилл. — Это не прикладное служение, а общецерковное дело, это одно из самых важных наших служений, включающее в себя свидетельство о Христе, научение людей, катехизацию.

Организация паломничества — это общецерковное дело, которое меньше всего имеет отношение к коммерции, но, прежде всего, является средством церковной проповеди. Паломничество имеет и миссионерское значение: часто монастыри и храмы посещаю люди нецерковные, для многих из них такая поездка — это первое соприкосновение с Церковью. Человек едет в монастырь посмотреть на архитектурный памятник, его влечет туда эстетическое чувство или любовь к истории. И от того, что произойдет с ним в этой обители, возможно, зависит, возгорится ли в душе этого человека вера, откроются ли его ум и сердце для восприятия слова Божия».

Остановившись на некоторых вопросах организации паломнических поездок, председатель ОВЦС МП подчеркнул: «Существенные ограничения на развитие паломнической инфраструктуры налагает непроработанный в достаточной мере правовой статус паломничества. Российским законодательством паломничество упомянуто только в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», в статьях, где перечислены виды религиозной деятельности.

Закон относит паломничество именно к религиозной, а не к коммерческой деятельности. К сожалению, данное упоминание носит декларативный характер, понятие паломничества в законе не раскрыто. Вследствие этого российскими чиновниками и коммерсантами паломническая деятельность рассматривается как туризм. Тем самым организация паломничества трактуется как коммерческая деятельность, а не описывается как отдельный род деятельности, связанный с религиозной жизнью человека. Богомолец приравнивается к туристу, а епархиальные паломнические службы рассматриваются как туристические фирмы, причем весьма низкого уровня. От паломнических служб требуют приобретать дорогостоящие лицензии на ведение туристической деятельности, получать государственные разрешительные документы.

Нередко получается так, что небольшая паломническая служба при монастыре или приходе практически не получает прибыли, потому что обеспечивает бесплатное проживание и питание богомольцев, тем не менее она облагается налогами на общих условиях.

Паломничество к зарубежным святыням стоит еще дороже и потому недоступно для подавляющего большинства православного населения России. Необходимо создать такую паломническую сеть, которая могла бы обеспечить возможность посетить Святые места в том числе и людям с небольшим достатком».

Как сообщил митрополит Кирилл, представители Русской Православной Церкви неоднократно поднимали перед законодательной и исполнительной властью вопрос о необходимости разделить в правовом плане понятия туризма и паломничества. Эта идея получила поддержку со стороны лидеров традиционных религий России: мусульман, иудеев и буддистов. 9 апреля 2003 года Межрелигиозный совет России рассмотрел вопрос о состоянии религиозного паломничества в России и пришел к единому мнению, что паломничество не относится к туристической деятельности. В Государственную Думу Российской Федерации было внесено предложение о внесении соответствующих изменений в законодательство. При Федеральном агентстве по физической культуре, спорту и туризму были созданы рабочие группы по работе в сфере туризма. В эти группы вошли и представители Русской Православной Церкви.

В заключение доклада митрополит Кирилл отметил: «Паломничество, поклонение святыням — это значимая часть полноценной церковной жизни, поэтому возрождение традиций богомолья, организация паломнической деятельности являются важнейшим общецерковным делом. И это служение нужно развивать, учитывая, с одной стороны, тысячелетнюю паломническую традицию нашей Церкви, с другой — сложившуюся в мире современную практику организации туризма».

С докладом «Православное паломничество: Содержание понятий» на конференции выступил епископ Егорьевский Марк.

Коснувшись различий между паломнической и туристической деятельностью, епископ Марк сказал: «Можно приехать в монастырь или храм на поклонение святыням, а можно — и на экскурсию. В этом нет ничего плохого. Слава Богу, что люди интересуются православными монастырями, их архитектурой, однако паломничество и туризм — совершенно разные понятия: паломничество — это проявление религиозной жизни, а туризм — это проявления жизни культурной».

О возрождении паломнических традиций в Тамбовской епархии рассказал епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

В ходе конференции прозвучало 34 доклада, посвященных различным аспектам паломнической деятельности.

Итоговым документом форума стали рекомендации Синодальным учреждениям, Епархиальным управлениям и паломническим службам по организации церковной паломнической деятельности.