В Паломническом центре прошла церковно-научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского)
22.09.2004 · Архив 2005-2009, События
22 сентября 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Паломническом центре Московского Патриархата открылась международная церковно-научная конференция «Сердце, вместившее Восток», посвященная 200-летию со дня рождения великого русского церковного ученого, византиниста и востоковеда епископа Порфирия (Успенского). Организаторами этого церковно-научного форума выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Императорское Православное Палестинское Общество и Научный совет Российской Академии наук «Роль религии в истории».
Приветственное послание в адрес участников конференции направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Перед началом конференции в домовом храме Паломнического центра состоялась панихида по приснопоминаемому епископу Порфирию, которую совершил епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС МП в сослужении сотрудников ОВЦС в священном сане.
Открыл конференцию председатель Императорского Палестинского общества Я.Н.Щапов, обратившийся к присутствовавшим с приветственным словом.
С докладом «Епископ Порфирий (Успенский) и развитие отношений Русской Православной Церкви с христианским Востоком» выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
«Идея церковно-научной конференцией отметить славный юбилей выдающегося русского ученого, знаменитого церковного деятеля епископа Порфирия (Успенского) заслуживает всяческого одобрения, — отметил митрополит Кирилл. — К сожалению, в нашем быстро меняющемся мире внимание абсолютного большинства людей часто обращено не на подобного рода юбилеи и годовщины, но на совсем другие предметы и обстоятельства. Нам же следует помнить наставников наших не только потому, что слово Божие призывает именно так относиться к тем, кто предшествовал нам, но чтобы с их помощью понять то, что происходит сегодня в нашей жизни. Так, без трудов и наследия Владыки Порфирия (Успенского) невозможно представить себе современной системы межправославных отношений».
Митрополит Кирилл подчеркнул, что епископ Порфирий сыграл решающую роль в становлении русского присутствия во Святой земле, организации системы паломнической связи России с Палестиной.
«Нужно, чтобы не только в работах ученых, но и в нашей живой и благодарной памяти сохранялось имя выдающегося церковного ученого, подвижника и иерарха епископа Порфирия (Успенского), — сказал далее председатель ОВЦС МП. — Вспоминая ныне жизнь и труды епископа Порфирия, прежде всего хотелось бы поразмышлять о значении его деятельности для современной Русской Православной Церкви. В свое время после долгого перерыва он стал одним из первопроходцев в деле возобновления связей Российской Православной Церкви с христианским Востоком. Собранные им рукописи, иконы, написанные им научные работы не только вновь открыли для русского общества духовное богатство Палестины и православного Востока, но и познакомили русских людей с тяжелой обстановкой, в которой существовало тогда Восточное христианство.
В течение практически всего XVIII века Россия была занята освоением и переработкой культурных и исторических достижений Западной Европы. Это был необходимый и естественный процесс для великой державы, которая должна была воспринять все передовое, все новое, с чем она столкнулась, чего достиг на тот момент европейский мир. В то же время в условиях культурного, духовного, интеллектуального столкновения с западной цивилизацией необходимо было сохранить свою веру, свои самобытные традиции. Особенно активно самобытность России стала осмысляться на богословском и философском уровне в XIX веке. Можно утверждать, что это стало происходить не без глубокого осознания русским обществом своей исторической неразрывной связи с православным Востоком. И усилия Преосвященного Порфирия во многом способствовали этому процессу».
«Тесная взаимосвязь епископа Порфирия (Успенского) с процессом осознания Россией себя как части христианского Востока делает его труды особенно актуальными для современной Русской Православной Церкви, а также для государств, находящихся на территории бывшей Российской империи, — считает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Сегодня принято говорить о существовании в мире нескольких цивилизаций, развившихся на основе определенных культурных и религиозных традиций. Среди них выделяется и восточно-христианский мир. Как и во времена епископа Порфирия, наше общество вновь стало обретать интерес к самобытности собственной цивилизации, к установлению более тесных связей внутри православного мира. В нашей Церкви интерес к христианскому Востоку возрастает не только в среде богословов и историков, но и на уровне простых верующих, которые тысячами, несмотря на опасности такого путешествия, едут во Святую землю, на Синай, на Афон, к святыням на территории Турции, Сирии, Египта».
Благодаря епископу Порфирию (Успенскому) бесценные церковно-исторические документы, хранившиеся в библиотеках восточных монастырей, стали широко известны в научных кругах, вошли в научный оборот. Как известно, именно он, правда, почти в одно время с К.Тишендорфом, обнаружил на Синае список Ветхого и Нового Заветов, датированный IV веком и именующийся ныне Синайским Кодексом. Этот драгоценный текст хранился в Петербургской Императорской публичной библиотеке до 1930 года, пока не был продан в Британский музей.
Таковы лишь некоторые из трудов Преосвященного Порфирия, известного также своей просветительской деятельностью, организацией Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, попечением о судьбе коптов. «Посещение монастыря святой Екатерины на Синае, а также Каира, других мест в Египте открыло для епископа Порфирия проблему выживания Коптской Церкви, ее диалога с Православной Церковью», — отметил митрополит Кирилл. — В те времена Коптская Церковь находилась не в лучшем состоянии. Под иноземным владычеством традиции приходили в упадок, из употребления исчезал коптский язык, не было национальной Духовной школы, само исповедание веры подвергалось периодическим гонениям. Кроме того, активизация протестантской и католической миссий несла с собой вестернизацию, отдаление от традиций. Подобное положение вещей вызвало у епископа Порфирия желание исследовать возможность улучшения положения коптов. В качестве существенного условия этого он рассматривал воссоединение коптов с Православием и развитие национального просвещения. Он проводил переговоры на эту тему с представителями Коптской и Эфиопской Церквей, начал исследование богословских разногласий между православными и монофизитами. Для этого он изучил древние Символы веры коптских патриархов, относящиеся к периоду после Халкидонского Собора, и пришел к выводу, что коптам нельзя приписать так называемое «монофизитство», в котором их обвиняют. При этом епископ Порфирий увидел главное расхождение с православными не в богословском понимании воплощения Сына Божия, а в различии языковых средств в выражении этого догмата. По его мнению, доказательством православности коптов является их приверженность в понимании учения о воплощении Сына Божия учению святых Афанасия и Кирилла Александрийских». Митрополит Кирилл выразил мнение, что труды Владыки Порфирия имеют большое значения для современных богословов, ведущих диалог с представителями дохалкидонских Церквей.
По мнению Владыки Кирилла, епископ Порфирий представляет собой одну из тех личностей, которые определили магистральные направления в исследовании восточно-православного мира: «Эти направления остаются актуальными и по сей день. Многие из добытых им рукописных сокровищ еще недостаточно изучены и осмыслены. Сам епископ Порфирий видел свою роль в максимально возможном сборе и освоении фактического материала. Он писал о себе: «Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы подобно пчеле принести прекрасный мед в родной улей. Я пчела Божия, а Россия — мой улей». Одна из главных заслуг епископа Порфирия состоит в том, что он разбудил интерес, а у некоторых соотечественников — и любовь к христианскому Востоку».
Заместитель председателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк выступил с докладом «Епископ Порфирий — основатель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме», в котором осветил различные аспекты служения Владыки во Святой земле и рассказал о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться при осуществлении своей миссии.
На конференции также выступили с докладами заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Н.Н.Лисовой, О.А.Барынина (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН), И.С.Чичуров (Институт всеобщей истории РАН), И.Н.Лебедева (Библиотека РАН, Санкт-Петербург), Л.И.Беляев (Институт археологии РАН), другие светские и церковные ученые.