Епископ Венский и Австрийский Иларион принял участие в конференции «Слава Божия есть живой человек»
10.07.2004 · Архив 2005-2009, События
С 4 по 10 июля 2004 года представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион находился в Мельбурне (Австралия) для участия в научно-богословской конференции, организованной Австралийской и Новозеландской ассоциацией богословских школ. Темой конференции, проходившей в Королевском колледже Мельбурнского университета и посвященной различным аспектам христианской антропологии, были избраны слова священномученика Иринея Лионского «Слава Божия есть живой человек».
Основными докладчиками были епископ Иларион и профессор Свято-Владимирской православной Духовной семинарии в Нью-Йорке (Православная Церковь в Америке) протоиерей Павел Тарази.
Среди других докладчиков были профессор Нового Завета и раннехристианской истории Мельбурнского университета Эрик Осборн, профессор Патриаршей православной Духовной семинарии имени архиепископа Макария в Кении (Александрийский Патриархат) архимандрит Фемистокл (Адамопуло), профессор Нового Завета Мельбурнского университета Дороти Ли, академический секретарь Свято-Андреевского греческого православного колледжа в Сиднее (Константинопольский Патриархат) Филипп Кариатлис, иеромонах Иоанн (Макферзон; Русская Православная Церковь За границей). В конференции приняли участие ведущие богословы и профессора духовных учебных заведений Австралии и Новой Зеландии.
На заседаниях присутствовали архиепископ Сиднейский, Австралийский и Новозеландский Иларион (Русская Православная Церковь За границей), благочинный Мельбурнского округа протоиерей Михаил Протопопов и ряд других клириков Русской Зарубежной Церкви, а также настоятель Свято-Троицкого прихода Московского Патриархата в Мельбурне священник Игорь Филяновский.
4 июля, в канун открытия конференции, епископ Венский и Австрийский Иларион совершил Божественную литургию в мельбурнском Свято-Троицком приходе. По окончании богослужения настоятель прихода священник Игорь Филяновский тепло приветствовал Владыку, особо отметив его труды на ниве духовного просвещения. В своем ответном слове епископ Иларион поделился воспоминаниями о первом посещении Свято-Троицкого прихода в 1996 году и выразил радость по поводу значительного увеличения числа прихожан за прошедшие восемь лет, подчеркнув, что немалая заслуга в этом принадлежит настоятелю прихода.
В тот же день состоялась встреча епископа Илариона с архиепископом Сиднейским, Австралийским и Новозеландским Иларионом (Русская Православная Церковь За границей). Во встрече, прошедшей в теплой и сердечной атмосфере, приняли участие протоиерей Михаил Протопопов и священник Игорь Филяновский. Состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес.
6 июля епископ Венский и Австрийский Иларион выступил в Мельбурнском университете с публичной лекцией на тему «Христианство перед вызовом воинствующего секуляризма». Докладчик отметил, что слова священномученика Иринея Лионского «Слава Божия есть живой человек» указывают на неразрывную связь между Богом и человеком, созданным по образу и подобию Божию. Антропологическое видение раннего христианства, основанное на представлении о Боге как Источнике и верховном критерии истины, противопоставило себя античному представлению о человеке как «мере всех вещей», которое легло в основу современного секулярного гуманизма. Противостояние между теоцентрическим и антропоцентрическим мировоззрениями, по мнению докладчика, является не менее острым в современную эпоху, чем в древности.
Рассказав собравшимся о некоторых событиях, происходивших в последнее время на европейском континенте, Владыка Иларион отметил: «Категорическое нежелание значительного числа европейских политиков включить упоминание о христианстве в Европейскую Конституцию и решительное сопротивление большинства французских общественных деятелей любому открытому проявлению религиозной веры, а также другие сходные явления, имеющие место во многих частях Европы, — лишь надводная часть айсберга. За всеми подобными явлениями прослеживается последовательное, систематическое и целенаправленное наступление воинствующего секуляризма на остатки европейской христианской цивилизации, желание покончить с ней раз и навсегда. Это наступление происходит под барабанный бой сторонников демократии и либеральных ценностей, под громкие крики о защите прав и свобод граждан. При этом, однако, под вопрос ставится основное право человека — открыто исповедовать веру в Бога; под угрозой оказывается право человеческого сообщества строить свою жизнь на основе религиозного мировоззрения».
В своей публичной лекции епископ Иларион коснулся периода гонений на Русскую Православную Церковь в 1920-е и 1930-е годы, когда безбожная власть провозгласила принцип воинствующего атеизма. Непримиримая враждебность коммунизма к вере в Бога, отметил Владыка, объяснялась его претензией на мировоззренческую монополию. Однако, отвергнув единого истинного Бога, коммунистическая идеология создала целый пантеон кумиров и систему псевдорелигиозных символов, сделавшись неким суррогатом религии для миллионов людей, которые были насильственно отторгнуты от веры своих отцов.
