Приветствие Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира делегатам и гостям XI ежегодной Генеральной ассамблеи Межпарламентской Ассамблеи Православия

Уважаемый Владимир Михайлович Литвин!

Уважаемые господа президент и генеральный секретарь Межпарламентской Ассамблеи Православия!

Уважаемые господа парламентарии!

Братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас в Киеве, колыбели восточнославянского Православия. Тысячу лет назад здесь произошло событие, которое переломило судьбу восточных славян, предопределило их путь от тьмы к свету, от рабства к свободе, дало перспективу их исторической жизни в семье христианских народов. Это Крещение равноапостольным великим Киевским князем Владимиром русичей, а по сути — рождение народа, который в последующей своей истории неоднократно являл образцы высокого, жертвенного служения Богу, внес значительный вклад в культурное и научное наследие человечества.

Отрадно, что элита православной политической мысли имеет свою международную организацию, призванную содействовать законодательному обеспечению осуществления миссии Православной Церкви в каждом государстве и обществе, отстаивать ее интересы в международном сообществе. Это особенно важно сегодня, когда предпринимаются попытки оставить Православие на обочине европейских и мировых интеграционных процессов, исключить его из системных основ будущего глобального мироустройства. Мы считаем, что объединение Европы и мира должно происходить не на основе унификации, «подгонки» народов и стран под стандарты и принципы одной цивилизационной модели, а на условиях сосуществования и сохранения всех традиционных для объединяющихся народов ценностей. Это более сложный путь, но именно он ведет к истинному объединению, а не разобщению.

Мы внимательно следим за деятельностью Межпарламентской Ассамблеи Православия, изучаем опыт по разрешению проблем церковно-государственных отношений, религиозного образования, социального служения Православной Церкви в ваших странах. Особенно ценно то, что ваши наработки уже воплощены в законодательных актах ваших государств. Это тот путь, который нам еще предстоит пройти в наших непростых отношениях с законодательной и исполнительной властью в Украине.

Нынешняя сессия Ассамблеи посвящена актуальной проблеме свободы и безопасности. Мы видим, что сегодняшний мир, дарованный нам Богом, становится все менее безопасным для существования человека, народов и всего живого. Технологические и экологические проблемы, военные конфликты постоянно держат человечество в напряжении, ставя под угрозу основополагающее право человека — право на жизнь.

Новый вызов человечеству — международный терроризм, целенаправленное убийство невинных людей во имя политических целей. Православная Церковь считает терроризм смертным грехом, богоборчеством, злодейским покушением на человека, образ и подобие Божие, чему нет и не может быть никаких оправданий. Борьба с терроризмом — это борьба со злом, злом абсолютным, бесчеловечным.

Мировое сообщество предлагает различные методы борьбы с ним, один из них — введение тотального контроля за жизнью и деятельностью человека. Мы видим, что уже сегодня для более качественного учета и контроля человеку присваивается идентификационный номер, создается электронная база данных о его семейном положении, собственности, производственной деятельности и тому подобное. доступная как национальным, так и международным полицейским органам. И здесь действительно возникает чрезвычайно важная проблема «параметров» свободы человека в современном мире: имеют ли они право на существование, кто их может определить, и чем человек может пожертвовать во имя личной безопасности и безопасности других людей. В Украине давно идут дискуссии об идентификационных кодах, принимать которые обязывает своих граждан государство. Священный Синод Украинской Православной Церкви признал право верующего отказываться от кода, если это противоречит его убеждениям, и Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился в Парламент, который принял соответствующее постановление. Однако на практике оно не реализуется. Верующие повсеместно выигрывают суды у налоговой инспекции, тем не менее, механизм реализации права человека не иметь кода так и не придуман. Нам хотелось бы услышать, как эта проблема решается в ваших странах.

Свобода, как и жизнь, дарована человеку Богом, — это краеугольный камень его существования. Однако религиозное понимание свободы отличается от светского: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8. 32). С православной точки зрения, свободный человек — это верующий человек, а безверие — это путь к греху и рабству. Этой проблеме посвящены замечательные труды нашего земляка киевлянина, выдающегося религиозного философа Николая Бердяева, юбилей которого мы недавно отмечали. В основе всех преступлений, в том числе и преступлений против личности, лежит грех. А он излечивается не правоохранительными органами, системой слежки и контроля, а верой и покаянием. Вера не только спасает, но и исцеляет.

Однажды Святейший Патриарх Алексий II заявил: «Чтобы в государстве было меньше тюрем, надо, чтобы в нем было больше храмов». Православная Церковь всегда советовала государству, говоря образно, бороться не с плесенью, а с сыростью. Общество, основанное на православных устоях, имеет высокий иммунитет к искушениям мира сего. По нашему мнению, государство, если оно действительно заботится о свободе и безопасности своих граждан, должно всячески способствовать Церкви в осуществлении ее миссии, прежде всего душепастырской работе и социальному служению.

В этой связи хочу кратко остановиться на узловых проблемах церковно-государственных отношений в Украине. Не секрет, что мы едва ли не единственная не только в Европе, но и в Евразии страна, в которой Церковь не имеет статуса юридического лица. Этого статуса мы были лишены в первые годы советской власти, и до сих пор нам отказано вправе его иметь. Богоборческому режиму это было необходимо для организации массовых репрессий и установления тотального контроля над Церковью. Непонятно, для чего такое положение Церкви нужно сохранять в правовом, демократическом государстве, каким является независимая Украина. Это создает много ненужных препон для жизнедеятельности Церкви, ее отношений с государственными и общественными структурами.

Вторая проблема — реституция. Всем известно, что Православная Церковь в СССР подвергалась невиданным гонениям. По официальным данным, было разрушено более 100 тысяч православных храмов (в Киеве — 145 храмов и церковных сооружений), репрессированы сотни тысяч священнослужителей, миллионы мирян. Если за более чем 900 лет существования Киевской митрополии погибли три Киевских митрополита (митрополит Иосиф пропал без вести во время штурма Киева монголо-татарами в 1240 году, митрополита Герасима в 1435 году сожгли в Витебске католики, священномученика митрополита Макария убили крымские татары в 1496 году), то с 1918 по 1940 год были казнены или погибли в тюрьмах восемь Киевских митрополитов и епископов, временно управлявших Киевской епархией, трое умерли после лагерей и ссылок, один — от голода в 1933 году, один — в иммиграции. Всего в Киеве погибло более пяти тысяч священников и монашествующих. Сохранившиеся православные храмы в прямом смысле залиты кровью мучеников.

Сегодня у нас 175 монастырей, около 11 тысяч приходов, верующие на свои мизерные средства возводят, восстанавливают и реставрируют тысячи храмов (по их количеству мы еще не скоро достигнем дореволюционного уровня). А в это время власти передают наши храмы униатам, раскольникам и прочим организациям, никакого отношения к нашей репрессированной Церкви не имеющим. То же касается сохранившихся помещений киевских Духовных школ. В них благоденствуют сторонние организации, а наша Духовная академия и семинария ютятся в Лавре. То, что нам возвращают в год по чайной ложке, передают в ужасном состоянии, и не в собственность, а в пользование или аренду. Даже как-то неловко говорить, но и мощи святых угодников Киево-Печерских мы арендуем у государства! Мы считаем, что все имущество, храмы и церковные сооружения должны быть возвращены законному владельцу, без всяких условий и в собственность.

Наконец, третья болезненная проблема церковно-государственных отношений в Украине — это преподавание в школах и вузах основ православной культуры, Закона Божьего, христианской этики. Парадокс: курс религиоведения, который является не чем иным, как адаптированным к новым условиям курсом бывшего научного атеизма, не только разрешен, но и обязателен для изучения в школах и вузах, а православные дисциплины на расстояние выстрела не подпускают к детям и молодежи. Стоит ли удивляться, что выпускники школ и вузов крайне скептически относятся к Православию, а затем шагают по жизни без веры?

Я полагаю, что решение этих первоочередных проблем откроет путь к более тесному сотрудничеству Украинской Православной Церкви и государства на благо отдельного человека и всего народа.

Надеюсь, что дискуссии на вашем форуме помогут глубоко уяснить суть поставленных проблем и найти оптимальные пути к их разрешению.

Призываю Божие благословение на всех участников Ассамблеи!