«Воинствующий секуляризм, стремительно набирающий обороты в сегодняшней Европе, — подчеркнул далее докладчик, — тоже является псевдорелигией, имеющей свои незыблемые вероучительные установки и нравственные нормы, свой культ и свою символику. Как и русский коммунизм XX века, он претендует на мировоззренческую монополию и не терпит конкуренции. Именно поэтому лидеры секуляризма болезненно реагируют на религиозные символы и вздрагивают при упоминании о Боге. «Если Бога нет, Его надо было бы выдумать», — говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. «Если Бог и есть, о Нем надо умалчивать», — настаивают современные либеральные гуманисты, считающие, что Богу не место в сфере общественного бытия. По их мнению, упоминание о Боге в документах, имеющих общественную значимость, так же как и ношение религиозных символов в общественных местах, является нарушением прав неверующих и агностиков. При этом, однако, забывается о том, что запрет на упоминание о Боге и на ношение религиозных символов является дискриминацией верующих, которым отказывают в праве открыто исповедовать свою религию».
Коснувшись вопроса о взаимоотношении между христианскими и «общечеловеческими» ценностями, составляющими основу современного секулярного гуманизма, Владыка подчеркнул, что верховной и абсолютной ценностью в христианстве, главным критерием истины является единый Бог, явивший Себя миру в Лице Иисуса Христа. Именно Бог воспринимается христианами как источник правовых и общественных норм, а заповеди Христа -как непреложный нравственный закон. Христианская шкала ценностей теоцентрична и христоцентрична. Секулярный гуманизм, напротив, антропоцентричен, ибо воспринимает человека как «меру всех вещей», как абсолютную ценность и мерило истины. Христианство исходит из представления о том, что человеческая природа повреждена грехом и нуждается в исправлении, искуплении и обожении. В гуманизме же само понятие греха отсутствует, и единственное, что, по представлениям гуманистов, должно ограничивать свободу индивидуума, — это правовые нормы, защищающие свободу других индивидуумов.
Как отметил далее Владыка Иларион, до недавнего времени влияние Православия на европейские процессы было достаточно ограниченным. В странах с преобладающим католическим или протестантским населением Православие оставалось мало известным широкой публике; в общественной же сфере — как на национальном, так и на европейском уровнях — оно не играло заметной роли. Эта ситуация, вероятно, изменится после вступления в Евросоюз таких государств православной традиции, как Кипр, Болгария и Румыния. Вместе с Грецией, являющейся членом Евросоюза с 1974 года, странами Балтии и другими европейскими странами, где проживает значительное по численности православное меньшинство, эти государства составят то «православное лобби», которое будет достаточно влиятельным, чтобы вести полномасштабный диалог с европейскими политическими структурами. Важно, чтобы в этом диалоге, наряду с политиками, принимали участие и представители Православных Церквей упомянутых стран. При этом Православные Церкви должны объединить свои усилия со всеми, кто готовы сегодня защищать традиционные ценности в противовес либеральным, религиозные — в противовес «общечеловеческим», кто готовы отстаивать право религий на общественное самовыражение.
Отметив, что процессы, происходящие в современной Европе, имеют аналоги и в других регионах мира, в частности, в Америке и Австралии, епископ Иларион в заключение выразил надежду на то, что представители традиционных конфессий сумеют не только в Европе, но и за ее пределами сформировать единый фронт для противостояния вызову воинствующего секуляризма.
По окончании своего выступления Владыка ответил на многочисленные вопросы слушателей. Лекция представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях вызвала живой интерес присутствовавших и широкий общественный резонанс.
7 июля епископ Иларион выступил по Национальному радио Австралии в программе, посвященной религии в современном мире. В передаче приняли участие также министр иностранных дел Австралии А. Доунер и профессор Гентского университета (Бельгия) Э. Бренс. Отвечая на вопросы корреспондента С. Криттендена, епископ Иларион рассказал о деятельности Московского Патриархата в Европе и поделился мыслями о будущем Православия в Европейском Союзе.
В тот же день в часовне Королевского колледжа Мельбурнского университета настоятелем Свято-Троицкого прихода Московского Патриархата священником Игорем Филяновским была совершена вечерня, на которой присутствовали архиепископ Сиднейский, Австралийский и Новозеландский Иларион (Русская Православная Церковь За границей) и епископ Венский и Австрийский Иларион, а также многочисленные участники конференции, представляющие различные христианские конфессии.
8 июля епископ Иларион выступил на конференции Австралийской и Новозеландской ассоциации богословских школ с докладом на тему «Обожение человека по учению святых Григория Богослова, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы».
9 июля епископ Иларион присутствовал на утреннем богослужении в часовне Королевского колледжа Мельбурнского университета, совершенном архимандритом Фемистоклом (Адамопуло; Александрийский Патриархат) и протоиереем Джоффом Харви (Антиохийский Патриархат).
В тот же день в рамках конференции «Слава Божия есть живой человек» состоялся «круглый стол», в котором приняли участие Владыка Иларион и протоиерей Павел Тарази.
10 июля в Свято-Покровском храме Мельбурна епископ Иларион в сослужении десяти клириков Константинопольского, Московского и Сербского Патриархатов совершил отпевание одного из старейших клириков русского Зарубежья протоиерея Михаила Толмачева. За богослужением присутствовали также клирики Русской Православной Церкви За границей.
В слове после отпевания епископ Иларион рассказал о жизни и служении протоиерея Михаила Толмачева, а также зачитал соболезнования, поступившие в адрес семьи почившего пастыря от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
